13 209
60
21 апреля 2021 в 11:00
Источник: Кирилл Петренко
Спецпроект

Больше чем «Finish him!». История вселенной Mortal Kombat на экранах, страницах комиксов и театральных подмостках

Серия игр Mortal Kombat еще на старте своего марша по земному шару удивила всех нестандартным и вызывающим подходом к идее «файтинга с лором». А спустя тридцать лет в портфолио «Смертельной битвы» оказались как привычные комиксы и экранизации, так и выходящее из ряда вон детское утреннее шоу, театрализованная постановка и дерзкий веб-сериал. Вместе с VOKA вспоминаем ключевые проекты по вселенной Mortal Kombat: удачные, провальные, экспериментальные и единственные в своем роде.

В начале 90-х еще мало кому известный художник и геймдизайнер Джон Тобиас мечтал создать файтинг с кровью, ниндзя и кунг-фу, который сможет конкурировать с серией Street Fighter. Его босс Эд Бун считал идею слабой, хотя был готов дать зеленый свет проекту в том случае, если ключевым персонажем игры станет главная звезда боевиков того времени — Жан Клод Ван Дамм. Актер, конечно, был занят другими проектами и не поверил в дерзкую идею каких-то разработчиков.

В конечном счете это никого не расстроило. Тобиас и Бун нашли общий язык и выпустили главный файтинг всех времен и народов. Фирменный логотип Mortal Kombat завораживал людей не хуже имени Ван Дамма, а сам актер хоть не официально, но появился в игре: его образ взяли за основу персонажа Джонни Кейджа.

Ушуист Энтони Маркез (Кунг Лао) и Джон Тобиас

Уже первая часть серии была выдающейся. Дело и в уникальной анимации, которая на самом деле была записью движений реальных актеров, и в ярких персонажах и сеттинге, и в завораживающем ультранасилии, которое одинаково успешно пугало родителей и привлекало детей в залы игровых автоматов. Но, пожалуй, не меньшая часть успеха Mortal Kombat заключалась в том, что игра стала не просто файтингом, а файтингом с большой историей за кадром.

Все из-за того, что Джон Тобиас с детства был увлечен комиксами и, работая над игрой, просто физически не был способен делать «плоских» героев без лора (бэкграунда вселенной игры). И хотя чисто технические ограничения эпохи не давали ему полноценно рассказывать сюжет файтинга, его наброски, намеки и отсылки увлекали все бóльшую и бóльшую аудиторию. И хотя самого Джона такая реакция удивляла, фанаты засыпали его просьбами рассказать о героях и сюжете хотя бы еще немного.

Спустя 30 лет фанаты могут быть довольны: у них есть внушительная серия видеоигр, одинаково хорошо подающая чистый файтинг и масштабный сюжет, несколько фильмов, комиксы, новеллы, утреннее шоу для детей и даже бродвейский спектакль.

Почтовая доставка для самых нетерпеливых

Начинался подробный лор Mortal Kombat с комиксов. В отличие от сегодняшних реалий, они не пытались продать игру еще большей аудитории, а как раз помогали углубить историю внутри файтинга и сами по себе были пасхалкой для фанатов.

Первыми графическими новеллами занимался непосредственно Тобиас: он мечтал работать в комикс-индустрии до тех пор, пока его не покорили графические возможности видеоигр. Он разработал предысторию для первых двух частей Mortal Kombat, но распространялся комикс-приквел совсем нетипичным способом. Его нельзя было купить ни в одном магазине, только заказать напрямую: для этого нужно было найти ближайший зал с игровыми автоматами, поиграть в демоверсию игры и дождаться заветного кадра с адресом, куда следует отправить три доллара, чтобы в ответ получить комикс.

Персонажный набросок Тобиаса

Сюжетно комикс неплохо справлялся с основной задачей — расширением игровой истории турнира между Внешним Миром и Земным Царством, десятая подряд победа в котором позволила бы Шанг Цунгу и его приспешникам завоевать мир противников. При этом история была не самой стройной: некоторые события книги расходились с сюжетом игр, персонажи довольно сильно отличались от своих воплощений на экранах. Например, Рейдена в комиксах совсем не заботила защита Земного Царства и людей: он был высокомерным и эгоистичным божком, а Шанг Цунг прекрасно чувствовал себя в видеоиграх, хотя на страницах приквелов был мертв.

Джон Тобиас признавался, что и игры, и комиксы делались в первую очередь на чистом энтузиазме и без какого-то строгого плана на вселенную. Сюжет зачастую не продумывался даже на следующую часть файтинга, не говоря уже о комиксах. Сейчас, в эпоху больших франшиз с едиными вселенными, это кажется странным, но тогда разработчики просто делали то, что хотели, не беспокоясь о возможных нестыковках и сюжетных дырах.

Суровые 90-е и Супермен против ниндзя

Следующую знаковую серию комиксов по Mortal Kombat выпускало издательство Malibu. Авторы компании уже набили шишки на комиксах по файтингам — сделали целых три выпуска по Street Fighter, после чего Capcom, авторы игры, просто возненавидели серию и издательство, закрыв проект раньше времени.

С Mortal Kombat все вышло лучше. Авторы Malibu презентовали себя с шестистраничного сюжета в руководстве The Mortal Kombat Super Book, который был просто квинтэссенцией девяностых — историей о парне, попавшем в видеоигру, полную агрессии, экшена и тел героев в странных пропорциях. Затем стартовала оригинальная серия комиксов Mortal Kombat, которая выходила с 1994 по 1995 год и насчитывала 27 выпусков.

В ней не было сквозного сюжета: серия как воспроизводила знакомые фанатам события в духе «что если», так и рассказывала небольшие истории игровых персонажей: Горо, Бараки, Кунг Лао, Китаны и Милины. Иногда авторы вводили своих оригинальных персонажей: бойца с одной железной рукой Лэнса или водяного ниндзя Гидро.

При всем этом серия определенно не была прорывной и даже просто крепким середняком: посредственный рисунок и типичные для эпохи клише со временем вызывали все меньше интереса, журналы почти перестали покупать, и серия скромно прекратила свое существование за пределами полок коллекционеров.

Последующие комиксы по Mortal Kombat выходили уже в формате каких-то приложений для тех, кто купил специальную версию игры или контроллер. Среди них, например, дерзкий кроссовер комиксов DC и самой игры, сталкивающий Бэтмена, Супермена и других супергероев с жестокими бойцами Mortal Kombat.

Кстати говоря, это было не единственное сотрудничество компаний. В 2015 году под эгидой DC вышли комиксы, приуроченные к выходу Mortal Kombat X — стильные, красивые и современные. Формат приквелов помогал фанатам серии разобраться с сюжетом самой игры, вопросы по которому висели с момента перезагрузки серии.

Mortal Kombat в духе старой школы

История историей, но «Смертельная битва» всегда была в том числе и про сочную боевку. И если комиксы вполне себе способны передать изобретательные способы аннигиляции бойцов, то идея писать новеллы по серии игр всегда казалась как минимум спорной.

Впрочем, это не помешало увидеть свет нескольким книгам. Первой стал одноименный роман, который вышел почти одновременно с первой экранизацией Mortal Kombat в 1995 году и был сконцентрирован на ее предыстории. Из-за того что к этому времени вышло всего несколько игр, информации по вселенной было катастрофически мало, а планов на сюжет грядущих частей еще меньше. Автор Джефф Ровин делал то, что считал нужным: копался в истории, фольклоре и мифологии Китая, вводил абсолютно новых персонажей и переписывал уже существующих. На выходе — эпос о богах, драконах, чародеях и алхимиках.

Фантаст Джон Томпсон пошел дальше и запустил целую серию из пяти книг, отталкиваясь от сюжета первого фильма, при этом абсолютно игнорируя вторую картину и уводя истории персонажей в какое-то альтернативное русло вплоть до параллельных миров.

Мартин Делиро и Джером Прейслер и вовсе замахнулись на плевок в вечность: написали новеллизации фильмов для тех людей, которым недостаточно играть и смотреть. Как известно, шуткой, рассказанной дважды, никого не рассмешишь, зато Mortal Kombat все хорошеет и хорошеет с каждой интерпретацией.

Самая ламповая «Смертельная битва»

«Обрастать мясом» вселенная Mortal Kombat начала еще в комиксах, но более культовый статус, чуть ли не наравне с играми, получила экранизация файтинга.

При этом сам подход к фильмам от комиксов почти не отличался: за основу неизменно брали две первые части серии, ни о каком каноне никто особенно не думал, а авторы игр в лице Тобиаса и Буна имели ощутимые полномочия для того, чтобы своими руками править ленту. Они этими правами почти не пользовались (больше были заинтересованы разработкой следующих файтингов), но как минимум не дали превратить Рейдена в стыдного юмориста.

«Смертельная битва» Пола У. С. Андерсона вышла в 1995 году и была принята неоднозначно. С одной стороны, она уже тогда казалась «ламповой и атмосферной», расширяла сюжет игр, рассказывая не только о самом турнире, но и о его участниках — их персоналиях и жизненном пути, который по итогу привел их в тотальную мясорубку. С другой — актерская игра и постановка даже для 90-х местами хромали.

Критика критикой, но с главной своей задачей лента справилась: фанаты Mortal Kombat получили то, что хотели, а создатели фильма — то, что заслужили (лидерство в прокате и вполне неплохие сборы).

В том же году вышло и своеобразное «приложение» к экранизации — мультфильм под названием «Приключение начинается», в котором Рейден знакомил Лю Канга, Соню Блейд и Джонни Кейджа с их будущими противниками на турнире. Примечательно, что следующая полнометражная анимация по Mortal Kombat вышла только спустя 25 лет. И судя по приему критиков и аудитории, с этим можно было и не медлить: «Месть Скорпиона» оказалась отличным проектом и впервые реализовала весь потенциал файтинга с рейтингом 18+ на экране, сконцентрировавшись на одном из главных маскотов серии.

Больше бюджета — ниже рейтинги

Продолжение успешного первого фильма было вопросом времени. «Истребление», сиквел «Смертельной битвы», вырвался на экраны уже в 1997 году. Снимал фильм оператор первой части Джон Леонетти: Пол Андерсон достаточно напереживался двумя годами ранее и решил заняться чем-то новым.

Сюжет сиквела продолжил традицию брать лучшее из игр и экранизировал Mortal Kombat 3, посвященный вероломному вторжению императора Внешнего Мира Шао Кана на Землю. «Истребление» щеголяло выросшим в полтора раза бюджетом, размашистой историей и ворохом новых для зрителей, но знакомых фанатам игр персонажей. При этом сиквел растерял почти всех актеров из первого фильма, а вместе с ними — львиную долю атмосферы и духа оригинальной «Смертельной битвы». Обилие спецэффектов совсем не спасало картину, а новые актеры и постановщики хореографии очевидно уступали своим предшественникам.

Многие фанаты первой экранизации после премьеры продолжения были вынуждены лечить разбитое сердце, хотя, конечно, нашлись и те, кому фильм пришелся по вкусу. А критики были, как правило, единодушны: их артиллерийский обстрел поставил на паузу кинематографическую часть франшизы вплоть до 2021 года.

Пиратское продолжение лучше сиквела

Хотя второй фильм почти похоронил гипотетическую киновселенную файтинга, в 1998 году на прилавках магазинов вдруг появились манящие кассеты под названием «Смертельная битва 3». Оказалось, что кассеты были пиратскими и, конечно, никакого фильма на них не было. Зато был целый сериал!

Многосерийный проект под названием «Завоевание» был спродюсирован авторами полнометражных фильмов из компании Threshold Entertainment, которые даже привлекли к съемкам некоторых актеров из оригинальных лент. В центр истории поместили культового Кунг Лао — земного бойца, стремящегося прервать гегемонию Внешнего Мира в серии турниров и защитить свою родину.

Сериал приняли хорошо и транслировали не только в США, но и в России. Фанаты наконец получили то, что хотели: целых 22 серии по 45 минут, бóльшая часть хронометража которых состояла из добротно поставленных боев, скрывающих недостатки не самого изобретательного сюжета. Но, увы, в очередной раз любовь фанатов не спасла проект по Mortal Kombat от безвременной смерти: второго сезона «Завоевания» не было из-за низких рейтингов.

«Снайдеркат» для Mortal Kombat

В следующий (и пока что последний) раз снять сериал по циклу файтингов попытался режиссер Кевин Танчароэн в 2011 году. Хотя на самом деле юный талант мечтал о другом: сделать новый полнометражный фильм для студии Warner Bros., которая как раз приобрела права на Mortal Kombat.

В 2010 году Кевин (у которого в портфолио из серьезных работ были съемки концерта Бритни Спирс и пара серий американской версии шоу «Танцы») потратил 7500 долларов и свободные выходные на то, чтобы снять короткометражку под названием «Возрождение» — мрачную, реалистичную и практически лишенную повсеместных сверхъестественных мотивов. Юный режиссер решил показать ее Warner Bros., чтобы получить возможность перезагрузить киновселенную, но перед этим по ошибке сделал свой фанатский фильм доступным для всех пользователей YouTube. По итогу миллионы людей со всего мира остались в чистом восторге от дебюта Танчароэна, а большая студия отказала в полнометражном фильме, но предложила выпустить веб-сериал в духе «Возрождения».

Так появился экспериментальный, смелый и авторский проект «Наследие», который два сезона рассказывал альтернативные истории героев серии игр, балансируя на грани между реалистичным подходом и фэнтезийной мифологией Mortal Kombat. Кевин предпочитал не распыляться: брал самых ярких персонажей, расписывал сюжет максимум на две серии, а затем переключался на новых бойцов, выстраивая сериал в формате антологии.

У истории такого нестандартного сериала должен быть соответствующий конец — и он есть. Несмотря на сумасшедшую популярность «Наследия», третий сезон был снят, но так и не вышел в эфир. И если в 2015 году режиссер регулярно кормил фанатов «завтраками» и обещал в ближайшее время выпустить новые серии, то к 2021-му от этой затеи осталась лишь тихая вера в Танчароэн-кат.

Драки субботним утром

При всем избытке насилия в Mortal Kombat особенно сильно игру полюбили дети — это, в принципе, не удивительно, учитывая ее простоту и красочность. Недовольство взрослых доступностью такой кровавой аморальщины росло так же стремительно, как и ее популярность. В 1993 году это привело к целым слушаниям в Конгрессе и образованию организации Entertainment Software Rating Board, миссией которой стала раздача возрастных рейтингов для детищ поп-культуры направо и налево. «Смертельная битва» получила максималку — строго 18+.

С этих пор создателям любой продукции, связанной с Mortal Kombat, приходилось сталкиваться с дилеммой: резать контент ради привлечения младшей аудитории или оставлять все как есть и терять потенциальные деньги? При разработке полнометражного фильма, например, авторы решили пойти на компромисс: исключить из фильма матерные слова, реки крови и человеческие смерти. Не повезло только Горо, которого к людям не приписали.

Создатели мультсериала «Смертельная битва: Защитники Земли» пошли еще дальше: целенаправленно адаптировали историю для детей. Они вольно продолжили первый фильм — без бруталити и прочих фаталити, но с большим количеством культовых персонажей, от Саб-Зиро и Китаны до Сайракса и Страйкера, — армиями роботов и мифологическими существами. Местами авторы проявляли небывалую изобретательность, переделывая кровавые флешбэки в угоду новой этике, а где-то и вовсе радикально уходили от канона — например, лишая Джакса фирменных имплантов.

Тем не менее, такому нестандартному субботнему утреннему шоу удалось собрать детей у экранов всего 13 раз: на второй сезон мультсериал не продлили. Все, опять же, из-за взрослых: даже без крови и расчлененки «Смертельная битва» оставалась файтингом, с чем родители просто не могли смириться.

Файтинги захватывают Бродвей

Параллельно с другими попытками сделать из Mortal Kombat семейный контент «Смертельная битва» в одном из своих проявлений вышла за все рамки добра, зла и даже постмодерна, переродившись в формате театрализованного представления.

Начиналось все безобидно. Сын кинопродюсера Дэвида Фишофа открыл для себя свежий файтинг и убедил отца в том, что спектакль по Mortal Kombat сведет с ума всех детей мира и принесет ему круглую сумму. Вскоре проект обзавелся мастером боевых искусств Пэтом Джонсоном, который работал над фильмами «Каратэ-пацан» и «Черепашки-ниндзя», саундтреком, включающим звуковые сэмплы из игры, и лазерными спецэффектами.

А еще шоу задумывалось невероятно интерактивным: зрители могли в нужный момент кричать «Run!» и «Kick him!» или купить специальные амулеты за семь долларов, которые каким-то образом должны были помочь героям победить зло. Правда, на самом деле это все в основном лишь отвлекало аудиторию от криво поставленных боев и звуковых дорожек с репликами, которые через раз синхронизировались с губами актеров.

Амбициозный тур на 200 городов начался в сентябре 1995 года в Radio City Music Hall. Несмотря на полный абсурд действа, дети уходили с него счастливыми. А для родителей это был компромиссный вариант: от самой игры ребят старались оградить из-за рейтинга R, крови и насилия, чего и в помине не было в спектакле. Впрочем, второго тура шоу не дождалось. Много ответов на вопрос «почему?» можно найти на YouTube.

Удивительно, но даже самые громкие провалы и цензурные ограничения не ставили крест на франшизе Mortal Kombat, как это порой случается с другими вселенными. Не идут фильмы? Будем снимать веб-сериал! Не пускают детей к играм? Сделаем утреннее шоу и спектакль! Остается надеяться, что даже расчетливый капиталистический подход не сможет побороть всенародную любовь к «Смертельной битве» — и она подарит миру еще много дерзких экспериментов.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Кирилл Петренко