Спецпроект

Пять необычных аниме в пяти разных жанрах и на любой вкус

14 889
15 апреля 2021 в 10:00
Источник: Никита Лаврецкий
Спецпроект

Пять необычных аниме в пяти разных жанрах и на любой вкус

Очень часто анимация позволяет режиссерам рассказывать куда более оригинальные и эффектные истории, чем игровое кино. А уж в аниме-исполнении даже набившие оскомину жанры — от семейных комедий и школьных мелодрам до боевиков и приключений — обладают совершенно особенным шармом. Совместно со стриминг-сервисом VOKA мы выбрали пятерку самых необычных и стильных полнометражных аниме, которые можно посмотреть прямо сейчас.

«Люпен III: Замок Калиостро» (режиссер Хаяо Миядзаки, 1979)

Гений аниме Хаяо Миядзаки начинал как рядовой член команды постановщиков мультсериала про приключения вора-акробата Люпена III. А первой полнометражной работой мастера стал спин-офф этого самого сериала «Замок Калиостро», в котором Миядзаки не только довел до пика стиль мангаки Манки Панча (создателя Люпена), но и впервые воплотил на экране некоторые из собственных излюбленных мотивов.

«Замок Калиостро» — это пик жанра авантюрного боевика: рисунки невероятно пружинистые, динамика действия зашкаливает, а многочисленные погони переносят зрителя с суши на воду и даже в воздух. С другой стороны, во всем этом есть совершенно уникальная миядзаковская романтика. Вымышленное княжество Калиостро — первое из его утопических видений никогда не существовавшей Европы (главным сокровищем в финале картины оказывается вовсе не денежная сумма, а спрятанные римские развалины на дне озера). Принцесса Кларисса, первая из череды обворожительных героинь Миядзаки, — миленькая и изящная, как редко какие девушки в аниме. Да и сам Люпен в этом фильме вовсе не такой плут, как обычно, а на удивление благодушный и галантный герой.

«Мои соседи Ямада» (режиссер Исао Такахата, 1999)

В отличие от своего ученика Хаяо Миядзаки, легендарный аниме-режиссер Исао Такахата не придерживался единого стиля от работы к работе, а вместо этого всякий раз переизобретал себя заново в зависимости от материала-первоисточника. «Мои соседи Ямада» — это экранизация манги-енкомы (аналог западных газетных стрипов) «Ноно-тян», выполненная в нетипичной для студии Ghibli технике, для которой характерны гипертрофированные персонажи и условные акварельные фоны.

Картина, состоящая из череды коротеньких сценок-скетчей, рассказывает о повседневности одной обыкновенной японской семьи: отца-трудоголика, ленивой мамы-домохозяйки, двух противоположных по темпераменту детей, сварливой бабушки и, наконец, апатичного пса.

С точки зрения жанра это анимационный семейный ситком, своеобразный японский аналог «Симпсонов» (фильм даже заканчивается сценой коллективного исполнения классической песни Que Sera, Sera — равно как и одна из серий «Симпсонов»). И тем удивительнее, насколько выше стиль «Моих соседей Ямада» по сравнению с западным аналогом: минималистичный рисунок здесь отсылает к традициям японской живописи тушью, а общую сюжетную канву иначе как философской назвать нельзя.

«Игра разума» (режиссер Масааки Юаса, 2004)

По отдельным статичным кадрам может показаться, что аниме Масааки Юасы нарисовано настолько примитивно, будто на аниматорах решили сэкономить и наняли рисовать детей. В том-то и дело, что режиссера Юасу совсем не интересует качество графики в статике, он впечатляет зрителей экспрессивностью рисунка в движении, а для этого, как известно всем гикам анимации, неизбежно нужно жертвовать излишними графическими деталями.

Дебютная полнометражная работа «Игра разума» даже по меркам этого великого экспрессиониста впечатляет своей сырой, незамутненной творческой энергией. Повествование начинается с романтической комедии про «ботана»-неудачника, внезапно мутирует в боевик про якудзу, а затем и вовсе улетает в сторону экзистенциальной притчи про бога и психоделического фарса про выживание в желудке огромного кита.

Все это не просто бесконечное безумие, а вполне внятное высказывание о жизненном выборе и странности любви. Строгий художественный замысел заключен при этом и в выборе постановщиком разнообразных художественных техник: сцены погонь с ломаными линиями и крутыми ракурсами здесь чередуются с коллажными вставками живых актеров, компьютерных моделей и масляных штрихов. И вся эта стилистическая эклектика выглядит абсолютно логичной и обоснованной.

«Гениальная вечеринка» и «Гениальная вечеринка: За гранью» (разные режиссеры, 2007—2008)

Нет жанра, демонстрирующего большее стилистическое разнообразие, нежели киноальманах. Аниме-двухтомник «Гениальная вечеринка» — особенно дикий образец этого жанра. Он собрал работы, объединенные не одной темой, а скорее общим духом, порывом. Главной целью было показать, какой может и должна быть анимация на заре XXI века.

От короткометражных работ каждого из дюжины режиссеров веет самой современностью. И речь не только о сегментах Deathtic 4 и «Цикл предела», использующих новейшую компьютерную графику, но и более-менее традиционных вещах: Wanwa the Doggy и Moondrive. Дело в том, что в доцифровую эпоху анимации настолько яркие, будто прямиком из детского воображения, цвета и четкие динамические контуры были попросту невозможны.

В паре лучших работ цикла вышеупомянутый Масааки Юаса и его учитель Кодзи Моримото рассказывают рифмующиеся истории взросления в пугающем киберпанк-сеттинге. Две эти работы доказывают, что футуризм может быть не только очень стильным, но и крайне трогательным.

«Школа под прицелом» (режиссер Ресукэ Накамура, 2012)

Часто бывает так, что какое-нибудь аниме оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Если судить по одному названию «Школа под прицелом», эта картина обещает быть боевиком с пушками и не по годам мускулистыми старшеклассниками. По англоязычному названию — «Телепатические школьные войны» — и вовсе может показаться, что зрителя ждет эпичное боевое фэнтези в духе «Наруто» и «Блича». Да, формально действие здесь происходит в школе, а среди героев и правда попадаются экстрасенсы. Однако бо́льшую часть времени они проводят вовсе не за боями, а в философских беседах, а в кульминационный момент решают разрулить конфликт походом на пляж.

Ранее режиссер Ресукэ Накамура провернул подобный трюк с заменой действия расслабленными разговорами в своем шедевральном сериале-триллере «Ящик нечисти». Визитная карточка этого постановщика — уникальная меланхоличная атмосфера, насквозь пронизывающая знакомые сюжеты. В актовом зале «Школы под прицелом» непременно играет музыка французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси, дневные сцены залиты разноцветными лучами солнца, проходящими сквозь витражи, а все остальные события, кажется, происходят исключительно во время живописных закатов.

Ничего с подобной атмосферой в жанре подростковой фантастики ни Голливуд, ни кто-либо еще, кроме аниме-индустрии, разумеется, предложить не в силах.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Никита Лаврецкий
Без комментариев