5782
18
05 мая 2021 в 11:30
Источник: Никита Лаврецкий
Спецпроект

Манга против Голливуда. Японские комиксы, которые круче, чем похожие на них фильмы

Кино и комиксы — родственные виды искусства, ведь комиксы мы не читаем, а смотрим. Вместе с VOKA рассказываем о пяти сюжетах из манги, которые очень похожи на голливудские фильмы, но на самом деле сделаны круче, — и расширяем читательские горизонты в сфере визуальных развлечений. При составлении подборки мы не учитывали прямые голливудские экранизации манги: и без того понятно, что сравнивать их с оригиналами по большей части неуместно.


«Госпожа Кровавый Снег» против «Убить Билла»

Вооруженная катаной роковая красавица — наемная убийца — по очереди мстит членам банды негодяев, когда-то напавших на ее семью.

Это синопсис одновременно и фильма «Убить Билла», и манги «Госпожа Кровавый Снег», которая публиковалась на страницах японского Playboy в 1972—1973 годах. Доподлинно известно, что именно «Госпожа Кровавый Снег» вдохновила Квентина Тарантино на создание своего собственного самурайского боевика. Впрочем, стоит сделать одно важное уточнение: режиссер вдохновлялся не самой мангой, а ее одноименной японской экранизацией 1973 года (режиссер даже показывал ее своей команде во время съемок). В том фильме, помимо игровых сцен, были вставки в виде черно-белых иллюстраций из манги — что-то похожее сделал Тарантино в «Убить Билла», когда стилизовал один из эпизодов под аниме.

При знакомстве с первоисточником становится очевидно, что до такой восхитительной грации холодных боев и ледяной красоты женской мести мастеру иронии и стилизации Тарантино еще далеко. Дело в том, что «Госпожа Кровавый Снег» — это, строго говоря, вовсе не «манга», а «гэкига», то есть не «веселые», а «драматические» картинки. Художник Кадзуо Камимура одним из первых среди современников сделал комиксы по-настоящему визуальным искусством — таким, что кроваво-эротический боевик в его исполнении приходится не читать, а изумленно смотреть.

«Мы „Битлы“» против Yesterday

В манге особой популярностью пользуется жанр исэкай (в буквальном переводе — «другой мир») — истории про эдаких попаданцев, перемещающихся во вселенную, которая копирует нашу, за исключением пары важных деталей. Поэтому неудивительно, что даже у вроде бы оригинального и концептуального британского ромкома Yesterday, рассказывающего про мир без группы The Beatles, уже был свой манга-аналог, опубликованный на несколько лет раньше. В обоих историях музыканты-неудачники при загадочных магических обстоятельствах попадают в мир, где никогда не существовало ливерпульской четверки, после чего, пользуясь своим эксклюзивным знанием многочисленных проверенных хитов, строят карьеру на плагиате.

Надо сказать, что у мангак Кайдзи Кавагути и Тэцуо Фудзии получилось исследовать эту заманчивую концепцию на порядок вдумчивее, чем у маститых британских кинематографистов — режиссера Дэнни Бойла («На игле») и сценариста Ричарда Кертиса («Реальная любовь»). Дьявол кроется в деталях: в фильме песни «Битлов» сводят с ума публику просто на автомате, а в манге герои сперва тратят кучу усилий, чтобы раздобыть подходящие гитары и хотя бы компетентно эти хиты сыграть.

Авторам Yesterday было все равно, как поменялась поп-культура за последние полвека, а создатели «Мы „Битлы“» задают острый вопрос: стали бы вообще The Beatles популярны, если вдруг опоздали бы со своим появлением даже всего на пару лет? Наконец, центральная этическая дилемма касательно плагиата песен превращается в концовке фильма в сказочную мораль, а в манге она же становится полноценным философским камнем преткновения для героев.

«Признание» против «Санкции на пике Эйгера»

Среди группы скалолазов, совершающих восхождение на пик, присутствуют хладнокровные убийцы. Так что мужчинам приходится вступить в противостояние не только с беспощадной матерью-природой, но и друг с другом.

Остросюжетная манга «Признание» художника Кайдзи Кавагути и сценариста Нобуюки Фукумото напоминает сразу несколько классических голливудских триллеров про выживание в диких условиях — от «Избавления» до «Вертикального предела». Впрочем, своим атмосферным и реалистичным горным сеттингом она, пожалуй, больше всего обязана «Санкции на пике Эйгера» Клинта Иствуда. Разница лишь в том, что в то время, как статные герои фильма Иствуда играли в кошки-мышки, жалкие персонажи манги с самой завязки по-змеиному пресмыкаются друг перед другом.

Возможно, все дело в разнице взглядов на саму мужественность у американцев и японцев. Мачо Клинт Иствуд даже в самых экстремальных условиях и перед лицом смерти сохраняет достоинство и гордость, пусть и выглядит немного опустошенным. В то же время герои манги, оказавшиеся в жуткой изоляции, переживают явный физический упадок и личностный распад на протяжении всей истории. В плане экстремальности переживаний японский триллер снова дает серьезную фору голливудскому конкуренту.

«Кайдзи» против «Неограненных алмазов»

Патологический игрок изо всех сил пытается поймать удачу за хвост, отчаянно увиливая от выбивающих долги бандитов. Не будет большим спойлером сразу сообщить, что в обоих случаях этот синопсис заканчивается плохо (как минимум травматично).

Современные шедевры азартного триллера — манга «Кайдзи» и фильм «Неограненные алмазы» — берут за основу каноны жанра и доводят их до невиданных доселе адреналиновых пиков. Однако делают они это с помощью довольно непохожих средств. «Алмазы», поставленные лидерами американского инди-кинематографа братьями Сэфди с Адамом Сэндлером в главной роли, концентрируют стилистические находки Нового Голливуда и заставляют зрителя обливаться холодным потом во время диких вспышек экранного насилия.

Смотрящая в сторону якудза-боевика манга «Кайдзи» тоже не лишена брутальности, однако мангака Нобуюки Фукумото делает источником саспенса саму механику и ход действия изображаемых игр. Да, на бесконечные сомнения и переживания по поводу каждого принимаемого игроком решения уходит под сотню томов, зато на протяжении почти всего этого невообразимого хронометража манга дарит читателям неподражаемое ощущение личного участия в беспощадном азартном сражении.

«Паразит» против «Вторжения похитителей тел»

Внеземного, по всей видимости, происхождения паразиты по очереди захватывают тела жителей спальных районов и не собираются останавливаться на достигнутом. Как и полагается паразитам, их цели, помимо размножения, остаются туманными.

Классическая манга «Паразит» (12-е место в топе манги всех времен согласно опросу, проведенному японским министерством культуры в 2007 году) заимствует завязку из классической голливудской франшизы «Вторжение похитителей тел» (оригинальная картина 1956 года и три ремейка) и превращает научно-фантастический хоррор в философский боевик. Почему философский? В отличие от фильма, делающего инопланетян-паразитов объектами непостижимого ужаса, манга помещает одного персонажа-паразита в самый центр повествования и заставляет его самого задаваться экзистенциальным вопросом о собственном предназначении.

Чем боевик круче хоррора? Саспенса и гротеска здесь, разумеется, тоже в достатке, однако автор «Паразита» Хитоси Ивааки не зацикливается на скучной драме, а ритмично и доходчиво рисует бои, убирая всех конкурентов что в комиксах, что в кино.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Никита Лаврецкий