4120
17 июня 2021 в 11:00
Источник: Кирилл Петренко
Спецпроект

«Реал Мадрид» и «Лейкерс» от мира видеоигр. Главные команды-династии в киберспорте

Источник: Кирилл Петренко

Ни одна спортивная команда не может побеждать всегда. Но достаточно доминировать хотя бы несколько сезонов, чтобы навсегда остаться в памяти фанатов и войти в историю. Вместе с VOKA, который сейчас проводит серию турниров по Dota 2, CS: GO и Valorant — VOKA League, рассказываем о киберспортивных организациях, подаривших нам главные династии в своих игровых дисциплинах.

Вообще понятие «династия» в спорте все еще не выглядит чем-то определенным. Впервые его применили в прессе в 1905 году относительно бейсбольного клуба «Нью-Йорк Джайентс» под руководством Джона Браша, дальше о династиях заговорили в хоккее, футболе и других видах спорта. При этом строгих рамок у термина нет: династиями просто принято считать спортивные франшизы, которые имеют значительную серию успешных сезонов. Длительность, правда, все еще остается субъективным вопросом: подходит как гегемония «Манчестер Юнайтед» в эпоху тренерства сэра Алекса Фергюсона (тринадцать чемпионств с 1986 по 2013 год), так и недавний триумф баскетболистов из «Голден Стейт Уорриорз» (три чемпионства подряд).

Особенно культовый статус династии приобрели благодаря ежегодным шоу в НБА и монструозным выступлениям «Сан-Антонио Сперс» и «Лос-Анджелес Лейкерс», которые буквально уничтожили чемпионат в начале ХХI века. На двоих эти команды завоевали девять титулов за тринадцать лет, лишь несколько раз позволив другим полюбоваться чемпионскими перстнями. Баскетбольные династии так сильно влюбили в себя мир, что стали главным мотиватором для игроков, менеджеров и владельцев клубов из других видов спорта.

Конечно, в сравнительно молодом киберспорте, который еще продолжает развиваться, не было целых десятилетий под флагом одной команды. Но свои уникальные истории есть — и они совсем не уступают «коллегам» из традиционного спорта.

SK Telecom T1. Трехкратный чемпион LoL, выстроенный вокруг дебютанта

В 2012 году, когда мир еще толком не понимал, что киберспорт пришел в нашу жизнь всерьез и надолго, в Южной Корее индустрия набрала полный ход: видеоигры захватили телевидение и заставили тысячи людей мечтать о карьере профессионального геймера. Коммерческие гиганты тоже начали подозревать, что сфера может принести им хороший доход. Именно поэтому одна из крупнейших телекоммуникационных сетей страны SK Telecom подписала состав команды Eat Sleep Game, чтобы под своим брендом отправить игроков на национальный чемпионат (LCK) по League of Legends. Интересно, что одной командой компания не ограничилась, практически сразу организовав SK Telecom T1 #2, состав которой выстраивался вокруг стремительно набирающего опыт и популярность парня с никнеймом Faker.

В первый год существования вторая команда показала себя даже лучше первой — SK Telecom T1 #1 провалила весенний турнир и вылетела во второй дивизион. А вот состав, который возглавлял Faker, неплохо провел весенний сплит (3-е место), выиграл летний этап и квалифицировался на чемпионат мира. В статусе андердога команда выиграла семь матчей группового этапа, уступив лишь однажды, затем безошибочно добралась до победного финала, по дороге разгромив всех фаворитов. Лидер команды Faker по итогу был признан лучшим игроком года — и это учитывая то, что на соревновательном уровне он провел всего один сезон.

Похмельный 2014 год для SK Telecom T1 был не самым успешным. Вторая команда забрала первое место на зимнем сплите и ограничилась этим достижением. Новый состав первой команды выглядел увереннее, но остался вовсе без трофеев. Зато 2015 и 2016 годы перевернули игру — и все из-за нового правила LCK, которое вынудило организацию объединить две свои команды в одну. Тогда SK Telecom T1 дважды подряд выиграла чемпионат мира и стала чемпионом трижды за четыре года. Правда, безусловное доминирование оборвалось уже в 2017 году. Сначала «телекомы» были недостаточно убедительны в родном чемпионате, затем, несмотря на героические усилия Faker, уступили Samsung Galaxy в финале мирового первенства.

В 2019 году после череды неудач из команды ушел тренер kkOma, который был в SK Telecom T1 с самого начала, а из триумфального состава остался только Faker. Но даже в периоды спадов и турбулентности эта команда продолжает оставаться единственной, кому помимо кубков трех чемпионатов мира удалось завладеть неофициальной «тройной короной» благодаря победам на ЧМ, в LCK и Mid-Season Invitational (что-то вроде футбольной Лиги чемпионов в LoL) в рамках одного сезона.

OG. Дружба, мечты, предательство и рекорды Dota 2

В отличие от своего главного конкурента, крупнейший турнир по Dota 2 — The International — еще никому не покорялся трижды. Но зато там есть свои двукратные легенды — игроки из OG, которым удалось защитить титул, а попутно записать на свой счет четыре «мейджора» (так называются главные турниры сезона с большим призовым фондом).

Один из европейских грандов в Dota 2 появился благодаря двум друзьям — Йохану «N0tail» Сундштайну и Талю «Fly» Айзику, которые спелись еще во времена «каток» в Heroes of Newerth под крылом организации Fnatic (этот состав позже переключился на Dota 2), а затем поняли, что дозрели до собственного проекта. Идея была не лучшей: оригинальная команда ребят под названием (monkey) Business просуществовала всего два месяца. В конце 2015 года товарищи присоединились к OG. Они мечтали доминировать в стиле самой настоящей команды-династии, которая не будет менять состав после каждой неудачи, а наоборот, постарается сохранять коллектив и прогрессировать сообща. И, казалось, это должно получиться.

В 2015—2016 годах OG уже считались фаворитами любого турнира, в котором принимали участие. Команда выиграла Frankfurt Major 2015, затем стала лучшей в рамках DreamLeague Season 5, The Manila Major 2016 и ESL Frankfurt 2016. Казалось, что и The International 2016 должен быть у них в кармане, но турнир обернулся провалом, сразу после которого команда потеряла всех игроков, кроме двух основателей. С новыми участниками OG вернулись уже на The Boston Major 2016 и забрали трофей с собой, став первой командой в истории, которой удалось выиграть два «мейджора» подряд. Дальше — больше: победа над Virtus.pro в Киеве, третий «мейджор» подряд и четвертый в принципе.

К концу 2017 года команда снова забуксовала, провалив ряд турниров и капитулировав на очередном The International. Состав продолжал меняться, но самое страшное было впереди. В 2018-м, за несколько часов до начала China Dota 2 Super Major, Таль «Fly» Айзик ушел из команды в стан Evil Genius, прихватив с собой одного из напарников. Казалось, что после такой драмы OG не восстановится. Команда потеряла одного из основателей, а Йохан «N0tail» Сундштайн — человека, с которым дружил больше девяти лет и провел 1500 игр. Экстренно собранный новый состав хоть и пробился на The International 2018, но казался обреченным.

Что ж, у вселенной были другие планы. В команду вернулся Анатан «ana» Фам, который некоторое время отдыхал от Dota 2. Появился малоизвестный, но перспективный Топиас Миикка «Topson» Таавицайнен. А N0tail и оставшиеся в команде Себастьян «Ceb» Дебс и Джесси «Jerax» Вайникка собрали все силы для большого финала — не подозревая, что этих финалов будет два. Впервые в истории Dota 2 команде удалось выиграть два The International, причем OG сделали это подряд и в одном составе — как и мечтали N0tail и Fly. После такого успеха некоторые игроки, уже по традиции, ушли в отпуск. С тех пор — никаких больших побед.

В то же время очевидно, что во многом именно ковидный год разрушил планы и тренировочный процесс OG. Когда команде было необходимо сыгрываться, ее участники оказались отрезаны друг от друга и заперты в разных точках земного шара. Нелепые же и сумбурные выступления OG в менее значимых турнирах вовсе не удивляют, ведь команда всегда славилась в первую очередь своей игрой при свете софитов больших арен и умением собираться в самые сложные периоды.

Fnatic. Первая команда по CS: GO и ее исторические достижения

Одна из самых влиятельных организаций в истории киберспорта образовалась в 2004 году в Великобритании. Она охватывает много дисциплин и известна, например, победой в первом чемпионате мира по League of Legends. Плюс ко всему, начиная с 2008 года лучшие стрелки команды неизменно занимали первые места в турнирах Intel Extreme Masters по CS 1.6. Но главные достижения Fnatic связаны с обновленной версией культового шутера — Counter Strike: Global Offensive.

Британская команда в принципе первой заявилась на турниры по CS: GO, стоило только Valve презентовать новую игру. В первый состав Fnatic вошли игроки, представлявшие ее в шутере версии 1.6, но когда они не показали достаточно хороший результат, команду перетасовали и сделали полностью датской. Затем на помощь пришли шведы во главе с Андреасом «Schneider» Линдбергом и Робином «flusha» Реннквистом. Именно эти ребята повели Fnatic в бой на первом «мейджоре» по CS: GO — Dreamhack Winter 2013 и в итоге одержали там победу. После этого триумфа команду начало штормить. Нащупать победный путь не удавалось, организация опять обновила состав: один из лидеров 2013 года Джонатан «Devilwalk» Лундберг был переведен в тренеры, а Schneider вовсе исключен.

Перестановки помогли: следующий большой трофей команда завоевала уже в 2015 году на пятом «мейджоре» Valve — ESL One: Katowice 2015. После победы в Катовице следовал турнир ESL One: Cologne 2015, в котором Fnatic мощно прошли дистанцию, одолев Virtus.pro в полуфинале и Team EnVyUs в гранд-финале. Это были нерядовые победы, и именно благодаря им шведы стали первой командой в истории, которой удалось одержать два триумфа на «мейджорах» подряд и три суммарно.

В 2016-м эра команды подошла к концу: победы на «мейджорах» и уверенное доминирование остались в прошлом. При этом вплоть до 2018 года Fnatic сохраняли свой статус легенды, каждый раз выходя из группы и автоматически получая приглашение на следующий большой турнир. Причем им это удавалось рекордные двенадцать раз, при том что их ближайшие преследователи из Virtus.pro делали такое лишь в десяти соревнованиях.

Astralis. Никакого фастфуда и «Большой шлем» CS: GO

В отличие от других киберспортивных дисциплин, в которых нечасто появляются не то что многолетние чемпионы, а даже команды, способные защитить тот или иной титул, в CS: GO помимо Fnatic есть еще одна организация, которую можно окрестить династией.

Astralis начинала в далеком 2013 году под названием Copenhagen Wolves и сразу решила не переводить состав игроков из CS 1.6 и CS: Source в свежую версию шутера, а сделать ставку на неопытных новичков. Первый состав выстроился вокруг Николая «device» Ридца, Питера «dupreeh» Расмуссена и Андреаса «Xyp9x» Хейслета: они все, за исключением device, и сейчас в команде. «Волки» долго разгонялись, и их первые годы были особенно тяжелыми. Состав показывал себя хорошо, но в какой-то момент обязательно ломался под давлением, не доходя не то что до трофеев на «мейджорах», но даже до гранд-финалов. На фоне этого команда постоянно меняла названия: с Copenhagen Wolves на über G33KZ, с über G33KZ на Dignitas, затем спортсмены перекочевали под крыло Team SoloMid, но разочаровали и эту организацию.

В январе 2016 года была наконец создана команда под названием Astralis во главе с капитаном Дэнни «zonic» Соренсеном — в прошлом мощнейшим игроком Дании. Чуть позже к коллективу присоединилась психолог Миа Стеллберг, под кураторством которой участники Astralis превратились в настоящих спортсменов в традиционном понимании: отказались от фастфуда, начали регулярно посещать спортзал и привили себе настоящий боевой дух. На «мейджоре» в Атланте в 2017 году ментально и физически обновленная команда отрывалась во всю мощь и мстила всем своим прошлым обидчикам. В четвертьфинале были побиты игроки Na`Vi, в полуфинале — Fnatic, а в гранд-финале — Virtus.pro.

Конец 2017-го сперва казался по-настоящему черным для игроков, и особенно для device, который из-за болезни кишечника был вынужден взять паузу. Вскоре за деньгами и титулами ушел Маркус «Kjaerbye» Кьербай. Иронично, но именно с этого началось настоящее доминирование Astralis. Вместе с восстановившимся device к составу присоединился новичок Эмиль «Magisk» Рейф — с этого момента команда стала настоящим грандом. За 2018 год геймеры одержали победу в десяти турнирах. В следующем году выиграли еще шесть, среди которых были Intel Extreme Masters Season XIII — Major и StarLadder Berlin Major 2019. Они стали для Astralis вторым и третьим успехом на большом турнире подряд и четвертым в истории. Благодаря этим победам команда стала первым обладателем «Большого шлема» от Intel и гонорара размером в $1 млн — собственно, за эти самые четыре победы. Минувший год для династии обошелся без «мейджоров», но с четырьмя трофеями, а триумфальные выступления в 2021-м, судя по всему, еще впереди (хотя, пожалуй, весь киберспортивный мир молится, чтобы машина Astralis наконец заглохла).

PENTA (G2). Доминирование в Rainbow Six под любым названием

Rainbow Six: Siege для широкой аудитории не кажется игрой из первого киберспортивного эшелона. Тем не менее с 2016 года дисциплина набрала внушительные обороты: обзавелась профессиональной лигой, своеобразным чемпионатом мира — Six Invitational, призовыми до $3 млн и своей командой-династией, которую фактически разделили между собой сразу две организации.

Немецкий киберспортивный клуб под названием PENTA официально образовался в 2014 году, когда серьезных турниров и лиг по Rainbow Six: Siege не было в принципе. Зато стоило образоваться Pro League от ESL при поддержке Ubisoft, как команда влетела в сетку с двух ног, победив в первом же сезоне 2016-го. Следующие два сезона этого года PENTA уже не были так убедительны. Состав регулярно обновлялся, и, пожалуй, единственным человеком, продержавшимся в команде длительное время, был Никлас «Bengu» Моуритцен, который покинул состав всего несколько месяцев назад.

2017 год оказался для немецкого клуба куда более удачным. Сначала PENTA выиграли первый сезон профессиональной лиги, затем стали лучшими во втором. И даже несмотря на вылет из полуфинала третьего тура, команда смогла сделать себе подарок к началу нового года — получила путевку на Six Invitational, где прошла весь путь от группового этапа до победного финала против Evil Geniuses с поражением лишь на одной карте.

Блестящие выступления немцев рано или поздно должны были привлечь внимание больших акул бизнеса. Так и случилось: организация G2 Esports разом выкупила весь состав PENTA, и лучшие игроки Rainbow Six: Siege продолжили свой имперский марш под новым именем. 2018 год начался для бойцов уже из G2 с очередной схватки в финале Six Major Paris с теми же Evil Geniuses — экс-игроки PENTA снова не оставили соперникам шанса. Затем в таком же стиле они забрали трофей восьмого сезона Rainbow Six: Siege Pro League, а закончили год триумфом на DreamHack Winter 2018. Вишенкой на торте стала победа на следующем Six Invitational — в жарком противостоянии с Team Empire, которое закончилось со счетом 12:10 в пользу G2. После такой череды ярких побед, причем в структуре двух разных организаций, команда откровенно сдала. Даже выдавая неплохие игры, G2 транслируют ощущение коллектива, которому вечно чего-то не хватает. Но династии, как правило, и не длятся вечно — в спорте уж точно.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by