Спецпроект

Автостопом, кемпером, с верблюдами. Фильмы о старых добрых путешествиях без ПЦР-тестов

20 295
03 мая 2021 в 12:00
Автор: Антон Коляго
Спецпроект

Автостопом, кемпером, с верблюдами. Фильмы о старых добрых путешествиях без ПЦР-тестов

Автор: Антон Коляго
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

В нашей новой реальности кино, где герои садятся в транспорт и срываются в путешествие, не выбрав предварительно одну из трех открытых стран и не отстояв в очереди за результатом ПЦР-теста, впору относить к жанру фантастики. В ожидании дачных майских выходных и в качестве ностальгической трэвел-терапии мы посмотрели на VOKA пять фильмов, затрагивающих разные аспекты путешествий: романтические, экстремальные, драйвовые и меланхоличные. Рассказываем о них.

«Романтики 303» (2018)

Похожая на Эмму Уотсон студентка-биолог Юле заваливает важный экзамен и узнает о беременности. Чтобы немного перезагрузиться и понять, что делать дальше, она запрыгивает в убитый кемпер и отправляется в долгую поездку из Берлина в Лиссабон — там живет бойфренд девушки, отношения с которым, мягко говоря, не ахти. На заправке в попутчики к Юле набивается похожий на Эда Ширана студент-политолог Ян. За неделю, проведенную в одном фургоне, случайные знакомые успеют обсудить капитализм, секс и древних людей, сто раз переругаться и, конечно же, влюбиться.

Вряд ли последнее можно считать спойлером: все-таки странно было бы ожидать чего-то иного от ленты с такой завязкой и словом «романтики» в названии (хотя оригинальный тайтл ограничивается загадочным числом «303» — это всего лишь отсылка к модели дома на колесах Mercedes O303). Это расслабленное, в чистейшем виде «зефирное» кино, которое этот свой статус несет с гордостью, хотя и отличается от тысяч других мелодрам остроумными и увлекательными диалогами. Слушать парочку симпатичных умников не надоедает все два часа: «Романтики 303» — как длинное свидание, которое однозначно уйдет в категорию «интересные».

На фоне обсуждений какой-нибудь очередной философской концепции Хайдеггера и мелькающих европейских пасторалей разворачивается настоящая ода свободной молодости, когда вся жизнь впереди, мир такой большой, а дальняя дорога и приятная компания исцеляют все душевные травмы. Еще немного магии и романтики путешествий привносит интересная деталь: герои почти не пользуются смартфонами и ориентируются по бумажным картам.

«Трудности перевода» (2003)

Полная противоположность светлым и легковесным «Романтикам» — тихий шедевр Софии Копполы: у нее вся красота романтических чувств заключена в их невысказанности, а простое нахождение рядом со случайной родственной душой куда важнее, чем вдохновенная болтовня с ней же. «Трудности перевода» — пожалуй, наиболее грустный трэвел-фильм, лейтмотив которого — не само путешествие, а ощущение потерянности от осознания того, что, куда бы ты ни отправился, все равно придется взять с собой себя.

В центре истории — два таких потерянных человека, однажды встретившихся в ночном Токио. Билл Мюррей играет актера в кризисе среднего возраста, который прилетает в Японию на съемки какой-то проходной рекламы алкоголя. Скарлетт Йоханссон — девушку, оказавшуюся там же вместе с мужем-фотографом, увлекшимся работой и супругу благополучно забывшим. Вначале они просто переглядываются в баре отеля, потом знакомятся и неловко слоняются по городу неоновых небоскребов и караоке — такому гостеприимному и такому чужому одновременно.

Эти прогулки, в общем-то, ничего не изменят и внутри ни у кого толком не перевернут — щемящее чувство отельной тоски будет обволакивать и героев, и зрителя аж до трогательного финала. Наверняка оно знакомо каждому, кто хотя бы раз надолго оказывался без компании в большом и незнакомом городе.

«В диких условиях» (2007)

Хрестоматийная история отважного лузера Криса МакКэндлесса уже три десятка лет вдохновляет всех фанатов экстремального туризма — даже несмотря на печальный финал. В 1992 году обеспеченный хиппарь решил отказаться от всех благ цивилизации и поселиться в брошенном в лесах Аляски старом автобусе. МакКэндлесс добрался до своей мечты автостопом, наслаждаясь северными пейзажами и опьяняющей свободой, но через пару месяцев передумал и захотел вернуться домой. Это оказалось не так просто: рядом разлилась река. В итоге Крис умер то ли от истощения, то ли чем-то по неопытности отравившись.

Четыре года спустя по этой истории написал свою знаменитую книгу экс-альпинист и журналист Джон Кракауэр, а еще через 13 лет ее экранизировал актер Шон Пенн. Фильм «В диких условиях», несмотря на все претензии на этакую арт-притчу, стал эталонным трэвел-блокбастером — живописным, радующим глаз манящими картинками североамериканских холмов, лесов и ручейков, мигом сводящих с ума всех, кому даже в уютной квартире натирают плечи фантомные лямки рюкзака. Успевает кино заодно и пришибить напоминанием, что человек во всей этой природной благодати — ничтожнейшее из существ.

Тот самый автобус, к слову, власти Аляски в прошлом году вывезли-таки из леса. Проржавевший бело-зеленый кузов еще в 90-х превратился в место паломничества всех поддерживающих идеологию МакКэндлесса, что привело к десяткам несчастных случаев. Впрочем, «В диких условиях» как раз и говорит о том, что главное в путешествии — добраться внутрь себя, а не до какого-то там автобуса, так что пускай бродяги не расстраиваются.

«Тропы» (2013)

Еще одна вдохновляющая история реального экстремального путешествия — не настолько раскрученная в поп-культуре, но зато счастливо закончившаяся. В конце 1970-х австралийка Робин Дэвидсон пешком прошла по пустыням родного континента больше 2500 километров. Компанию ей составили четыре верблюда, пес и фотограф National Geographic: журнал согласился проспонсировать авантюру девушки взамен на публикацию ее путевых заметок. По возвращении Дэвидсон написала массивный репортаж, а потом расширила его до мемуаров, которые теперь даже включены в школьную программу в Австралии.

Следы знаменитого трэвел-бренда заметны и в экранизации восьмилетней давности (между прочим, попавшей в конкурс Венецианского кинофестиваля). «Тропы», подхватывая лучшие традиции документальных лент National Geographic, удачно совмещает в себе открыточные зарисовки и медленную, порой даже слишком медитативную этнографию, которую разряжает только балагур-фотограф в исполнении Адама Драйвера.

Если в реальной истории в мотивациях Дэвидсон угадывалось что-то среднее между жаждой исследования и культурологическим манифестом, то в фильме все стало гораздо туманнее. Режиссер Джон Керран кое-как пытается разобраться, зачем на самом деле героиня жарится на солнце посреди безжизненной пустыни в одном легком платье, но это, в общем-то, не так уж и нужно: ее собственное объяснение — «хочу побыть подальше от людей» — определенно найдет понимание.

«На дороге» (2012)

Таким же туманным получился вышедший годом раньше «На дороге» — экранизация романа Джека Керуака «В дороге» (название, как видите, стало самой невинной жертвой русскоязычной локализации), библии битников, которую знал наизусть в том числе и Крис МакКэндлесс. В своем перенесенном на бумагу пьяном потоке сознания писатель запечатлел драйв и угар путешествий по Штатам вместе с лучшим другом, бывшим зеком Нилом Кэссиди. В общем-то, кроме пространных впечатлений, в импровизационной прозе Керуака почти ничего больше нет — циничную точку поставила уже сама жизнь: один из друзей умер в канаве, а второй написал бестселлер.

Титулованный фестивалями бразилец Уолтер Саллес (у него за плечами уже была лента по мотивам похожих дневников Че Гевары), решив все это дело перенести на экран, взвалил на себя безумно сложную задачу. Режиссер ожидаемо решил быть осторожным и снял куда более приглаженное и сентиментальное трэвел-кино, пусть и не без проблесков исходной бунтарской поэзии. Главные герои же остались более-менее керуаковскими: вдохновленными людьми-функциями, чьими глазами мы видим то же мельтешение дорог, обочин, джаз-клубов и десятков случайных лиц.

Если битниковский вариант дорожных приключений с обязательными бонусными атрибутами в виде томиков Пруста и амфетаминовых трипов вам не близок, то как минимум роскошный актерский ансамбль не должен разочаровать. В фильме есть только осваивающаяся в авторском кино Кристен Стюарт, позже закрепившаяся в амплуа женщины на гране нервного срыва Элизабет Мосс, всегда блестящая Кирстен Данст, коротко, но ярко появляются Стив Бушеми и Вигго Мортенсен в условном образе писателя Берроуза.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by