Спецпроект

Малиновый‌ ‌свет.‌ ‌Пять‌ ‌диких‌ ‌и‌ ‌стильных‌ ‌фильмов‌ ‌в‌ ‌жанре‌ ‌«неон-нуар»‌

14 669
34
09 апреля 2021 в 14:30
Автор: Антон Коляго
Спецпроект

Малиновый‌ ‌свет.‌ ‌Пять‌ ‌диких‌ ‌и‌ ‌стильных‌ ‌фильмов‌ ‌в‌ ‌жанре‌ ‌«неон-нуар»‌

Классический нуар — те самые темные и циничные криминальные драмы, где герой в плаще бродит по дождливому городу, — зародился в 1940-х. К концу 1950-х, с появлением цветной пленки, жанр эволюционировал в параноидальный и жестокий неонуар. А к XXI веку у него уже появился шумный и яркий младший брат — еще не оформившийся в самостоятельный жанр «неон-нуар». Это кино, в котором криминальные сюжеты с неоднозначными героями разворачиваются не в строгом полумраке, а под светом разноцветных ламп и с ретровейв-гудением на фоне. Вместе с VOKA выбрали пять самых диких и красивых неоновых нуаров.

«Только бог простит» (2013)

Датчанин Николас Виндинг Рефн заслуженно считается королем и главным популяризатором неона в современном кино. Если в его ранних работах и культовом «Драйве» — образцовом неонуаре про героя-молчуна, спасающего принцессу-соседку, — флуоресцентная палитра была лишь аккуратным украшением, то в «Только бог простит» Рефн довел неоновую эстетику до пиковых значений, граничащих с абсурдом. Этот медленный арт-триллер — один сплошной суровый и тревожный спуск в ад, где визуальная красота лишь сильнее подчеркивает моральное уродство персонажей.

История разворачивается в душном Бангкоке, освещенном зловещими красными лампами. Джулиан (Райан Гослинг играет одними глазами и кулаками) — боксер-наркодилер, который жестоко убил собственного отца и сбежал в Таиланд. После того как с его старшим братом расправляются тайские мафиози за убийство некой проститутки, деспотичная мать подбивает мужчину отомстить виновным — что он без особых возражений и делает. Финальный босс во всей этой передряге — лейтенант полиции Чанг, главный судья, палач и мститель Бангкока.

Рефн, по сути, пересказывая миф о царе Эдипе языком жестоких азиатских боевиков, будто бы намеренно отказывается от всех составляющих приличного кино, кроме роскошных образов: балета потных окровавленных тел, желтого света, просачивающегося сквозь кирпичную кладку, пуль, в слоу-мо летящих через всю лапшичную, и караоке в финале. Если бы греческие трагедии случались в наше время, то именно так.  

«Отвязные каникулы» (2012) 

Заскучавшие в общаге подружки (среди них — в прошлом «диснеевские принцессы» Селена Гомес и Ванесса Хэдженс) натягивают балаклавы, вооружаются розовыми водяными пистолетами и в таком виде грабят ближайшую закусочную. Деньги им нужны, чтобы вырваться на майские во Флориду — на распиаренную телеканалом MTV большую молодежную тусовку. Уже успевшие одуреть от алкоголя, солнца и секса девушки все-таки попадаются полиции, но ненадолго. Из зала суда, куда подруг увезли в чем мать родила, их забирает местный рэпер-гангстер по прозвищу Пришелец, сверкающий серебряными зубами и томно шепчущий себе под нос: «Ка-ни-ку-лы».

Знаменитый контркультурщик Хармони Корин снимает полуторачасовую экранизацию какого-то несуществующего трэп-альбома, в кислотных красках показывая самые сладкие и гадкие стороны американской мечты. В его «Отвязных каникулах» весь драйв и мрак угарной молодости и чистого гедонизма, в хаосе которого можно углядеть грустную историю о страхе взросления.

В фильме Корина есть, разумеется, и составляющие неон-нуара: атмосфера всеобщего морального упадка, криминальный сюжет и, конечно, неоново-флуоресцентные всполохи: чего стоят только светящиеся в темноте купальники главных героинь.

«Гость» (2014)

Перед тем как устроить разгром пандемического бокс-офиса с помощью Годзиллы и Кинг-Конга, режиссер Адам Вингард прославился дешевыми хоррорами и всяческими жанровыми экспериментами. «Гость» — как раз из последних. Какое-то время фильм притворяется драмой про благородного ветерана, но постепенно начинает уходить в разнос с гранатами, ножом-бабочкой и зеркальным лабиринтом, превращая нуарный шаблон о герое с двойной моралью в чистый фарс.

С эстетикой неона режиссер, к слову, обходится крайне бережно, оставляя ее только для самых эмоционально насыщенных, озвученных ретросинтезаторами боевых сцен. Причем делает он это весьма изобретательным образом: поскольку действие происходит не в привычном для неонуара мегаполисе, а в каком-то захолустье, цветовую палитру вместо светящихся вывесок создают обычные гирлянды, висящие на стенах баров и комнат.

Сюжет у «Гостя» следующий. На пороге у провинциальной семьи, переживающей потерю старшего сына-военного, вдруг объявляется улыбчивый блондин, представляющийся его сослуживцем. Парень останется переночевать, а потом начнет все активнее втираться в доверие к новым знакомым: поможет матери справиться с горем, младшему сыну — с хулиганами, дочери — с неуверенностью в себе. Впрочем, в глазах солдата с самого начала угадываются странные признаки безумия, которые, конечно же, потом дадут о себе знать.

«Озеро диких гусей» (2019)

Раз уж неонуару в принципе свойственно заимствование типичной азиатской фактуры залитых неоном грязных ночных городов, грех не вспомнить идеального представителя жанра с восточного континента. «Озеро диких гусей» — настоящий учебник по стилю неон-нуара, где все затемнено и потом снова красиво подсвечено чем только можно: вывесками, мигалками, сигаретами и даже кроссовками со светодиодами. В мрачной криминальной фантазии находится место фламинго, танцам теней и самому эффектному киношному убийству последних лет — при помощи зонтика.

Шайка мелированных гопников делит с конкурентами районы докоронавирусной Ухани, соревнуясь в угоне мотороллеров: кто больше угонит, того и спорная территория. В какой-то момент, увлекшись, бандиты все-таки переводят свою «безобидную» воровскую олимпиаду в категорию гангстерских разборок с жертвами. Главарь одной из банд, ослепленный светом фар, случайно подстреливает подоспевшего полицейского. За голову перепуганного юноши назначают гигантскую награду, а он тем временем пускается в бега по мокрым облупленным закоулкам вместе со случайной знакомой — короткостриженой секс-работницей, у которой тоже непонятно что на уме.

Фильм участвовал в конкурсе позапрошлогоднего Каннского фестиваля, никаких призов там не получил, но зато, говорят, удостоился оваций стоя от Тарантино — для многих это маркер покруче любых «пальмовых ветвей».

«Вход в пустоту» (2009) 

Француз-провокатор Гаспар Ноэ проверяет зрителя на прочность самым галлюциногенным синтезом картинки и звука из тех, что вообще можно увидеть в кино. Тема смерти красной нитью проходила практически во всех нуарных фильмах разных времен, но здесь режиссер все строит вокруг нее в самом буквальном смысле. «Вход в пустоту» — почти трехчасовое предсмертное видение наркомана, застреленного в туалете токийского клуба.

Душа главного героя отправится путешествовать по выжженной неоном японской столице, по пути выхватывая обрывки трогательных и болезненных воспоминаний из своей короткой жизни — в основном о любимой сестре. Эту трансцендентную мыльную оперу, отсылающую к «Тибетской книге мертвых», очень сложно описать понятными словами — разве что можно попросить представить, что вам делают гастроскопию посреди клубного танцпола, параллельно показывая «Космическую одиссею» Кубрика.

«Вход в пустоту» — из тех фильмов, которые можно либо любить, либо ненавидеть, при этом шанс на настоящее духовное перерождение после финала есть в обоих случаях.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве без рекламы, более 130 ТВ-каналов, новинки сериалов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации фильмов и сериалов по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Вундербай», УНН 192153894.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Антон Коляго