Криптовалюты в Беларуси подрегулировали: что можно и что нельзя «юрикам» и «физикам»

 
17 408
22 марта 2021 в 14:22
Автор: Ян Альшевский. Фото: Worldspectrum

Администрация ПВТ получила дополнительные полномочия по контролю финансовых операций резидентов: соответствующий документ был подписан 18 марта, в силу он вступил 21 марта. Что это означает для криптовалютного рынка Беларуси, кого затрагивает нововведение и что изменилось?

Как напоминает руководитель направления Startup Hub компании Revera Артем Хандрико, в мае прошлого года в Закон «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» были внесены изменения (редакция вступила в силу 20.11.2020 г.). Изменения определяли, что Администрация ПВТ в пределах своей компетенции осуществляет контроль в части соблюдения законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее — законодательство о ПОД/ФТ) резидентами ПВТ, осуществляющими «криптовиды» деятельности.

Декрет №1, по мнению Артема Хандрико, конкретизирует и развивает полномочия Администрации ПВТ в данной сфере. Он указал на ключевые изменения, которые могут сказаться на «криптодеятельности» в Беларуси.

Новое основание для исключения из ПВТ

Во-первых, это новое основание для исключения из ПВТ. Лишиться статуса можно за невыполнение предписания об устранении нарушений, вынесенного Администрацией ПВТ по результатам проведения проверки в части соблюдения законодательства о ПОД/ФТ. Кроме того, Декрет №1 устанавливает, что исключение из ПВТ не исключает применения к проверяемой компании иных мер ответственности, предусмотренных законодательством.

Незаконная предпринимательская деятельность

Во-вторых, Декрет №1 прямо установил, что является незаконной предпринимательской деятельностью:

  • оказание на территории Республики Беларусь и (или) с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента интернета иным лицам содействия в совершении и (или) исполнении сделок (операций) с токенами (в том числе выступая стороной по таким сделкам (операциям) с использованием функционирующей в интернете информационной системы либо посредством предоставления права (разрешения) иным лицам использовать такую информационную систему);
  • приобретение и (или) отчуждение, в том числе обмен, токенов, кроме случаев, предусмотренных в подп. 2.1 и 2.2 п. 2 Декрета №8.

Подп. 2.1 и 2.2 п. 2 Декрета №8, в свою очередь, устанавливают легальные операции с криптоактивами, которые вправе осуществлять физические лица и юридические лица-нерезиденты ПВТ, а именно:

юридические лица-нерезиденты ПВТ вправе владеть токенами и совершать следующие операции:

  • через резидента ПВТ, осуществляющего соответствующий вид деятельности, создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом;
  • хранить токены в виртуальных кошельках;
  • через операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют, иных резидентов ПВТ, осуществляющих соответствующий вид деятельности, приобретать, отчуждать токены, совершать с ними иные сделки (операции);

физические лица вправе владеть токенами и совершать следующие операции:

  • майнинг;
  • хранение токенов в виртуальных кошельках;
  • обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги;
  • дарить и завещать токены.

Майнить, покупать и продавать токены физическим лицам самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам можно: это не является предпринимательской деятельностью.

Контрольные полномочия и изменение статуса токенов

В-третьих, Декрет №1 конкретизировал контрольную функцию Администрации ПВТ в части соблюдения резидентами ПВТ законодательства о ПОД/ФТ.

В данном случае речь идет о резидентах ПВТ, осуществляющих следующие виды деятельности:

  • оказание услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов) с использованием интернета, включая услуги по продвижению цифровых знаков (токенов), консультационные и иные сопутствующие услуги (в части совершения сделок, предусматривающих передачу цифровых знаков (токенов) их первым владельцам, и удовлетворения требований владельцев цифровых знаков (токенов), обусловленных при их создании и размещении);
  • деятельность оператора криптоплатформы (в части осуществления деятельности с использованием цифровых знаков (токенов));
  • деятельность оператора обмена криптовалют (в части осуществления деятельности с использованием цифровых знаков (токенов));
  • иная деятельность с использованием цифровых знаков (токенов), в том числе содержащая признаки профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, деятельности инвестиционного фонда, секьюритизации (в части осуществления деятельности с использованием цифровых знаков (токенов)), а также осуществления операций по созданию и размещению собственных цифровых знаков (токенов) (в части совершения сделок, предусматривающих передачу цифровых знаков (токенов) их первым владельцам, и удовлетворения требований владельцев цифровых знаков (токенов), обусловленных при их создании и размещении).

При проверке компании, которые оказались в фокусе внимания, должны обеспечить проверяющим рабочее место с доступом к ПО, используемому в деятельности, и данным, необходимым для проверки.

Резиденты ПВТ, осуществляющие упомянутые выше виды деятельности, при выполнении ими законодательства о ПОД/ФТ могут:

  • отказать клиенту в осуществлении финансовой операции, если она отвечает критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций;
  • приостановить финансовую операцию, но не более чем на 3 рабочих дня, включая день, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, для принятия решения об осуществлении финансовой операции либо отказе в ее осуществлении;
  • отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме при наличии в течение 2 месяцев двух и более решений об отказе в осуществлении финансовых операций клиента.

При этом они обязаны проинформировать клиента о предпринятых действиях.

Кроме того, после вступления в силу документа изменился статус токенов применительно к законодательству о ПОД/ФТ. Ранее подп. 4.2 п. 4 Декрета №8 прямо устанавливал, что токены не относятся к «средствам» в значении, определенном законодательством о ПОД/ФТ. С 21 марта токены к «средствам» относятся.

Изменения и дополнения затрагивают тех резидентов ПВТ и любых иных субъектов, которые осуществляют деятельность, связанную с криптовалютами. При этом деятельность иных резидентов ПВТ не является прямой целью принятых изменений.


Простой вариант обеда или ужина дома под фильм — скидка 25% на пиццу Domino's в Каталоге

Шампиньоны, Ветчина, Сыр моцарелла, Томатный соус Domino's; вес 935 г
Мюнхенские колбаски, Ветчина, Горчица, Сыр моцарелла, Томаты, Баварские колбаски, Соус барбекю; вес 970 г
Сыр моцарелла, Томатный соус Domino's, Пепперони; вес 835 г

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Автор: Ян Альшевский. Фото: Worldspectrum
Без комментариев