Сканер лица, Cashew, «Оплати» и Tix: испытали сервисы оплаты проезда в транспорте

21 561
26 марта 2021 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко

Сканер лица, Cashew, «Оплати» и Tix: испытали сервисы оплаты проезда в транспорте

Автор: Станислав Иванейко

В последние пару лет в Минске (да и в целом по Беларуси) появились сервисы, которые позволяют забыть мнущиеся бумажные талончики и будто бы обгрызенные жетоны. Оплатить проезд можно банковской картой, смартфоном или часами, QR-кодом, приложением и (с недавних пор) даже лицом. Мы опробовали все доступные способы современной оплаты проезда и делимся впечатлениями.

Tix

iOS | Android

Приложение связывается с транспортом возле вас по Bluetooth и предлагает оплатить поездку. Обычно распознавание происходит быстро: автобус/троллейбус/трамвай определяется на расстоянии 5—7 метров. Но иногда нужно закрыть приложение и вновь открыть его, уже находясь в транспорте, — и тогда появится нужная машина.

Важный нюанс: необходимо приобрести электронный билет, а потом погасить его. Просто покупка цифрового билета не означает оплату проезда.

Талонов можно покупать сколько угодно, а списание происходит с привязанной к приложению банковской карты. Доступны билеты на обычные (75 копеек) и экспрессные (90 копеек) маршруты.

Контролеры за несколько дней поездок с оплатой через Tix не встретились ни разу. Думается, проблем с ними из-за оплаты через мобильное приложение быть не должно: все-таки сервис работает довольно давно, и сотрудники «Минсктранса» явно в курсе такой схемы оплаты.

Что показалось странным: поездка долго остается активной после выхода из транспорта (при активации следующей поездки предыдущая автоматом закрывается). Это не критично, потому что сейчас стоимость фиксированная и не зависит от количества остановок или времени в пути, как это реализовано в других странах. Но если такая система появится в Беларуси, даже пару лишних минут могут стать поводом для гневных писем разработчикам.

«Смотри и проходи» (M-Belarusbank)

iOS | Android

В метро действует самая удобная и понятная система оплаты проезда — с помощью банковской карты либо в физическом виде, либо через ее привязку к Apple Pay, Samsung Pay и всем устройствам, которые поддерживают подобные технологии. В наземном транспорте такое тоже хотели внедрить, но в результате мы получили QR-коды. «Минский метрополитен» на банковских картах не остановился, и уже пару недель на трех станциях («Площадь Ленина», «Немига», «Институт культуры») действует оплата посредством сканирования лица.

Для активации этой системы нужно пройти квест. Точнее, если вы клиент «Беларусбанка», то все элементарно. Если же нет, будет чуть сложнее. Первым делом нужно скачать мобильное приложение «Беларусбанка» и привязать к нему банковскую карту Mastercard, причем любого банка. И вот тут возникла проблема: приложение ни в какую не хотело регистрировать карточку стороннего банка, требуя некий пароль. Предлагалось получить его в инфокиоске «Беларусбанка», так что пришлось идти и привязывать карту таким образом. Наконец инфокиоск распечатал бумажный чек с паролем — карта сразу же появилась в M-Belarusbank.

Потом нужно добавить свое лицо в приложение «Беларусбанка»: даем доступ к камере, только вписываемся в поле на экране — приложение сразу же спускает затвор, не давая опомниться. Лучше бы создание снимка шло в ручном режиме. Почему-то фотографии получаются сильно размытыми (с камерой смартфона все в порядке). Несколько дублей ситуацию не исправили.

На странице сервиса сказано, что система определяет 75—125 точек на лице. Много ли это? Face ID от Apple создает объемную маску из 30 тыс. точек.

Стоит отдать «Беларусбанку» должное: запускать систему сканирования лица при обязательном масочном режиме — смелый шаг. Хотя на сайте сказано, что система распознает лицо «даже при повороте головы, плохом освещении или частичном перекрытии лица, например, очками или медицинской маской». В нашем случае она не всегда сразу узнавала лицо даже без маски. И в целом по работе системы есть нарекания.

Во-первых, уверенно идти через турникет, мимолетом бросив взгляд на сканер, не выйдет: к устройству нужно наклониться. Во-вторых, не хватает строки прогресса: мол, сканирование начато, не двигайтесь. Несколько раз возникла дурацкая ситуация: стоишь посреди турникета, наклоняешься к сканеру — тот не реагирует. Отворачиваешься, снова смотришь — выдает ошибку и просит приложить карту. Охранники метро начинают коситься в твою сторону. Снова наклоняешься к сканеру — и надо же, лицо распознается. В-третьих, сканер установлен близко к сенсорам, которые отвечают за «атаку» заградительными конструкциями. Подойдешь еще чуть-чуть ближе — и они сработают.

«Смотри и проходи» с натяжкой можно назвать удобным сервисом. Но если честно: непонятно, зачем он нужен. Это быстрее оплаты жетоном или картой? Да ни разу. Наоборот, получается дольше, потому что нет гарантии срабатывания с первого раза. Вышел в город и забыл вообще все: банковские карты, наличные, телефон, — а оплатить проезд надо? Ну, пожалуй, тогда «Смотри и проходи» действительно будет незаменим. Но часто ли возникает такая ситуация? Прямо сейчас это просто новая порция технологичности для тех, кому уже кажется скучным оплачивать проезд с помощью телефона, умных часов или NFC-кольца.

Cashew (M-Belarusbank)

iOS | Android

В отличие от Tix и «Оплати», Cashew — это не отдельное приложение, а интегрированный в приложение «Беларусбанка» инструмент, который позволяет считывать QR-коды и проводить через них оплату напрямую с привязанной карты. В общественном транспорте наклеек Cashew мы не видели, а в маршрутных такси они есть. Правда, не во всех, и иногда сложно понять, можно ли оплатить проезд через Cashew. К примеру, на двери маршрутки №1547 (с нее в прошлом году и началась тестовая работа сервиса) наклейки не было, а в салоне оказались распечатанные QR-коды с инструкцией по оплате.

Оплата проезда максимально простая. Заранее покупать билеты или переводить деньги на сторонний счет не нужно. Запускаем камеру, наводим на QR-код — и после подтверждения сразу же оплачиваем. В эту же секунду с переднего ряда послышался голос робота, сообщающего об оплате проезда пассажиром на седьмом месте.

Похоже, QR-коды индивидуальны для каждого места, и не всегда они расставлены верно: например, я ехал на десятом месте, а оплата была за седьмое:

Это явно не принципиально для водителей (лишь бы пассажир не ехал зайцем), но все же. И другой момент: не на всех спинках сидений были QR-коды, а несколько наклеек расположили под потолком — не очень-то удобно (но тут скорее придирка). Наверняка многое зависит от перевозчика: следит он за удобством пользования или «абы было».

Cashew используется не только для оплаты транспорта — в этом смысле он схож с «Оплати» (к тому же оба работают через QR-коды). На сайте проекта указана цифра в 2 тыс. партнеров, которые принимают оплату по QR, среди которых — общепит, шиномонтаж, крупные магазины.

«Оплати»

iOS | Android

С этим приложением поначалу возникли сложности: если другие сервисы предполагают обычную привязку карты, то здесь нужна авторизация в МСИ (межбанковской системе идентификации). Тогда же и выяснилось, что требуются актуальные паспортные данные. Самому обновить их невозможно — нужно обращаться в банк. И здесь вторая загвоздка: банк подает актуальные паспортные данные «в течение недели», как потом сказали в техподдержке, и ускорить процесс нельзя. В реальности данные освежили на третий день, и лишь тогда удалось войти в приложение. Понятно, что описанная ситуация, возможно, редка. Но в моем случае просто скачать «Оплати» и начать с ним работу не получилось — пришлось ждать целых три дня.

Для покупки талона через «Оплати» нужно отсканировать наклейку с QR-кодом — обычно они есть на дверях транспорта с наружной и внутренней сторон, а также в салоне. Если код не распознался, можно ввести идентификационный номер, который указан под QR-кодом на наклейке. Сканер срабатывает мгновенно, даже при довольно тусклом свете проблем не возникло.

Контролерам достаточно предъявить QR-код купленного талона. Разработчики предусмотрели ответ на излюбленный аргумент любителей бумажных талонов: вот разрядится телефон — и попадешь на штраф! На самом деле нет: в FAQ «Оплати» сказано, что контролер может «проверить наличие электронного билета по последним 4 цифрам мобильного телефона пассажира».

В отличие от Tix, функционал «Оплати» не заканчивается покупкой талонов, а, по сути, с него лишь начинается. Это полноценный платежный сервис, который позволяет проводить оплату как с помощью встроенного инструментария ЕРИП, так и по QR-коду. Нюанс в том, что деньги списываются не с банковской карты, а сразу со счета. Следовательно, перед оплатой нужно этот счет пополнить с использованием банковской карты. Такая схема позволяет обойти комиссии международных платежных систем (они забирают себе определенный процент с каждой транзакции, но здесь системы в операциях не задействованы).


При нынешней ситуации с оплатой проезда выбрать один сервис и пользоваться только им не выйдет: в маршрутках котируются Cashew и «Оплати», в наземном транспорте — Tix и «Оплати», а в метро подойдет банковская карта с бесконтактной оплатой или «Смотри и проходи». Идеальным решением стал бы единый способ оплаты для всего транспорта — но такого, видимо, в ближайшее время не будет.

Простой вариант обеда или ужина дома под фильм — скидка 25% на пиццу Domino’s в Каталоге

Выбор покупателей
Шампиньоны, Ветчина, Сыр моцарелла, Томатный соус Domino's; вес 935 г
Мюнхенские колбаски, Ветчина, Горчица, Сыр моцарелла, Томаты, Баварские колбаски, Соус барбекю; вес 970 г
Сыр моцарелла, Томатный соус Domino's, Пепперони; вес 835 г

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by