29 530
137
26 мая 2021 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Подвинься, Илон Маск. Британец собрал реактивный костюм и заинтересовал военных

Железным человеком — по аналогии с марвеловским супергероем — частенько называют Илона Маска. У Илона есть амбиции связать мозг и компьютер, обеспечить весь мир спутниковым интернетом, уже существуют космические ракеты, электромобили и даже огнемет против зомби. Но собственного реактивного костюма, как у Тони Старка, пока нет. Зато он есть у британца Ричарда Браунинга — изобретателя костюма, который сейчас вовсю тестируют военные в разных странах мира. Как Браунинг приблизился к званию Железного человека, стал основателем и главным летчиком-испытателем компании Gravity Industries, которая выпускает реактивные руки-базуки, читайте в этом материале.

Дорожкой отца

К 38 годам в голове нефтетрейдера Браунинга созрела сумасшедшая мысль, которая столетиями подпитывала изобретателей разных стран в разные эпохи. Почему человек не летает как птица, а скорее падает как мешок с… картошкой? Идеи в его голове роились самые разные. Браунинг пытался летать с крыльями и электрическими вентиляторами, занимался конструированием по выходным и вечерами, пока жена умоляла его бросить глупое занятие.

Видимо, это было семейное. Отец Браунинга был авиационным инженером, трудился на заводе, где делали вертолеты. В свое время он решил бросить работу, чтобы стать изобретателем. Подняться на изобретениях он не смог и покончил с собой, когда Ричарду было 15 лет. Потому сам Ричард сперва научился зарабатывать достаточно, чтобы позволить себе податься в изобретатели.

Ошибок прошлого Браунинг решил не повторять. Если уж и идти по граблям, то по тем, на которые пока еще никто не наступал. Его осенило: а что, если привязать к телу реактивный двигатель? Собрать прямо реальную версию культового костюма Тони Старка. Идея на поверхности, но взяться за ее реализацию со всем энтузиазмом и упорством, чтобы довести до вполне коммерческого воплощения, раньше никто особо не рисковал.

Летом 2016 года Ричард вышел на задний двор своего дома в сельской Англии. Прикрепил к рукам и ногам микрогазовые турбины на керосине — по сути, небольшую версию двигателя самолета. Нажал на курок дроссельной заслонки. И взмыл в небо. Хотелось бы так сказать, но первый полет был коротким и неуклюжим. Летчик-испытатель на несколько секунд завис в полуметре от земли — и приземлился в облаках пыли. Мало, но все-таки это был полет.

Прошло девять месяцев. Все это время Браунинг ходил в качалку, развивал мышцы торса и рук, бегал ультрамарафоны и много гонял на велосипеде: чтобы управлять подобной мощностью, нужно уметь владеть своим телом.

Браунинг отбросил идею разместить двигатели на ногах: контролировать их было крайне трудно. Вместо этого Ричард установил дополнительные турбины на руках, чтобы компенсировать направление тяги в этой области. Затем он собрал реактивный ранец и был готов показать свой финальный прототип. Реактивный костюм «Дедал», названный в честь изобретателя из древнегреческих мифов, обладает пятью турбинами и обеспечивает комбинированную тягу в 130 килограммов. Разгоняли ранец до 137 км/ч.

К тому же на голове пилота оказался шлем с проекционным дисплеем. Над ним он работал вместе с компанией, которая создавала очки для плавания с дополненной реальностью. На дисплей Браунинг выводил информацию об уровне топлива в системе. До этого ему приходилось просить жену или тестя следить за топливными баками, а о времени полета судить по выражению их лица.

На костюм Браунинг потратил около 40 тыс. британских фунтов. Это не много. Сам Ричард признается, что неплохо разбирается в дешевых вещах.

Масштабируемся

Контакты в финансовой индустрии помогли Ричарду найти инвесторов и уже вместе с ними открыть в апреле 2017 года компанию Gravity Industries. Это небольшая конторка в Солсбери со штатом из семи человек, которая смогла довести реактивный костюм до ума, придать ему привлекательный внешний вид и успешно раскрутить.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Gravity Industries (@takeongravity)

Да, различные варианты реактивных ранцев то и дело всплывают в медиа — иногда непосредственно в виде ранца, иногда это дополняется специальным аэродинамическим крылом. Но альтернативные версии персональных джетпаков обычно оказываются громоздкими и не такими маневренными, как изобретение Браунинга.

Gravity Industries успешно работает с телевидением и СМИ, проводит коммерческие мероприятия и демонстрации, сотрудничает с брендами, обучает полетам, взаимодействует с горными спасателями. Но наиболее интересным оказалось направление по работе с военными — как в Британии, так и в США и Европе.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Gravity Industries (@takeongravity)

Реактивный костюм Браунинга регулярно тестирует королевский флот Великобритании. Пока никаких конкретных планов по его использованию в военных целях нет, однако различные сценарии то и дело прорабатываются.

В 2020 году королевский флот в открытом море тестировал реактивный костюм в связке со штурмовой группой, проверяя, удастся ли спецназу с катера быстро высадиться на судно условного противника и взять его на абордаж. Подготовленный штурмовик смог воспарить с надувного катера, относительно быстро приземлиться на небольшое судно и даже вернуться обратно. В другом тесте на абордаж заходили сразу трое штурмовиков — ни один не промахнулся.

Уже в этом году «Дедал» дебютировал в арсенале морских сил специальных операций Нидерландов. Сценарий похож на британский: с катера стартует штурмовик, который первым ступает на палубу захваченного судна и устанавливает лестницу для доступа абордажной команды.

К тому же сам «реактивный» солдат, несмотря на некоторую стесненность в движениях, может вести стрельбу на палубе и десантироваться с нее. Горючего хватает на 5—10 минут полета, костюм позволяет разогнаться до вполне серьезных скоростей и для таких молниеносных операций если и не подходит идеально, то может оказаться альтернативой стандартным практикам работы спецназа.

Нидерландцы, кстати, тестировали реактивный костюм не только на воде, но и в ходе наземных тренировочных операций. На полигон, захваченный условными преступниками, прибывает спецназ. В воздух запускают «реактивного» оперативника. Он по безопасной траектории облетает локацию преступника и занимает позицию на соседнем здании, откуда может вести наблюдение и огонь, а также передавать информацию напарникам на земле. При этом оперативник может быстро поменять точку дислокации, успешно маневрирует среди деревьев и крайне быстро перемещается по полигону. Правда, есть и очевидные минусы: шум от его двигателей замаскировать будет сложно. И если противник застанет «реактивного» солдата в полете, избежать неудачи будет непросто.

В 2020 году тестировать «Дедал» начала служба скорой медицинской помощи Great North в Великобритании — это благотворительная организация, которая специализируется на операциях по спасению хайкеров и альпинистов с помощью вертолетов.

Волнистые пики и впадины в горах часто означают, что вертолету попросту негде безопасно приземлиться поблизости с пострадавшим, из-за чего к нему приходится добираться на автомобиле или пешком. Для экстренной службы это непозволительное промедление. К тому же сами спасатели могут пострадать во время таких походов.

Костюм Браунинга может оказаться для них крайне полезным за счет своей маневренности и нетребовательности к наличию посадочной площадки. Сейчас для того, чтобы добраться до пациента, требуется час, а с костюмом это может занимать всего несколько минут. И это может оказаться разницей между жизнью и смертью.


Видеокарты в Каталоге на складе магазинов

NVIDIA GeForce RTX 3060, базовая частота 1320 МГц, макс. частота 1777 МГц, 3584sp, частота памяти 15000 МГц, 192 бит, доп. питание: 8 pin, 2 слота, HDMI, DisplayPort
AMD Radeon RX 580, базовая частота 1257 МГц, макс. частота 1366 МГц, 2304sp, частота памяти 8000 МГц, 256 бит, доп. питание: 8 pin, 2 слота, DVI, HDMI, DisplayPort
NVIDIA GeForce GTX 1650, базовая частота 1485 МГц, макс. частота 1740 МГц, 896sp, частота памяти 8000 МГц, 128 бит, 2 слота, DVI, HDMI, DisplayPort

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович