Администрация ПВТ получила дополнительные полномочия по контролю финансовых операций резидентов: соответствующий документ был подписан 18 марта, в силу он вступил 21 марта. Что это означает для криптовалютного рынка Беларуси, кого затрагивает нововведение и что изменилось?
Как напоминает руководитель направления Startup Hub компании Revera Артем Хандрико, в мае прошлого года в Закон «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» были внесены изменения (редакция вступила в силу 20.11.2020 г.). Изменения определяли, что Администрация ПВТ в пределах своей компетенции осуществляет контроль в части соблюдения законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее — законодательство о ПОД/ФТ) резидентами ПВТ, осуществляющими «криптовиды» деятельности.
Декрет №1, по мнению Артема Хандрико, конкретизирует и развивает полномочия Администрации ПВТ в данной сфере. Он указал на ключевые изменения, которые могут сказаться на «криптодеятельности» в Беларуси.
Во-первых, это новое основание для исключения из ПВТ. Лишиться статуса можно за невыполнение предписания об устранении нарушений, вынесенного Администрацией ПВТ по результатам проведения проверки в части соблюдения законодательства о ПОД/ФТ. Кроме того, Декрет №1 устанавливает, что исключение из ПВТ не исключает применения к проверяемой компании иных мер ответственности, предусмотренных законодательством.
Во-вторых, Декрет №1 прямо установил, что является незаконной предпринимательской деятельностью:
Подп. 2.1 и 2.2 п. 2 Декрета №8, в свою очередь, устанавливают легальные операции с криптоактивами, которые вправе осуществлять физические лица и юридические лица-нерезиденты ПВТ, а именно:
юридические лица-нерезиденты ПВТ вправе владеть токенами и совершать следующие операции:
физические лица вправе владеть токенами и совершать следующие операции:
Майнить, покупать и продавать токены физическим лицам самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам можно: это не является предпринимательской деятельностью.
В-третьих, Декрет №1 конкретизировал контрольную функцию Администрации ПВТ в части соблюдения резидентами ПВТ законодательства о ПОД/ФТ.
В данном случае речь идет о резидентах ПВТ, осуществляющих следующие виды деятельности:
При проверке компании, которые оказались в фокусе внимания, должны обеспечить проверяющим рабочее место с доступом к ПО, используемому в деятельности, и данным, необходимым для проверки.
Резиденты ПВТ, осуществляющие упомянутые выше виды деятельности, при выполнении ими законодательства о ПОД/ФТ могут:
При этом они обязаны проинформировать клиента о предпринятых действиях.
Кроме того, после вступления в силу документа изменился статус токенов применительно к законодательству о ПОД/ФТ. Ранее подп. 4.2 п. 4 Декрета №8 прямо устанавливал, что токены не относятся к «средствам» в значении, определенном законодательством о ПОД/ФТ. С 21 марта токены к «средствам» относятся.
Изменения и дополнения затрагивают тех резидентов ПВТ и любых иных субъектов, которые осуществляют деятельность, связанную с криптовалютами. При этом деятельность иных резидентов ПВТ не является прямой целью принятых изменений.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро