Год назад миру пришлось уйти на карантин, и многие компании до сих пор не вернулись к привычному некогда режиму работы. Пока Европа официально подтверждает третью волну коронавируса, а вакцины в свободном доступе нет, вряд ли мы вновь придем к офисной работе. С другой стороны, в «доковидном» формате может и не быть смысла: оказалось, что дистанционная работа не вызывает серьезных проблем, а местами даже облегчает жизнь. Мы опросили крупные IT-компании Беларуси на предмет того, как они провели год на удаленной работе и какие наблюдения сделали за это время.
Евгений Нагель, административный директор Gismart:
— На сегодня наши офисы в Минске, Киеве и Пекине работают в смешанном формате. Сотрудники могут выбрать наиболее предпочтительный формат работы: как из офиса, так и из дома.
В целом офисы работают в штатном режиме: мы ежедневно организуем завтраки для сотрудников, по вечерам проходят занятия по музыке. При этом уроки английского и йога полностью перенесены в онлайн.
Офис в Лондоне на сегодня работает удаленно в связи с локдауном.
Александра Куприянчик, Lead HR ID Finance:
— Бо́льшая часть сотрудников компании ID Finance работают удаленно, но можно работать и в офисе, это по желанию. Один из офисов ID Finance переоборудован в коворкинг, поэтому можно занимать любой кабинет с наименьшим количеством людей в день вашего прихода. Все офисы оснащены дезинфекторами, масками, перчатками. Более того, регулярно производится дезинфекция всех помещений.
Анастасия Саченко, HR Director Gurtam:
— Мы продолжаем работать из дома или из офиса — по выбору сотрудника.
Павел Скурат, HR-директор VRP Consulting:
— Белорусские офисы посещает в среднем около 40% сотрудников.
Оксана Прохорчук, HR-директор EPAM Belarus:
— Прошло уже чуть больше года с того момента, как компания перешла на удаленный режим работы. Тогда за несколько дней мы перевели в домашние офисы более 90% сотрудников, за исключением тех, кому производственная необходимость не позволяла полностью перейти на новый режим работы либо у кого не было возможности оборудовать комфортный домашний офис. Сейчас ситуация такая же: работаем удаленно. Тех сотрудников, которые посещают офисы, просим соблюдать меры безопасности.
ID Finance:
— Не так давно мы провели опрос, который показал, что около 85% сотрудников хотят продолжать находиться в ремоуте. Как уже говорилось выше, кому-то удобно находиться в офисе, а кто-то уже оборудовал под офис свое место жительства. Мы не планировали делать возвращение сотрудников в офис обязательным для всех. Главное, чтобы человеку было комфортно работать, но при этом сохранялась эффективность и результативность работы.
Gismart:
— На данный момент окончательного решения по этому вопросу нами не принято. Вероятнее всего, мы введем смешанный формат, где будет возможность сочетать «удаленку» с работой из офиса.
EPAM Belarus:
— Делать какие-либо точные прогнозы сегодня все еще сложно.
Глядя на развитие событий в других странах, можно предположить, что к «доковидной» практике работы из офисов мир уже вряд ли вернется. Связано это как с вопросами безопасности здоровья, так и с тем, что многие процессы, команды и целые бизнесы подтвердили, что могут и будут продолжать работать удаленно.
Мы проводили опросы среди сотрудников, чтобы понять, хотели бы они вернуться в офис, выбрали бы полностью удаленный формат либо гибкий, где присутствие в офисе сочетается с работой из дома. Нужно это было, кроме прочего, чтобы определить, какое количество офисов будет необходимо для полноценной работы в будущем. Но не стоит также забывать, что некоторые проекты не предполагают полностью удаленный формат, поэтому мы разрабатываем win-win-подходы с учетом всех этих факторов.
VRP Consulting:
— Наша компания уже давно определилась: работать из офиса или удаленно — это прерогатива и личное желание каждого из сотрудников. За последний год мы научились эффективно совмещать оба варианта и особой разницы в работе коллег при любом их местонахождении не видим. Среди наших коллег есть как приверженцы «удаленки», так и те, кто предпочитает работать из офиса. Вторая группа — это в основном новички, которым важно адаптироваться и познакомиться с коллегами, а также те сотрудники, у кого есть маленькие дети. Малыши постоянно хотят внимания родителей, а еще зачастую создают шумовые эффекты на фоне, что мешает в работе многим клиентоконтактирующим сотрудникам. Но мы понимаем и принимаем любой выбор наших ребят, потому что главным фактором для нас является вовремя и успешно выполненная работа.
Gurtam:
— Окончательного решения пока нет. Наиболее вероятен смешанный вариант, который позволит сочетать преимущества и удаленного, и офисного форматов работы.
EPAM Belarus:
— Да, такая возможность есть. Многое зависит от того, как долго сотрудник или сотрудница будут работать из другой страны. Если речь о бизнес-командировке (а они бывают довольно продолжительными), то специалисты остаются трудоустроены в белорусском подразделении. Для полноценного переезда с целью получить опыт работы и проживания в другой стране мы предлагаем воспользоваться программой релокации. Сегодня позиции открыты более чем в 20 странах. Специалистам, которые находятся в регионе, где пока нет представительства компании, мы можем предложить трудоустройство с помощью программы EPAM Anywhere. Это своеобразная комбинация фриланса в вопросе планирования рабочего графика и загрузки и бенефитов, которые дает официальное трудоустройство в компанию. На данный момент программа доступна уже в 13 странах, и география постоянно расширяется.
Gismart:
— С переходом на удаленный формат работы мы ввели возможность работать из любой локации, но с одним условием: разница часовых поясов не должна превышать трех часов с Минском.
ID Finance:
— В данный момент все наши сотрудники находятся в Беларуси.
Gurtam:
— Мы оперативно внедрили недостающие инструменты командной работы, так как «удаленка» подсветила тонкие места в процессах. В результате мы как компания стали более технологичными, структурными, системными, с более прозрачными и четкими процессами, с более качественным документированием. При этом теперь как никогда ощущается, насколько важны в бизнесе человеческие отношения, общение. И если мы перестроили работу и процессы за первые месяцы после массового перехода на работу из дома, то более сложные вещи — атмосфера, корпоративная культура — оказались менее управляемыми на «удаленке». Прежние инструменты невозможны или слабо работают онлайн.
В целом на «удаленке» сложнее налаживать взаимодействие между коллегами. Чтобы команда работала по-настоящему слаженно, нужен человеческий контакт, а времени на поддержание живого контакта онлайн людям нужно заметно больше, чем работая бок о бок.
В офисе часть сонастройки команды происходит автоматически, многое считывается из наблюдений за коллегами. Удаленная работа же предполагает, что практически все нужно проговаривать. Более трудоемкими стали адаптация и обучение новых сотрудников.
За этот год прокачалась наша система информирования, мы пробовали новые форматы обмена информацией, стало значительно больше видеоконтента.
Gismart:
— Мы не отметили глобальных изменений, связанных с эффективностью рабочих процессов.
Определенная «турбулентность» наблюдалась в первые две недели массового перехода на «удаленку». Впоследствии мы даже наблюдали определенный рост эффективности среди разработчиков. При этом специалистам, чьи задачи связаны с генерацией идей и креативом, требовалось больше живого общения для поддержания привычных темпов.
В целом на данный момент эффективность такая же, какая была в «доковидный» период.
EPAM Belarus:
— На эффективности рабочих процессов «дистанционка» не сказалась. Формирование удаленных команд, организация взаимодействия между сотрудниками и клиентами, работающими в разных уголках планеты, проведения важных встреч и конференций онлайн — все это устоявшаяся практика для компании.
VRP Consulting:
— Важно отметить, что мы ни на день не останавливали работу наших офисов и у нас есть большое количество сотрудников, которые продолжали посещать в офис даже в разгар пандемии.
Если говорить про эффективность, то в самом начале «удаленки» некоторым ребятам было сложно организовать свое рабочее время, распределить загрузку и справляться с дорогими и любимыми, но отвлекающими факторами: детьми, домашними животными, бытовыми обязанностями и прочим. Некоторые не могли оперативно отвечать на вопросы по проектам. Но тогда мы прекрасно понимали, что для адаптации к новому режиму потребуется время. Так что, на мой взгляд, ребята достаточно быстро перестроились и, если нужна была помощь с тайм-менеджментом, обращались к своим персональным HR-менеджерам или непосредственным руководителям.
Со временем сотрудники наладили свой рабочий график на «удаленке», многие превратили одну из своих жилых комнат в рабочий кабинет или оборудовали себе «уголок для переговоров».
Мне кажется, что на многих «удаленка» действует позитивно: как говорится, дома и стены помогают. Сотрудники всегда на связи, и по срокам выполнения задач вопросов не возникает.
Да и в целом такой формат работы хорошо развивает чувство ответственности за свой личный результат, повышает уровень организованности. Дома иначе нельзя, так как в противном случае твои задачи попросту растянутся с 8 часов на все 12, а то и 14.
Если говорить про то, что ухудшилось или стало сложнее делать, то в первую очередь это касается так называемых «сервисных» функций: например, технической поддержки, требующей физического вмешательства профильных специалистов в технику, которая находится у ребят, работающих на «удаленке». Хоть нами и сформирован фонд резервной техники и отработана логистика оперативной доставки ее адресату, все равно имеется возросший временной лаг в решении данного типа вопросов.
Определенные сложности вызывает и кадровое делопроизводство, которое иногда требует личного присутствия сотрудника в офисе для визирования тех или иных документов. И если это достаточно просто решается с нахождением сотрудника в крупном городе, то с ребятами, которые ведут удаленную работу из небольших городов или сельской местности, есть некоторые сложности. Именно поэтому в компании и был внедрен внутренний сервис в виде собственной курьерской службы.
ID Finance:
— Лиды отделов говорят, что первое время было сложно с налаживанием коммуникации и контролем над рабочими процессами. Отлаживание этих моментов было, скорее, вопросом техническим. Затем все вернулось на круги своя, и сейчас эффективность даже выше той, что показывал коллектив, постоянно работая в офисных стенах.
VRP Consulting:
— У нас есть негласный регламент, по которому сотрудник, общаясь с клиентом, должен выглядеть свежо, бодро и соблюдать официальный стиль. Разумеется, никто не просит надевать костюм-тройку, но и сидеть в пижаме или растянутой домашней майке непозволительно. Мы также рекомендуем минимизировать посторонние звуки при диалоге, чтобы все стороны чувствовали себя комфортно, а также использовать фоновые заставки на заднем плане. В целом в компании рекомендуется при внешних коммуникациях придерживаться общепринятых правил этикета, в том числе по умолчанию использовать видеосвязь.
Если говорить о коммуникации внутри команды и так называемых дэйли-митингах, то здесь все проще: ребята могут позволить себе общаться из удобного для них места и в удобном для команды формате, главное — фиксировать все задачи и обсуждаемые вопросы, чтобы потом ничего не упустить.
ID Finance:
— Что касается включения или невключения камеры, то тут сложно говорить однозначно за все департаменты компании. Где-то принято видеть друг друга, где-то такого обязательного условия нет, ребята также могут делать это по желанию. Что касается важных совещаний, то тут, бесспорно, важна сосредоточенность на вопросах и задачах. Местонахождение, если оно позволяет быть полностью вовлеченным в процесс, малозначимо. Что касается новых правил поведения, ничего не изменилось: мы по-прежнему предупредительны и вежливы друг с другом.
EPAM Belarus:
— Учитывая специфику работу IT-отрасли и компании, онлайн-общение с командами из других стран, партнерами и клиентами всегда составляло большую долю коммуникаций у сотрудников. Поэтому можно с уверенностью сказать, что правила цифрового этикета коллегам были знакомы и до локдауна, где главное — это уважение к своим собеседникам, что предусматривает пунктуальность, хорошее качество связи, проработанный план встречи, уточнение о возможности записи, по возможности включенная камера и так далее. Когда онлайн-общение проходит продуктивно, не так важно, где в данный момент находится человек, а ситуации бывают разные.
С учетом того, что живой коммуникации теперь на порядок меньше, все мы гораздо чаще стали использовать видеосвязь, чтобы видеть реакцию, мимику, эмоции собеседника. Как никогда актуален small talk в начале онлайн-собраний, чтобы переключиться, настроиться, обменяться парой фраз. Конечно, это не заменит живое общение, но поможет сократить ощущение дистанции между собеседниками.
И, пожалуй, еще одно правило, которое стало как никогда необходимым и придерживаться которого мы очень советуем коллегам, — учитывать рамки рабочего дня, обращаясь по рабочим вопросам, — чтобы отдыхать и восстанавливаться самим и давать такую возможность коллегам.
Gurtam:
— На корпоративном уровне мы напоминали о базовых правилах онлайн-встреч, в том числе общаться с включенной камерой, отключать звук, когда не говоришь, и тому подобных. Хотя и без этого ребята интуитивно соблюдают этикет онлайн-общения. Правда, до сих пор есть те, кто включает камеру неохотно.
У каждой команды сложились свои традиции общения со своими негласными правилами, когда и как уместно пообщаться неформально. Некоторые команды созваниваются на кофе-паузы, кто-то привычно разбавляет рабочие обсуждения шутками.
В целом повысилось качество письменных коммуникаций: ребята стали лучше формулировать на письме мысли, пожелания, предложения, идеи. В онлайн-встречах больше общения по делу, обсуждения лучше спланированы и качественнее модерируются.
Gismart:
— Не так давно мы рекомендовали сотрудникам включать камеру во время созвонов с коллегами для того, чтобы новичкам было проще адаптироваться в командах.
С переходом на «удаленку» мы подключили дополнительные инструменты, чтобы мониторить состояние сотрудников. Каждые две недели наши сотрудники получают анкету-опросник, так называемый Mood Tracker, где они оставляют отзыв о том, как прошла рабочая неделя.
Кроме того, уже более полугода для сотрудников минского офиса доступна возможность индивидуальной консультации с психологом. Мы собрали группу из нескольких психологов, сотрудники могут выбрать наиболее подходящего для себя специалиста. Посещать консультации можно онлайн или офлайн.
ID Finance:
— Летний и новогодний корпоративы были отменены. На замену им мы разработали концепцию IDF Delivery — сервис безопасной доставки до двери. Подарки за это время мы дарили сотрудникам много раз, поскольку ими заменены не только временно отмененные корпоративы, но и, например, поздравления с профессиональными праздниками. Также опробовали формат онлайн-квеста. Ребятам понравилось!
Много различных активностей мы проводим посредством наших корпоративных чатов. Например, у нас была акция помощи детям, программа по техническому оснащению школ в маленьких городах и деревнях. Ребята очень живо откликаются на каждую такую идею, благодарят и радуются возможности участвовать в ней.
Наши опросы и прямые отзывы сотрудников говорят о том, что формат корпоративной жизни в онлайне в целом им нравится. Куда хуже было бы ее полное отсутствие (смеется. — Прим. Onliner). И при этом, конечно, ничто не заменит живого общения!
Gurtam:
— Чтобы не подвергать сотрудников риску в связи с пандемией, мы временно отказались от больших корпоративов и сделали ставку на мероприятия по командам. Полностью в онлайн не сбежали, оставили возможность выбора формата сотрудникам. Ребята сами решали, как провести тимбилдинг: вживую или онлайн. Были и различные мастер-классы, квесты, и просто посиделки команд в кафе. Онлайн-форматы, по нашему опыту, куда менее популярны, чем живое общение.
Классной идеей оказалась рассылка подарков на дом. Приятные эмоции от сюрприза и полезных продуманных вещей — это очень ценно.
Еще мы запустили серию вебинаров на абсолютно разные темы. Приглашали интересных спикеров, которые рассказывали нашим сотрудникам о способах борьбы со стрессом, искусстве, здоровом питании, дизайне голоса, концепции разумного потребления и так далее.
VRP Consulting:
— В этом году мы оттягивали вопрос с проведением новогоднего корпоратива до последнего: за долгие месяцы удаленной работы ребята соскучились по реальной коммуникации, общению и корпоративным мероприятиям.
Ситуация с пандемией внесла свои коррективы — мы не стали рисковать и собирать коллег в офлайне, чтобы подвести итоги этого сложного года. Мы приняли решение перенести ежегодную церемонию награждения лучших сотрудников VRP Awards и поздравления от руководителей компании в онлайн, а также вручить ребятам из всех белорусских офисов индивидуальные подарки, которые наша курьерская служба доставила каждому сотруднику прямо домой. Такая забота и внимание не остались без ответа: многие писали мне и моим коллегам из HR-департамента о том, какие крутые эмоции подарил им внезапный новогодний презент.
Для тех, кто остался в офисе, мы провели мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек, а также арт-мастер-класс, к которому подключили сотрудников, работающих из дома.
Кроме того, в декабре мы успели реализовать две благотворительные акции: «Елка желаний» и VRP Charity. Первая активность проводилась в минском офисе уже второй год подряд и помогла исполнить мечты детей-сирот и детей с особенностями развития по всей стране. Для этого мы напечатали желания малышей на игрушках-открытках и разместили на елке, а любой сотрудник мог снять понравившуюся игрушку и приобрести то, что было необходимо конкретному ребенку. Это могли быть конфеты, конструкторы, ингаляторы и даже телескопические пандусы, чтобы дети в инвалидных колясках могли спускаться по лестнице в собственном подъезде.
Масштабный проект VRP Charity объединил все европейские офисы компании ради главной цели — помощи малообеспеченным семьям и людям с ограниченными возможности книгами, одеждой и обувью. Всего за две недели мы собрали рекордное количество вещей, а чтобы их перевезти, пришлось арендовать целый микроавтобус. Такие добрые дела и активная их поддержка сотрудниками очень вдохновляют.
Гендерные праздники уже 2021 года прошли у нас в аналогичном формате: для тех, кто работал из офиса, были подготовлены фирменные подарки и организованы тематические фотозоны в каждом из офисов, а те, кто работал удаленно, получили аналогичные сувениры, но с доставкой на дом. Также мы возобновили еженедельное мероприятие по совместному просмотру фильмов в офисе, которое мы называем «Киночетверг». Для ребят, которые его посещают, мы обеспечиваем все меры для безопасного просмотра: обрабатываем все поверхности и соблюдаем дистанцию.
Gismart:
— На постоянной основе мы проводим онлайн-мероприятия — от фотоконкурсов в Slack до командных квизов и готовки блюд с шеф-поваром онлайн. Буквально на этой неделе мы запустили внутренний хакатон Creative Week, где каждый может попробовать свои силы в разработке и тестировании продуктовых идей. Сотрудники самостоятельно собираются в команды, разрабатывают проекты, а авторы лучших идей получают денежные призы.
В Минске мы несколько раз проводили и офлайн-мероприятия. Например, в офисе прошла Halloween Party и вечеринка по случаю 23 Февраля и 8 Марта. По явке на обоих праздниках стало очевидно, что сотрудники соскучились по личному общению. Мы с нетерпением ждем возможности организовать более масштабные мероприятия и ежегодный корпоративный выезд на море, который по понятным причинам был отменен в 2020 году.
Gurtam:
— Большинство сотрудников за сохранение возможности выбора: работать из дома или из офиса.
Сейчас, когда выбор есть, до 20% сотрудников преимущественно работают из офиса, еще треть трудятся из офиса периодически, когда это удобно или желательно по рабочим задачам (1—3 раза в неделю). Около 40% сотрудников бывают в офисе несколько раз в месяц.
VRP Consulting:
— Конечно, этот показатель разнится от офиса к офису, но если говорить в целом по компании, то соотношение тех, кто хочет работать из офиса, и тех, кто привык и не хочет ни на что менять «удаленку», составляет примерно 40% к 60%. Мы замечаем это и по скорости возвращения в наши офисы после острых периодов пандемии.
EPAM Belarus:
— По результатам наших опросов можно сказать, что большинство сотрудников высказываются в пользу формата, когда работу из дома и офиса можно совмещать.
ID Finance:
— Как уже говорилось, около 85% сотрудников вполне довольны своим удаленным форматом работы.
Gismart:
— Если судить по статистике посещения офисов в Минске и Киеве, около 30% сотрудников выбирают работу из офиса. Остальные предпочитают смешанный формат. Меньшая часть выбирает исключительно «удаленку».
ID Finance:
— Скорее всего, нет, поскольку условия аренды и новый ремонт в нынешнем офисе нас более чем устраивают. И даже если в один из дней сотрудники проснутся и решат все сразу вернуться в офис, места хватит всем.
Gurtam:
— Недавно мы отказались от аренды одного из пяти этажей офиса в Минске, трансформировали офисные площади, организовали коворкинг-зоны. В будущем не исключаем как расширение, так и сокращение офиса — будет зависеть от актуальных на тот момент целей компании.
Gismart:
— Еще весной 2020 года мы отказались от части офисных помещений в Минске, они пустовали из-за карантинных мер. А вот офис в Киеве, напротив, нуждается в расширении. Наша украинская команда активно растет. На данный момент она составляет уже более 70 человек. В планах рост еще на 50—100 человек в 2021 году. Это связано прежде всего с расширением геймдев-направления.
VRP Consulting:
— К настоящему времени мы уже оптимизировали количество офисов, закрыв по одному в Бресте и Минске, поэтому больше пока не планируем отказываться от текущих офисных помещений и даже рассматриваем вопрос их возможного увеличения в ближайшие пару месяцев.
EPAM Belarus:
— Вариант полного отказа от работы офисов не рассматривается, однако сами подходы к организации такой работы будут меняться и уже меняются. В некоторых из наших офисов, куда приезжают коллеги, мы точечно тестируем формат хотелинга. Рабочее место не «привязано» к конкретному человеку, как было раньше, его можно забронировать на несколько дней или даже часов во внутренних системах. Для хранения вещей коллеги из лаборатории Made Real Lab и Physical Technology разработали специальные отсеки — Smart Lockers, управлять которыми (бронировать, открывать, блокировать) можно из приложения. Долго искали что-то похожее на рынке, в итоге разработали решение для серийного производства самостоятельно. Сейчас готовимся к установке и тестированию в других локациях. Одним словом, офисная жизнь в условиях новой реальности претерпит изменения.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by