В этом году многие белорусские мужчины в разной степени стали феминистами. Пока многие из нас играли в шашки из хлебных мякишей, женщины в который раз взвалили на себя нелегкое бремя — прямо как героиня Галь Гадот в главном фем-блокбастере уходящего года, в одиночку бросающаяся спасать мир во имя добра. Увы, но Диане Принс до отваги и бесстрашия наших женщин оказалось очень далеко.
Сюжетно нынешняя «Чудо-женщина» — прямое продолжение фильма 2017 года. Главная героиня — по-прежнему «вылепленная из глины» девочка-амазонка со сверхспособностями и лассо правды. На всякий случай вводный эпизод обязательно познакомит и с самой Дианой, и с тем, как она дошла до такой жизни.
После событий первого фильма прошло около 70 лет — на дворе 1984-й. Диана все так же молода, красива и по выходным спасает мир от мелкого и крупного жулья. В перерывах между эпизодами боевой славы работает в музее. Здесь же она однажды встречается с новой сотрудницей — неуверенной в себе Барбарой Минервой. Обе хоть и по-разному, но страдают от одиночества. Между женщинами завязывается дружба.
Одновременно повсюду на телеэкранах мелькает по виду миллионер, а по сути проходимец Максвелл Лорд. Аферист обещает каждому, кто вложится в его сомнительное предприятие, красивую жизнь. На самом деле негодяй строит обычную финансовую пирамиду, пускает пыль в глаза, но сам он нищий, как церковная крыса, неудачник. Компенсировать вялое эго может лишь власть, желательно абсолютная.
И однажды у Лорда появляется шанс. В музее, где работают Диана и Барбара, он замечает древний артефакт, исполняющий любые желания. Осталось совратить кого-нибудь, чтобы добыть каменюку и наконец-то стать первым в мире всемогущим человеком. Пути Дианы и Барбары при этом разойдутся. Первая поймет опасность артефакта и в который раз пафосно заявит, что ни один настоящий герой не рождается во лжи — этот урок она усвоила еще в детстве. Вторая польстится на обещания и останется при Лорде кем-то вроде охранницы-секретарши.
Сюжетно «Чудо-женщина: 1984» — крайне простой фильм. Это не претензия, ведь большинство кинокомиксов именно такие. И смотреть их идут не для сюжетных откровений, а ради понятной истории, обернутой в красивую обертку из спецэффектов. О здравом смысле и говорить нечего: перед нами кино о мохнатых фурри, мужике с нездоровым стремлением к власти и летающих супергероях, живущих тысячи лет. Поэтому все вопросы о практикоприменимости самолета в невидимом пузыре, вмиг преодолевающего 10 тысяч километров, лучше оставить за пределами комнаты с телевизором.
На самом деле у «Чудо-женщины: 1984» были все шансы стать неплохим семейным фильмом под Рождество. Почему-то авторы ленты почти все эти шансы проворонили. Получилось так, как получилось.
Но сначала о том, как все-таки получилось. Как в первом фильме удалось создать атмосферу времен Первой мировой войны, так и на этот раз вышла отменная густая атмосфера 1980-х.
Все эти яркие цвета, игровые автоматы, короткие мужские шорты, роликовые коньки вырвиглазной расцветки, куртки с плечиками, вездесущая аэробика, завивки с начесами… Да вот хотя бы трейлер посмотрите, который во сто крат бодрее самого фильма. И который к тому же здорово настраивает на этакий ностальгический кульбит в 1980-е а-ля «Назад в будущее». Примерно половина фильма соответствует этим ожиданиям и обещаниям.
Не все плохо и с каким-никаким смысловым посылом фильма. Идея «Бойтесь своих желаний» не нова, но и совсем уж заезженной и пресной, особенно в комикс-блокбастерах, ее не назовешь. И «Чудо-женщина: 1984» как может, с пафосом («Правда важнее всего! Отрекись от своих желаний и спаси мир!») и под громкие спецэффекты несет эту идею, за что ей в общем и целом спасибо.
Кстати, масштабных эпизодов, напичканных визуальными эффектами, здесь немного, фактически три: в начале, в середине и в конце ленты. Но поставлены они неплохо. Ничего выдающегося, на зевоту не пробивает, и то хорошо.
Актеры… Здесь нет каких-то хитрым образом прописанных ролей, развития персонажей и тяжелой внутренней трансформации. То есть героического напряжения актерских навыков не требуется. А потому все стандартно и по высоким голливудским стандартам: Галь Гадот красива и благородна в роли Дианы, Кристен Уиг в меру убедительна как в образе неказистой офисной мышки, так и в виде возжелавшей запретного злодейки. Педро Паскаль, он же Максвелл Лорд, хорош в своей неоднозначности ровно настолько, насколько ему позволили сценаристы.
К остальному есть вопросы.
Авторы «Чудо-женщины» с чего-то решили, что могут усидеть сразу на двух, а лучше на трех стульях. После набора красивых эпизодов из эпохи 1980-х они вспомнили, что вообще-то снимают комикс. Значит, пора распрощаться с наивной детской атмосферой — добро пожаловать в мир штампованных кинокомиксов. А еще добавим политического подтекста. И, разумеется, злобно хохочущего антагониста на пороге конца света.
Такой винегрет не оставляет ощущения целостности. Это тем более удивительно, поскольку в распоряжении режиссера было целых два с половиной часа! Здесь не артхаусная тягомотина, не драма с многогранным раскрытием десятка персонажей и даже не криминальные приключения мафиози с несколькими сюжетными линиями. Для блокбастера вроде комиксов Marvel такой продолжительный хронометраж нужен, чтобы рассказать цельную историю с большим количеством «бух» и «бум».
Но не в случае с «Чудо-женщиной», в которую попытались впихнуть и историю с рождественским настроением, и мелодраму, и поучительную притчу, и политический триллер, и еще кучу всего. Волей-неволей пробелы между сценами начинаешь заполнять сам — размышлениями о том, что в качестве мелодрамы эта картина слаба, как триллер — скучна, в виде притчи — прямолинейна и назидательна. Да и от блокбастера остались рожки да ножки.
Я всеми руками за истории о сильных женщинах — хоть биографических, хоть комиксовых. Но если кино слабое, то никакая даже самая актуальная повестка его не спасет. Взять ту же «Чудо-женщину», которая появилась в 2017 году. Это не идеальное, но цельное кино со своей историей, стройной мифологией и приятным визуалом. Продолжение же рассыпается на многочисленных неровностях, на которых склеено.
В кинотеатрах «Чудо-женщина: 1984» появится только в следующем году, а по телевизору благодаря стриминговому сервису HBO Max картину можно посмотреть уже сейчас. Схема спорная, и она вызвала много нареканий. Я тоже думаю, что в кинотеатре такое зрелище зайдет лучше, чем дома. Но все-таки от заезженной и криво сшитой банальщины все равно никуда не денешься.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by