412
06 июня 2021 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Моноколесо или электросамокат? Впечатления новичка о плюсах и минусах

Я предпочитаю велосипед и со скепсисом отношусь к клевым футуристичным электроштукам. Наподобие самоката или моноколеса. Последнее вообще выглядело для меня как цирковой станок, который освоит только смелый, ловкий и умелый. Крутить педали и ощущать приятное чувство усталости в ногах — в этом есть кайф от преодоленной дистанции. Но пандемия заставила многих городских жителей посмотреть в сторону эгоистичного электротранспорта.

Речь не про троллейбусы. Общественный транспорт в принципе в пандемию является одним из самых рисковых мест подцепить заразу. Электросамокаты и моноколеса помогают преодолеть пару десятков километров на одной зарядке. Хватит для путешествия на работу и обратно. И в отличие от велосипеда, вспотеть в электрических сапогах-скороходах куда сложнее.

Сегодня расскажу о своих впечатлениях от моноколеса и электросамоката, в чем их плюсы и минусы с точки зрения новичка, который только-только решил подыскать себе электролошадку. Сразу оговоримся, что разнообразие моноколес и самокатов огромное. И нюансов в их выборе немало.  Я катался на моноколесе и самокате от Inmotion из примерно одинакового ценового сегмента.

Чтобы соблюсти хоть какую-то чистоту эмоций. Понять, что я получу за схожие суммы как в лагере моноколесников, так и в стане электросамокатчиков. Коротко и по пунктам поговорим исключительно про тип каждого устройства и ключевые особенности их форм-фактора и работы.

моноколесо, до 30 км/ч, мощность 800 Вт
взрослый/подростковый (макс. 140 кг), до 30 км/ч, мощность 500 Вт, запас хода 55 км, рекуперация, вес 24 кг

Обучение

Как бы ни хотелось все схватывать на лету, но любой транспорт требует обучения. История про сел и поехал — это скорее про ватрушки на зимнем склоне. Но по сравнению с моноколесом обучиться вождению электросамоката проще. Все-таки два колеса — это более устойчивая для новичка конструкция. Как ни крути.

Меня на моноколесо поставил большой энтузиаст этого транспорта и инструктор по обучению езде на моноколесе Игорь Сущенко. Он катает на нем уже шесть лет. За это время обучил азам управления еще сотни моноколесников. И если у вас в истории активности был опыт езды на сноуборде, коньках или роликах, то освоиться на моноколесе будет проще. Чтобы проехать несколько десятков метров по прямой, лично мне потребовалось около часа. Но для уверенной езды в дикой природе тротуаров нужно больше времени.

Опять же, это все индивидуально, мышцы со временем привыкают к новой неожиданной нагрузке, развивается память тела, которое в дальнейшем уже без осознанных команд балансирует на моноколесе. И происходит волшебство: все меньше ты размахиваешь руками при езде, словно срастаясь с ним.

Чтобы поехать на самокате, достаточно десяти минут. Удобно встал на деку, ухватился за руль, оттолкнулся, газанул и попер. Другое дело, что эта ложная самоуверенность может сыграть злую шутку в недалеком будущем. Моноколесники как-то более ответственны, потому что уже потратили десятки часов, чтобы обуздать свой агрегат. Может, я неправ, ведь это мои субъективные наблюдения. Расскажите в комментариях, что думаете по этому поводу: кто более ответственен на дороге или кого вы больше боитесь — моноколесников или ребят на электросамокатах?

Проходимость

Еще раз скажу: для меня было удивлением, что на моноколесе можно в принципе ездить. Еще бóльшим удивлением оказалось то, что на нем можно успешно катать и по бездорожью. Я тренировался в основном на стадионе с мягким покрытием. Пару раз приземлился, но не критично.

Но инструктор выкатил меня на само поле стадиона. Обычного школьного стадиона, в кочках и колдобинах. И на такой неровной поверхности связь с моноколесом ощущается еще органичнее, коленки начинают пружинить как амортизаторы, колесо немного подпрыгивает, а ты едешь как ни в чем не бывало.

Потом мы покатались по гравийке в музее народной архитектуры и быта «Строчицы», по местной взлетке для дельталетов. И проходимость моноколеса меня просто покорила.

Сам-то я еще далек от уверенной езды на нем. И в принципе считаю себя человеком малообучаемым таким фокусам. Но нагуглил ролики, в которых моноколесники катают по лесам, корням и горкам, на которые я бы лично рискнул поехать только на горнике с широкой резиной.

То есть большой диаметр пускай и одного колеса, но опытному райдеру позволяет делать удивительные вещи. Для которых обычный электросамокат просто не сгодится. Нужна прокачанная модель с клевыми амортизаторами и шинами. Но и такой аппарат может сесть на деку на холме.

Из-за маленького диаметра колес самоката хорошо ощущается езда по мелкой плитке и брусчатке. Тогда как моноколесо сглаживает такие неровности.

К тому же в городских условиях самокат не может взять некоторые высоты или, наоборот, съехать с бордюра, тогда как у моноколеса запас по высоте препятствий оказывается больше. Все, опять же, из-за диаметра колес и высоты посадки деки. Конечно, тут тоже бывают исключения, если речь идет о электросамокатах из разряда монстров с повышенной проходимостью.

Тут нельзя не упомянуть один нюанс — продав моноколеса. Это довольно опасное отключение автоматики моноколеса, когда райдер пытается выжать из него критический максимум. Все это заканчивается стремительной встречей ездока с асфальтом. Выглядит очень больно. Аккуратному новичку такое не грозит, но подобные фейлы стоит знать и учитывать, если хочешь ездить, а не ходить с вывихом или переломом. Если человек хочет ездить быстрее, то ему нужно либо мощное моноколесо, либо мотоцикл.

Маневрирование

Еще одна неожиданность, которую я для себя открыл как для новичка, это меньшая маневренность электросамоката. Почему-то я был уверен, что электросамокат будет лучше вести себя на тротуарах, чем моноколесо. Но! Узкий руль, маленькое колесо. Следить за движениями нужно очень внимательно, как и за кочками, которые этот руль то и дело норовят вырвать. Когда еще в руль отдается вибрация от поверхности дороги, это вызывает неуверенность и желание скинуть скорость, чтобы руки не расколбасило и ведущее колесо не встало клином, перебросив ездока через руль.

На моноколесе лавировать удобнее за счет большого диаметра колеса и компактности всего устройства в целом. Конечно, когда ты уже освоил езду на одном колесе на должном уровне. Это, как я уже и говорил в начале, один из существенных минусов моноколеса — на нем надо учиться ездить.

К тому же на моноколесе более плавная регулировка скорости наклонами тела. Самокат порой со старта рвет. По крайней мере, так было на моей модели, к регулировке скорости которой надо привыкать.

Удобство езды

Из предыдущего пункта, как мне кажется, растет этот — удобство езды. Тот же маленький руль не позволяет отрывать от него руки. То есть удерживать электросамокат одной рукой, а второй попивать кофе или читать сообщения не получится на какой-либо более-менее адекватной скорости. Высок риск навернуться. Или даже выпустить самокат из рук, если слишком сильно поддать газку и изначально неустойчиво стоять на деке.

На моноколесе руки свободны. Когда ты к нему привык, балансировать руками перестаешь, работает корпус и ноги, руки оказываются свободными. И если в холодную погоду на самокате их можно отморозить на ветру, то на моноколесе их можно даже заложить за спину. Хотя лучше всегда быть на стреме. И носить защиту. Самоуверенность никого не доводит до добра.

Удобство переноски и хранения

И моноколесо, и электросамокат — увесистые штуки. Они не созданы для того, чтобы носить их в руках. Но все же поднимать моноколесо на шестой этаж легче. Оно компактнее и сбалансированнее. Сам форм-фактор электросамоката и механизм его складывания не совсем удобные для переноски. Постоянно нужно нащупывать золотую середину, за которую можно удобно схватиться, но при этом ни один край не будет перевешивать.

Что касается перевозки в общественном транспорте. Спускаться с моноколесом в метро проще. Во включенном состоянии из него можно выдвинуть ручку и не толкать, а просто вести рядом с собой, не прикладывая заметных усилий. Через турникет проходишь как с чемоданом на колесиках, на ступеньках придерживаешь, чтобы не скакало. С самокатом ты и места занимаешь больше, и внимание работников метро на себя обращаешь. Иногда и недовольные взгляды пассажиров. Особенно в час пик, если обстоятельства вынудили вас спуститься в подземку.

При спуске под землю самокат может сесть на деку. Потому его надо слегка приподнимать. Моноколесо просто едет по пандусу. При определенном навыке и смелости на нем даже можно заехать наверх самому.


 

Ну и общие наблюдения от первого знакомства с моноколесом и электросамокатом. Вторые при схожих характеристиках по запасу хода и максимальной скорости зачастую оказываются дешевле. Как в случае с двумя тестовыми моделями от Inmotion.

У самоката больше подвижных деталей и больше элементов, подверженных износу и поломкам. Одна из неприятных штук — это механизм складывания рулевой колонки. Со временем она разбалтывается и начинает неприятно люфтить или даже скрипеть.

На деку самоката можно встать вдвоем, если сильно припрет. На моноколесе взять кого-то на руки я бы не рисковал.


 

В общем и целом моноколесо для меня оказалось открытием. И совсем не тем, чего я от него ожидал. Это не цирковой станок, доступный только акробатам. На нем можно научиться ездить, но нужно приложить упорство и не бросить на полдороги, если в первые часы ничего не получается.

Самокат же, наоборот, как-то неожиданно разочаровал в паре моментов. Со стороны он мне казался практически идеальным городским транспортом, но много вышеозвученных нюансов заставили задуматься.

Будет интересно послушать ваше мнение по этой битве в комментариях. В частности, как быстро научились ездить на моноколесе и когда приобрели уверенность. Всем же будущим покорителям электротранспорта посоветую не быть самоуверенными на тротуарах, ведь покалечить можно не только себя, но и пешеходов рядом.

Благодарим интернет-магазин электротранспорта Emag.by за консультацию и предоставленные для статьи моноколеса.


Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович