15 344
04 июня 2021 в 11:00
Источник: Егор Енотов
Спецпроект

Световые мечи, динозавры и T-1000. Как создавались знаменитые звуки из фильмов

Звук — такой же важный элемент атмосферы практически любого фильма, как и картинка, декорации и спецэффекты. И мы говорим даже не о саундтреке, а именно о звуковом оформлении: всех ударах, хрустах и поскрипываниях. Часто они просто служат необходимым фоном, но случается, что становятся узнаваемыми и культовыми, наравне с прилипчивыми песнями и цитатами. Вместе с VOKA рассказываем о необычных способах, которыми создавались самые известные киношные звуки: от гудения световых мечей из «Звездных войн» до рева орков из «Властелина колец».

Световой меч из телевизора

Звук светового меча из «Звездных войн» — один из самых знаменитых в истории кино. Любой фанат космооперы мгновенно воспроизведет его в комплекте с величественной мелодией из начальных титров и устрашающим имперским маршем. Характерное жужжание разноцветного холодного оружия к тому же — старейший звук в киновселенной про далекую-далекую галактику: саунд-дизайнер Бен Бертт занялся им сразу же после того, как прочитал сценарий.

В то время Бертт еще учился в аспирантуре и подрабатывал киномехаником. В кинотеатре было полно старых проекторов, моторы которых во время простоя между сеансами издавали отчетливые жужжащие звуки. Бен записал эти звуки на несколько дорожек и затем смешал их с записью гудения лампы старого телевизора, но для полноценной озвучки мечей этого все еще было мало. Чтобы добиться звука замаха, саунд-дизайнер включал свой проекторно-телевизионный микс на большом динамике, перед которым водил микрофоном — из-за эффекта Допплера менялась частота и получался тот самый, знакомый всем с детства наэлектризованный гул.

Такие изобретательные находки — отнюдь не случайность. Еще на стадии раннего препродакшена Джордж Лукас попросил Бертта не использовать электронные и другие искусственно созданные звуки, а просто записывать окружающий мир. В итоге за год у саунд-дизайнера скопилась гигантская коллекция органических звуков: скрипов дверей, лязга цепей, стрекотания насекомых, животного рева, собственных свистов и стуков. Из них потом и мастерили культовое звуковое оформление «Звездных войн». Например, имперские шагоходы звучат как штамповочный пресс и падающие на бетонный пол велосипедные цепи, визг СИД-Истребителей — это обработанный рев слона, а язык R2-D2 представляет собой сложную смесь насвистываний, писков и бульканий, которые издавал сам Бен.

Орки на матче по крикету

Примерно такими же, как и у Бертта, DIY-методами работал саунд-дизайнер франшизы «Властелин колец» Дэвид Фармер. Правда, его команда почти не собирала звуки заранее, а много экспериментировала уже во время съемок. Для озвучки черных всадников Фармер сначала хотел использовать записи криков тюленей, но потом кто-то из коллег в шутку сказал, что они похожи на скрежет пластиковых стаканчиков. Саунд-дизайнер тут же поехал в магазин, купил набор одноразовой посуды и записал его звучание в студии. Именно из этих записей потом и получилась основа для криков назгулов.

Голос балрога Дэвид создал намного более изощренным способом — таскал туда-сюда шлакоблоки по деревянному полу. А чтобы полученный звук больше был похож на речь, в запись подмешивались дорожки с голосами лошадей и ослов. Мерзкое повизгивание и хлюпанье паучихи Шелоб записали с помощью головы игрушечного инопланетянина — Фармер наполнял ее водой и сжимал, чтобы получить характерный «мокрый» скрип.

Самой же масштабной звукозаписью руководил лично режиссер Питер Джексон. Во время съемок «Двух крепостей» команде фильма нужно было озвучить армию из тысяч диких орков урук-хаи, марширующих на войну. Был вариант просто записать гул небольшой толпы и затем размножить полученный сэмпл, но Джексон предпочел максимально аутентичный подход. Режиссер поехал на матч по крикету между Новой Зеландией и Англией, который проходил на 25-тысячном стадионе в Веллингтоне. В перерыве Питер попросил разгоряченных фанатов проскандировать несколько фраз на черном наречии, к записи которых Дэвид Фармер позже добавил звуки лязгающих доспехов и свои любимые крики тюленей и морских котиков. Говорят, что сам матч был скучнее этого внезапного перформанса от киношников: новозеландцы просто раскатали англичан со счетом 244:89.

Магия собачьего корма

«Дедовскими» хитростями не брезговал и звукорежиссер культового второго «Терминатора» Гари Ридстром (который, между прочим, позже получил за свою работу над фильмом два «Оскара»). К примеру, для того чтобы создать звук раскалывающегося под ногой робота черепа, Ридстром просто давил высыпанные на металлическую тарелку фисташки.

Но, пожалуй, самой интересной была работа над озвучкой жидкого терминатора Т-1000. Вы наверняка помните знаменитый момент, когда робот из жидкого металла проходит сквозь решетку, издавая при этом легкое почавкивание. Так вот, появление этого звука наверняка очень нелегко далось кому-то из команды Гари. Для записи фрагмента киношники купили банку самого дешевого собачьего корма, который потом медленно высасывался через соломинку.

Звуки пуль, которые попадают в Т-1000, создавались так: Ридстром наливал в огромную емкость йогурт, а затем бросал туда стеклянные стаканы. А чтобы записать трансформацию жидкого металла, саунд-дизайнер натягивал на микрофон презерватив и опускал в жидкость для чистки мебели, разведенную с мукой. На поверхности образовывались большие пузыри, которые и давали нужный звук.

Джек-рассел-тираннозавр

Вторую пару «Оскаров» Гари Ридстром получил уже через два года после наградного триумфа «Терминатора» — за «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга. Перед звукорежиссером стояла суперамбициозная задача — сделать звуки для животных, которых никто никогда не слышал. Разумеется, для озвучки доисторических ящеров пошли в ход записи голосов современных животных.

Из улюлюканья гусей у Гари получилось вполне убедительное рычание брахиозавров. Стада коров и лошадей превратились в бегущих галопом галлимимов. Рев моржа совместили с криком дельфина, получив на выходе лай велоцираптора. А откуда взялся грозный рык тираннозавра Рекса? Это всего лишь джек-рассел-терьер Ридстрома по имени Бастер. Остальные динозавры органично присвоили себе голоса львов, тигров, коал и аллигаторов.

Возмущенные веганы и снова собачий корм 

Кажется, методики использования собачьего корма в создании звуков можно ввести базовым предметом на курсах саунд-дизайнеров. По крайней мере, опытные мастера звука вполне успешно доказывают, что эту питательную субстанцию можно использовать не только для озвучки жидкости. Звукорежиссеры франшизы «Люди Икс» умудрились сделать из записи момента выкладывания корма в миску звук перемещения в пространстве Ночного Змея. Правда, к основной дорожке были еще подмешаны записи вспышек камер и выпуска сжатого воздуха, но все-таки.

А вот способ создания звука когтей Росомахи, протыкающих плоть, наверняка не одобрило бы ни одно веганское сообщество: саунд-дизайнеры часами протыкали перед микрофонами тушки цыплят и индеек.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Егор Енотов
Без комментариев