«Работать из офиса или удаленно — личное желание каждого сотрудника». Крупные IT-компании о годе на карантине

25 317
23 марта 2021 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: unsplash.com

«Работать из офиса или удаленно — личное желание каждого сотрудника». Крупные IT-компании о годе на карантине

Автор: Станислав Иванейко. Фото: unsplash.com

Год назад миру пришлось уйти на карантин, и многие компании до сих пор не вернулись к привычному некогда режиму работы. Пока Европа официально подтверждает третью волну коронавируса, а вакцины в свободном доступе нет, вряд ли мы вновь придем к офисной работе. С другой стороны, в «доковидном» формате может и не быть смысла: оказалось, что дистанционная работа не вызывает серьезных проблем, а местами даже облегчает жизнь. Мы опросили крупные IT-компании Беларуси на предмет того, как они провели год на удаленной работе и какие наблюдения сделали за это время.

Как ваши сотрудники работают сейчас, по состоянию на март 2021 года?

Евгений Нагель, административный директор Gismart:

— На сегодня наши офисы в Минске, Киеве и Пекине работают в смешанном формате. Сотрудники могут выбрать наиболее предпочтительный формат работы: как из офиса, так и из дома.

В целом офисы работают в штатном режиме: мы ежедневно организуем завтраки для сотрудников, по вечерам проходят занятия по музыке. При этом уроки английского и йога полностью перенесены в онлайн.

Офис в Лондоне на сегодня работает удаленно в связи с локдауном.

Евгений Нагель, Gismart

Александра Куприянчик, Lead HR ID Finance:

— Бо́льшая часть сотрудников компании ID Finance работают удаленно, но можно работать и в офисе, это по желанию. Один из офисов ID Finance переоборудован в коворкинг, поэтому можно занимать любой кабинет с наименьшим количеством людей в день вашего прихода. Все офисы оснащены дезинфекторами, масками, перчатками. Более того, регулярно производится дезинфекция всех помещений.

Анастасия Саченко, HR Director Gurtam:

— Мы продолжаем работать из дома или из офиса — по выбору сотрудника.

Павел Скурат, HR-директор VRP Consulting:

— Белорусские офисы посещает в среднем около 40% сотрудников.

Оксана Прохорчук, HR-директор EPAM Belarus:

— Прошло уже чуть больше года с того момента, как компания перешла на удаленный режим работы. Тогда за несколько дней мы перевели в домашние офисы более 90% сотрудников, за исключением тех, кому производственная необходимость не позволяла полностью перейти на новый режим работы либо у кого не было возможности оборудовать комфортный домашний офис. Сейчас ситуация такая же: работаем удаленно. Тех сотрудников, которые посещают офисы, просим соблюдать меры безопасности.

Как компания планирует работать в дальнейшем: вернется в офис, введет «частичную удаленку», разрешит полностью работать вне офиса? Какой вариант предпочтителен и почему?

ID Finance:

— Не так давно мы провели опрос, который показал, что около 85% сотрудников хотят продолжать находиться в ремоуте. Как уже говорилось выше, кому-то удобно находиться в офисе, а кто-то уже оборудовал под офис свое место жительства. Мы не планировали делать возвращение сотрудников в офис обязательным для всех. Главное, чтобы человеку было комфортно работать, но при этом сохранялась эффективность и результативность работы.

Александра Куприянчик, ID Finance

Gismart:

— На данный момент окончательного решения по этому вопросу нами не принято. Вероятнее всего, мы введем смешанный формат, где будет возможность сочетать «удаленку» с работой из офиса.

EPAM Belarus:

— Делать какие-либо точные прогнозы сегодня все еще сложно.

Глядя на развитие событий в других странах, можно предположить, что к «доковидной» практике работы из офисов мир уже вряд ли вернется. Связано это как с вопросами безопасности здоровья, так и с тем, что многие процессы, команды и целые бизнесы подтвердили, что могут и будут продолжать работать удаленно.

Мы проводили опросы среди сотрудников, чтобы понять, хотели бы они вернуться в офис, выбрали бы полностью удаленный формат либо гибкий, где присутствие в офисе сочетается с работой из дома. Нужно это было, кроме прочего, чтобы определить, какое количество офисов будет необходимо для полноценной работы в будущем. Но не стоит также забывать, что некоторые проекты не предполагают полностью удаленный формат, поэтому мы разрабатываем win-win-подходы с учетом всех этих факторов.

VRP Consulting:

— Наша компания уже давно определилась: работать из офиса или удаленно — это прерогатива и личное желание каждого из сотрудников. За последний год мы научились эффективно совмещать оба варианта и особой разницы в работе коллег при любом их местонахождении не видим. Среди наших коллег есть как приверженцы «удаленки», так и те, кто предпочитает работать из офиса. Вторая группа — это в основном новички, которым важно адаптироваться и познакомиться с коллегами, а также те сотрудники, у кого есть маленькие дети. Малыши постоянно хотят внимания родителей, а еще зачастую создают шумовые эффекты на фоне, что мешает в работе многим клиентоконтактирующим сотрудникам. Но мы понимаем и принимаем любой выбор наших ребят, потому что главным фактором для нас является вовремя и успешно выполненная работа.

Изображение: unsplash.com

Gurtam:

— Окончательного решения пока нет. Наиболее вероятен смешанный вариант, который позволит сочетать преимущества и удаленного, и офисного форматов работы.

Удаленная работа в вашем случае предполагает нахождение сотрудников в Беларуси либо они могут работать из других стран?

EPAM Belarus:

— Да, такая возможность есть. Многое зависит от того, как долго сотрудник или сотрудница будут работать из другой страны. Если речь о бизнес-командировке (а они бывают довольно продолжительными), то специалисты остаются трудоустроены в белорусском подразделении. Для полноценного переезда с целью получить опыт работы и проживания в другой стране мы предлагаем воспользоваться программой релокации. Сегодня позиции открыты более чем в 20 странах. Специалистам, которые находятся в регионе, где пока нет представительства компании, мы можем предложить трудоустройство с помощью программы EPAM Anywhere. Это своеобразная комбинация фриланса в вопросе планирования рабочего графика и загрузки и бенефитов, которые дает официальное трудоустройство в компанию. На данный момент программа доступна уже в 13 странах, и география постоянно расширяется.

Gismart:

— С переходом на удаленный формат работы мы ввели возможность работать из любой локации, но с одним условием: разница часовых поясов не должна превышать трех часов с Минском.

ID Finance:

— В данный момент все наши сотрудники находятся в Беларуси.

Оцените эффективность рабочих процессов в дистанционном режиме: что стало хуже, а что улучшилось?

Gurtam:

— Мы оперативно внедрили недостающие инструменты командной работы, так как «удаленка» подсветила тонкие места в процессах. В результате мы как компания стали более технологичными, структурными, системными, с более прозрачными и четкими процессами, с более качественным документированием. При этом теперь как никогда ощущается, насколько важны в бизнесе человеческие отношения, общение. И если мы перестроили работу и процессы за первые месяцы после массового перехода на работу из дома, то более сложные вещи — атмосфера, корпоративная культура — оказались менее управляемыми на «удаленке». Прежние инструменты невозможны или слабо работают онлайн.

Анастасия Саченко, Gurtam
В целом на «удаленке» сложнее налаживать взаимодействие между коллегами. Чтобы команда работала по-настоящему слаженно, нужен человеческий контакт, а времени на поддержание живого контакта онлайн людям нужно заметно больше, чем работая бок о бок.

В офисе часть сонастройки команды происходит автоматически, многое считывается из наблюдений за коллегами. Удаленная работа же предполагает, что практически все нужно проговаривать. Более трудоемкими стали адаптация и обучение новых сотрудников.

За этот год прокачалась наша система информирования, мы пробовали новые форматы обмена информацией, стало значительно больше видеоконтента.

Gismart:

— Мы не отметили глобальных изменений, связанных с эффективностью рабочих процессов.

Определенная «турбулентность» наблюдалась в первые две недели массового перехода на «удаленку». Впоследствии мы даже наблюдали определенный рост эффективности среди разработчиков. При этом специалистам, чьи задачи связаны с генерацией идей и креативом, требовалось больше живого общения для поддержания привычных темпов.

В целом на данный момент эффективность такая же, какая была в «доковидный» период.

EPAM Belarus:

— На эффективности рабочих процессов «дистанционка» не сказалась. Формирование удаленных команд, организация взаимодействия между сотрудниками и клиентами, работающими в разных уголках планеты, проведения важных встреч и конференций онлайн — все это устоявшаяся практика для компании.

VRP Consulting:

— Важно отметить, что мы ни на день не останавливали работу наших офисов и у нас есть большое количество сотрудников, которые продолжали посещать в офис даже в разгар пандемии.

Если говорить про эффективность, то в самом начале «удаленки» некоторым ребятам было сложно организовать свое рабочее время, распределить загрузку и справляться с дорогими и любимыми, но отвлекающими факторами: детьми, домашними животными, бытовыми обязанностями и прочим. Некоторые не могли оперативно отвечать на вопросы по проектам. Но тогда мы прекрасно понимали, что для адаптации к новому режиму потребуется время. Так что, на мой взгляд, ребята достаточно быстро перестроились и, если нужна была помощь с тайм-менеджментом, обращались к своим персональным HR-менеджерам или непосредственным руководителям.

Павел Скурат, VRP Consulting

Со временем сотрудники наладили свой рабочий график на «удаленке», многие превратили одну из своих жилых комнат в рабочий кабинет или оборудовали себе «уголок для переговоров».

Мне кажется, что на многих «удаленка» действует позитивно: как говорится, дома и стены помогают. Сотрудники всегда на связи, и по срокам выполнения задач вопросов не возникает.

Да и в целом такой формат работы хорошо развивает чувство ответственности за свой личный результат, повышает уровень организованности. Дома иначе нельзя, так как в противном случае твои задачи попросту растянутся с 8 часов на все 12, а то и 14.

Если говорить про то, что ухудшилось или стало сложнее делать, то в первую очередь это касается так называемых «сервисных» функций: например, технической поддержки, требующей физического вмешательства профильных специалистов в технику, которая находится у ребят, работающих на «удаленке». Хоть нами и сформирован фонд резервной техники и отработана логистика оперативной доставки ее адресату, все равно имеется возросший временной лаг в решении данного типа вопросов.

Определенные сложности вызывает и кадровое делопроизводство, которое иногда требует личного присутствия сотрудника в офисе для визирования тех или иных документов. И если это достаточно просто решается с нахождением сотрудника в крупном городе, то с ребятами, которые ведут удаленную работу из небольших городов или сельской местности, есть некоторые сложности. Именно поэтому в компании и был внедрен внутренний сервис в виде собственной курьерской службы.

ID Finance:

— Лиды отделов говорят, что первое время было сложно с налаживанием коммуникации и контролем над рабочими процессами. Отлаживание этих моментов было, скорее, вопросом техническим. Затем все вернулось на круги своя, и сейчас эффективность даже выше той, что показывал коллектив, постоянно работая в офисных стенах.

Как изменился корпоративный этикет с переходом на удаленную работу? Например, можно ли на созвонах не включать камеру, проводить важное совещание на скамейке в парке? Какие правила хорошего тона появились в вашей компании из-за карантина?

VRP Consulting:

— У нас есть негласный регламент, по которому сотрудник, общаясь с клиентом, должен выглядеть свежо, бодро и соблюдать официальный стиль. Разумеется, никто не просит надевать костюм-тройку, но и сидеть в пижаме или растянутой домашней майке непозволительно. Мы также рекомендуем минимизировать посторонние звуки при диалоге, чтобы все стороны чувствовали себя комфортно, а также использовать фоновые заставки на заднем плане. В целом в компании рекомендуется при внешних коммуникациях придерживаться общепринятых правил этикета, в том числе по умолчанию использовать видеосвязь.

Если говорить о коммуникации внутри команды и так называемых дэйли-митингах, то здесь все проще: ребята могут позволить себе общаться из удобного для них места и в удобном для команды формате, главное — фиксировать все задачи и обсуждаемые вопросы, чтобы потом ничего не упустить.

ID Finance:

— Что касается включения или невключения камеры, то тут сложно говорить однозначно за все департаменты компании. Где-то принято видеть друг друга, где-то такого обязательного условия нет, ребята также могут делать это по желанию. Что касается важных совещаний, то тут, бесспорно, важна сосредоточенность на вопросах и задачах. Местонахождение, если оно позволяет быть полностью вовлеченным в процесс, малозначимо. Что касается новых правил поведения, ничего не изменилось: мы по-прежнему предупредительны и вежливы друг с другом.

Изображение: unsplash.com

EPAM Belarus:

— Учитывая специфику работу IT-отрасли и компании, онлайн-общение с командами из других стран, партнерами и клиентами всегда составляло большую долю коммуникаций у сотрудников. Поэтому можно с уверенностью сказать, что правила цифрового этикета коллегам были знакомы и до локдауна, где главное — это уважение к своим собеседникам, что предусматривает пунктуальность, хорошее качество связи, проработанный план встречи, уточнение о возможности записи, по возможности включенная камера и так далее. Когда онлайн-общение проходит продуктивно, не так важно, где в данный момент находится человек, а ситуации бывают разные.

С учетом того, что живой коммуникации теперь на порядок меньше, все мы гораздо чаще стали использовать видеосвязь, чтобы видеть реакцию, мимику, эмоции собеседника. Как никогда актуален small talk в начале онлайн-собраний, чтобы переключиться, настроиться, обменяться парой фраз. Конечно, это не заменит живое общение, но поможет сократить ощущение дистанции между собеседниками.

Оксана Прохорчук. Фото: Алексей Матюшков
И, пожалуй, еще одно правило, которое стало как никогда необходимым и придерживаться которого мы очень советуем коллегам, — учитывать рамки рабочего дня, обращаясь по рабочим вопросам, — чтобы отдыхать и восстанавливаться самим и давать такую возможность коллегам.

Gurtam:

— На корпоративном уровне мы напоминали о базовых правилах онлайн-встреч, в том числе общаться с включенной камерой, отключать звук, когда не говоришь, и тому подобных. Хотя и без этого ребята интуитивно соблюдают этикет онлайн-общения. Правда, до сих пор есть те, кто включает камеру неохотно.

У каждой команды сложились свои традиции общения со своими негласными правилами, когда и как уместно пообщаться неформально. Некоторые команды созваниваются на кофе-паузы, кто-то привычно разбавляет рабочие обсуждения шутками.

В целом повысилось качество письменных коммуникаций: ребята стали лучше формулировать на письме мысли, пожелания, предложения, идеи. В онлайн-встречах больше общения по делу, обсуждения лучше спланированы и качественнее модерируются.

Gismart:

— Не так давно мы рекомендовали сотрудникам включать камеру во время созвонов с коллегами для того, чтобы новичкам было проще адаптироваться в командах.

С переходом на «удаленку» мы подключили дополнительные инструменты, чтобы мониторить состояние сотрудников. Каждые две недели наши сотрудники получают анкету-опросник, так называемый Mood Tracker, где они оставляют отзыв о том, как прошла рабочая неделя.

Кроме того, уже более полугода для сотрудников минского офиса доступна возможность индивидуальной консультации с психологом. Мы собрали группу из нескольких психологов, сотрудники могут выбрать наиболее подходящего для себя специалиста. Посещать консультации можно онлайн или офлайн.

Расскажите о корпоративах: в каком формате проводили, как развлекали сотрудников, какую реакцию получили?

ID Finance:

— Летний и новогодний корпоративы были отменены. На замену им мы разработали концепцию IDF Delivery — сервис безопасной доставки до двери. Подарки за это время мы дарили сотрудникам много раз, поскольку ими заменены не только временно отмененные корпоративы, но и, например, поздравления с профессиональными праздниками. Также опробовали формат онлайн-квеста. Ребятам понравилось!

Много различных активностей мы проводим посредством наших корпоративных чатов. Например, у нас была акция помощи детям, программа по техническому оснащению школ в маленьких городах и деревнях. Ребята очень живо откликаются на каждую такую идею, благодарят и радуются возможности участвовать в ней.

Наши опросы и прямые отзывы сотрудников говорят о том, что формат корпоративной жизни в онлайне в целом им нравится. Куда хуже было бы ее полное отсутствие (смеется. — Прим. Onliner). И при этом, конечно, ничто не заменит живого общения!

Gurtam:

— Чтобы не подвергать сотрудников риску в связи с пандемией, мы временно отказались от больших корпоративов и сделали ставку на мероприятия по командам. Полностью в онлайн не сбежали, оставили возможность выбора формата сотрудникам. Ребята сами решали, как провести тимбилдинг: вживую или онлайн. Были и различные мастер-классы, квесты, и просто посиделки команд в кафе. Онлайн-форматы, по нашему опыту, куда менее популярны, чем живое общение.

Классной идеей оказалась рассылка подарков на дом. Приятные эмоции от сюрприза и полезных продуманных вещей — это очень ценно.

Еще мы запустили серию вебинаров на абсолютно разные темы. Приглашали интересных спикеров, которые рассказывали нашим сотрудникам о способах борьбы со стрессом, искусстве, здоровом питании, дизайне голоса, концепции разумного потребления и так далее.

VRP Consulting:

— В этом году мы оттягивали вопрос с проведением новогоднего корпоратива до последнего: за долгие месяцы удаленной работы ребята соскучились по реальной коммуникации, общению и корпоративным мероприятиям.

Ситуация с пандемией внесла свои коррективы — мы не стали рисковать и собирать коллег в офлайне, чтобы подвести итоги этого сложного года. Мы приняли решение перенести ежегодную церемонию награждения лучших сотрудников VRP Awards и поздравления от руководителей компании в онлайн, а также вручить ребятам из всех белорусских офисов индивидуальные подарки, которые наша курьерская служба доставила каждому сотруднику прямо домой. Такая забота и внимание не остались без ответа: многие писали мне и моим коллегам из HR-департамента о том, какие крутые эмоции подарил им внезапный новогодний презент.

Для тех, кто остался в офисе, мы провели мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек, а также арт-мастер-класс, к которому подключили сотрудников, работающих из дома.

Кроме того, в декабре мы успели реализовать две благотворительные акции: «Елка желаний» и VRP Charity. Первая активность проводилась в минском офисе уже второй год подряд и помогла исполнить мечты детей-сирот и детей с особенностями развития по всей стране. Для этого мы напечатали желания малышей на игрушках-открытках и разместили на елке, а любой сотрудник мог снять понравившуюся игрушку и приобрести то, что было необходимо конкретному ребенку. Это могли быть конфеты, конструкторы, ингаляторы и даже телескопические пандусы, чтобы дети в инвалидных колясках могли спускаться по лестнице в собственном подъезде.

Масштабный проект VRP Charity объединил все европейские офисы компании ради главной цели — помощи малообеспеченным семьям и людям с ограниченными возможности книгами, одеждой и обувью. Всего за две недели мы собрали рекордное количество вещей, а чтобы их перевезти, пришлось арендовать целый микроавтобус. Такие добрые дела и активная их поддержка сотрудниками очень вдохновляют.

Гендерные праздники уже 2021 года прошли у нас в аналогичном формате: для тех, кто работал из офиса, были подготовлены фирменные подарки и организованы тематические фотозоны в каждом из офисов, а те, кто работал удаленно, получили аналогичные сувениры, но с доставкой на дом. Также мы возобновили еженедельное мероприятие по совместному просмотру фильмов в офисе, которое мы называем «Киночетверг». Для ребят, которые его посещают, мы обеспечиваем все меры для безопасного просмотра: обрабатываем все поверхности и соблюдаем дистанцию.

Gismart:

— На постоянной основе мы проводим онлайн-мероприятия — от фотоконкурсов в Slack до командных квизов и готовки блюд с шеф-поваром онлайн. Буквально на этой неделе мы запустили внутренний хакатон Creative Week, где каждый может попробовать свои силы в разработке и тестировании продуктовых идей. Сотрудники самостоятельно собираются в команды, разрабатывают проекты, а авторы лучших идей получают денежные призы.

В Минске мы несколько раз проводили и офлайн-мероприятия. Например, в офисе прошла Halloween Party и вечеринка по случаю 23 Февраля и 8 Марта. По явке на обоих праздниках стало очевидно, что сотрудники соскучились по личному общению. Мы с нетерпением ждем возможности организовать более масштабные мероприятия и ежегодный корпоративный выезд на море, который по понятным причинам был отменен в 2020 году.

В процентном соотношении сколько сотрудников хотят работать в офисе, а сколько — удаленно?

Gurtam:

— Большинство сотрудников за сохранение возможности выбора: работать из дома или из офиса.

Сейчас, когда выбор есть, до 20% сотрудников преимущественно работают из офиса, еще треть трудятся из офиса периодически, когда это удобно или желательно по рабочим задачам (1—3 раза в неделю). Около 40% сотрудников бывают в офисе несколько раз в месяц.

VRP Consulting:

— Конечно, этот показатель разнится от офиса к офису, но если говорить в целом по компании, то соотношение тех, кто хочет работать из офиса, и тех, кто привык и не хочет ни на что менять «удаленку», составляет примерно 40% к 60%. Мы замечаем это и по скорости возвращения в наши офисы после острых периодов пандемии.

EPAM Belarus:

— По результатам наших опросов можно сказать, что большинство сотрудников высказываются в пользу формата, когда работу из дома и офиса можно совмещать.

ID Finance:

— Как уже говорилось, около 85% сотрудников вполне довольны своим удаленным форматом работы.

Gismart:

— Если судить по статистике посещения офисов в Минске и Киеве, около 30% сотрудников выбирают работу из офиса. Остальные предпочитают смешанный формат. Меньшая часть выбирает исключительно «удаленку».

Если компания останется на полной или частичной «удаленке», будете ли вы менять офис на более компактный?

ID Finance:

— Скорее всего, нет, поскольку условия аренды и новый ремонт в нынешнем офисе нас более чем устраивают. И даже если в один из дней сотрудники проснутся и решат все сразу вернуться в офис, места хватит всем.

Gurtam:

— Недавно мы отказались от аренды одного из пяти этажей офиса в Минске, трансформировали офисные площади, организовали коворкинг-зоны. В будущем не исключаем как расширение, так и сокращение офиса — будет зависеть от актуальных на тот момент целей компании.

Gismart:

— Еще весной 2020 года мы отказались от части офисных помещений в Минске, они пустовали из-за карантинных мер. А вот офис в Киеве, напротив, нуждается в расширении. Наша украинская команда активно растет. На данный момент она составляет уже более 70 человек. В планах рост еще на 50—100 человек в 2021 году. Это связано прежде всего с расширением геймдев-направления.

VRP Consulting:

— К настоящему времени мы уже оптимизировали количество офисов, закрыв по одному в Бресте и Минске, поэтому больше пока не планируем отказываться от текущих офисных помещений и даже рассматриваем вопрос их возможного увеличения в ближайшие пару месяцев.

EPAM Belarus:

— Вариант полного отказа от работы офисов не рассматривается, однако сами подходы к организации такой работы будут меняться и уже меняются. В некоторых из наших офисов, куда приезжают коллеги, мы точечно тестируем формат хотелинга. Рабочее место не «привязано» к конкретному человеку, как было раньше, его можно забронировать на несколько дней или даже часов во внутренних системах. Для хранения вещей коллеги из лаборатории Made Real Lab и Physical Technology разработали специальные отсеки — Smart Lockers, управлять которыми (бронировать, открывать, блокировать) можно из приложения. Долго искали что-то похожее на рынке, в итоге разработали решение для серийного производства самостоятельно. Сейчас готовимся к установке и тестированию в других локациях. Одним словом, офисная жизнь в условиях новой реальности претерпит изменения.

Кофе с доставкой на дом — пополняйте свои запасы через Каталог

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
зерновой, арабика 100%, средняя обжарка, интенсивность 5/10
Onlíner рекомендует
капсулы Nespresso Original, бленд (арабика 95%), светло-средняя обжарка, интенсивность 5/13

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by