Логистический кошмар, или Как будут доставлять вакцину от коронавируса

29 945
16 декабря 2020 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

Логистический кошмар, или Как будут доставлять вакцину от коронавируса

Как минимум несколько вакцин от коронавируса готовы к распространению, еще сотни находятся в разработке и проходят испытания. Следующим этапом, который может оказаться весьма сложным, станет доставка препаратов. Дело в том, что предлагаемые вакцины требуют особых условий хранения — и в данном случае «особые» не значит «при температуре в диапазоне от −10 до +40 и влажности не более 80%».

Казалось бы, вакцина готова, все самое сложное позади. Однако некоторые специалисты называют грядущий процесс «логистическим кошмаром». Или, если не так драматизировать, чрезвычайно сложной процедурой. Почему?

Вакцина от компании Pfizer и BioNTech должна храниться при температуре минус 70—80 градусов; от Moderna и Национальных институтов здравоохранения США (NIH) — при минус 20 градусах; от AstraZeneca и Оксфордского университета — при плюс 2—8 градусах; российская «Спутник V» — при минус 18 для «Гам-КОВИД-Вак» (более технологичная, именно на нее делают ставку) и те же плюс 2—8 градусов для «Гам-КОВИД-Вак-Лио».

Фото: Reuters

Существуют и другие вакцины, однако все они походят на перечисленные с точки зрения температурных режимов хранения: сверххолод (редкость), температура «обычного морозильника» или «обычного холодильника».

Производители вакцин, не требующих «совсем особенных» условий хранения, активно продвигают этот аспект. Ведь такой препарат намного проще перевозить и хранить на месте: далеко не каждое медицинское учреждение имеет установку для поддержания температуры в 70 градусов ниже нуля (лучше ниже).

Правда, они забывают упомянуть, что сверхнизкие температуры гарантируют именно длительное хранение. Препарат от той же Pfizer и BioNTech не «испортится» в один момент, если температура будет выше требуемой: около пяти дней он продержится и при температуре обычной холодильной камеры, после чего деградирует. Аналогичная ситуация с вакциной Moderna: при минус 20 — шесть месяцев хранения, 30 дней в условном домашнем холодильнике и 12 часов при комнатной температуре.

Фото: sputnikvaccine.com

Кроме того, фармацевты работают над усовершенствованием формул — это позволит увеличить время хранения при «адекватной» температуре.

С учетом объемов, которые потребуются человечеству, это важный фактор. Но также необходимо принимать во внимание эффективность препаратов (она варьируется в диапазоне от 90 до 100% для разной степени тяжести заболевания), интенсивность побочных эффектов, цену производства и его объемы.

Если исходить из этих аспектов, то массовой может стать та вакцина, которая отвечает хотя бы нескольким из перечисленных пунктов, и вопрос хранения — один из наиболее важных. По крайней мере когда речь идет об удаленных регионах, развивающихся и откровенно бедных странах, где есть проблемы с тем же электричеством, а температура окружающей среды высока. Именно по этой причине некоторые фармацевтические компании разрабатывают не только сам препарат, но и контейнеры для его перевозки.

Фото: The Automatic Earth

Такие есть в плане Pfizer на ближайшую перспективу. Они позволят обеспечить перевозку препаратов без поиска «совсем специализированной» техники: одно дело — охладить автопоезд или грузовой отсек самолета, другое — уложить в него штабели «холодных коробок». А в прогнозах Pfizer — отправка 50—100 млн доз вакцины в этом году и 1,3 млрд в 2021-м.

Да, создание специальных боксов потребует дополнительных затрат: один «обычный» холодильный бокс на 1200 доз препарата и удерживающий температуру минус 8 на протяжении пяти дней обходится примерно в $6—7 тыс. (но может использоваться сколько угодно раз). В то же время это позволит заметно ускорить процесс распространения препарата на первых этапах. В данном случае компания предлагает многоразовые боксы на 1000—5000 доз — в таких вакцина может храниться до 10 дней.

Фото: continentalcarbonic.com

В них встроят GPS-датчики и сенсоры температуры, что позволит наблюдать за каждой «посылкой» на протяжении всего маршрута. Для охлаждения можно применять сухой лед, который, отметим, также придется производить в огромных количествах. И здесь снова преграда: прогнозируется его дефицит. Кроме того, при «таянии» он выделяет опасный для здоровья углекислый газ — представьте самолет с 6,8 тонны сухого льда (такая пятикратная норма введена на фоне необходимости в США). Зато его хватит, чтобы сохранить миллион доз вакцины.

Далее «паллеты» с боксами отправятся в заданные регионы. Перевозками занимаются международные транспортные компании (например, FedEx, UPS и DHL), которые обеспечат бесперебойные поставки. Прогнозировалось, что срок доставки составит в среднем примерно три дня — от центра дистрибуции до точки, где проводится вакцинация. Авиакомпании также изыскивают возможности обеспечить дополнительные вылеты, а в цепочке ради экономии времени постарались избавиться от посредников.

Холодильники для вакцин. Фото: AP

В то же время специалисты предполагают, что наиболее сложным моментом при транспортировке окажется «развоз» вакцины по местам, а не ее отправка — с этим-то проблем не будет. Об этом упоминалось выше: нужно подготовить мощности для хранения большого объема препарата и обеспечить поток вакцинируемых. Эксперты сходятся во мнении: как только вакцина покидает завод и склад фармацевтической компании, все должно проходить без сучка и задоринки.

По этой же причине основным средством перемещения препаратов станут авиаперевозки. В данной ситуации автотранспорт имеет ряд недостатков, с которыми можно мириться лишь на «последней миле» в маршруте доставки. В компании FedEx, например, опыт обращения с большим количеством «нежной» вакцины наработали во время пандемии 2009 года — была создана сеть «холодных» и вместительных хранилищ. Их активно начали модернизировать, оснащая более мощными холодильниками.

Фото: FedEx

В выгодном же положении, вероятно, окажутся те регионы, где размещены производственные мощности. Также рассматривается вариант организации передвижных пунктов вакцинации и создания стационарных складов (например, в формате, который применили в Китае, где в кратчайшие сроки возводили госпитали для лечения «ковидных») для отправки в них небольших партий.

Вопросом транспортировки вакцины задались и в России. Здесь температурный режим также называют ахиллесовой пятой, однако описывают проблемы в более драматичном ключе. Как пишет РБК со ссылкой на опрошенных врачей и представителей компаний, «повышение температуры внутри машины или самолета даже на полградуса на полчаса приведет к тому, что „размороженную“ партию вакцины придется выкидывать».

Такие требования, судя по всему, заложены в российский СанПиН, который регулирует транспортировку иммунобиологических лекарственных препаратов. Подобная информация присутствует в белорусском СанПиНе, где также есть отметка, что условия хранения в ряде случаев определяются инструкцией к конкретному препарату.

Российские эксперты указывают на еще один аспект: замороженная вакцина в случае ее разморозки и повторной заморозки может потерять свои свойства. Поэтому необходимо обеспечить непрерывность процесса — в том числе для вакцин, не требующих экстремальных условий хранения. Для многих станет открытием, но именно на обеспечение «холодовой цепи» (стабильных температурных условий) при реализации программ по вакцинации приходится львиная доля затрат (по оценкам западных специалистов — до 80%).

И чем ниже температура хранения, тем дороже оно обойдется, тем пристальнее должен быть контроль. По этой причине некоторые регионы мира вряд ли смогут рассчитывать на получение вакцин, требующих «сверххолода» (такими «счастливчиками» станет около 2,5 млрд людей в 25 странах). И поэтому ученые продолжают работать над стабилизацией препаратов ради создания условно «бесконечного» запаса.

К вопросу доставки подключилась компания Microsoft, которая указала на необходимость создания бесперебойной информационной платформы, необходимой для отслеживания состояния вакцины по всей цепочке от выпуска до прививки. Кроме того, необходимо отслеживать графики вакцинации (в основном препарат вводится в два этапа), вести пациентов, собирать данные об их состоянии, готовить статистику и так далее. С учетом сверхсжатых сроков разработки каждая крупица данных важна, а заполнение бумаг займет больше времени, чем сама вакцинация.

Фото: Artem Podrez/Pexels

Вакцинация уже стартовала, массово прививки начнут делать в начале 2021 года. Наверняка на первых этапах будут сбои, о которых мы узнаем из новостей, затем, по мере получения нового опыта, процесс встанет на ровные рельсы. Перевозка некоторых типов вакцин окажется дорогостоящим мероприятием, но такова, вероятно, необходимость. Также транспортным компаниям придется определиться с приоритетами: возить либо новогодние подарки с покупками, либо вакцину.

Источники: The Conversation, Reuters, The Wall Street Journal, BBC, Microsoft, РБК, Sky UK, The New York Times, Imperial College London, WebMD, NPR

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Ян Альшевский
Без комментариев