Спецпроект

«Если разработчик не понимает, зачем что-то делать, возможно, он прав». Электрик стал арт-директором и делает дизайн продуктов

20 213
28 августа 2020 в 8:30
Автор: Станислав Иванейко. Фото: архив героя публикации
Спецпроект

«Если разработчик не понимает, зачем что-то делать, возможно, он прав». Электрик стал арт-директором и делает дизайн продуктов

Автор: Станислав Иванейко. Фото: архив героя публикации
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Дмитрий Кузьменков говорит, что о том, чтобы стать дизайнером, никогда не задумывался: работал электриком на стройках и ремонтах квартир, а потом из интереса начал делать логотипы и оформлять группы в соцсетях. Теперь Дмитрий дошел до позиции арт-директора — должности с красивым названием, но непонятным значением. Onliner вместе с SoftSwiss начинает цикл публикаций о профессиях в IT, и наш первый герой — продуктовый дизайнер / арт-директор. Почему в тренде «воздушность», когда дизайн можно назвать удачным и почему заимствование — это нормально, читайте в нашем интервью.


Взялся за дизайн вместо армии

— Чем именно занимается арт-директор?

— Все зависит от специфики компании: она сама устанавливает, что делает арт-директор. Чаще всего это человек, который принимает решения. Ему приносят непосредственно дизайны, и их нужно утвердить. То есть это специалист, который понимает визуальный язык, стиль компании, он хорошо в этом разбирается и может контролировать — направлять людей, доносить до новых сотрудников и дизайнеров ценности компании.

— Эдакий дизайн-идеолог?

— Да, точно.

— Почему пошли в дизайн?

— Путь был долгий, я никогда не думал, что стану дизайнером. Образование у меня среднее специальное, я электромонтер, сам из Могилева. Был на стройке электриком, делал квартиры — вообще, работал с 15 лет. Уже тогда понял, что такое работа и как достаются деньги. В 18 лет катался на «шабашки» в Москву.

Еще в 16 лет, когда учился в колледже, на одном форуме увидел: люди что-то рисуют, а им за это платят деньги. Собственно, там все и начиналось: с мелких картинок, аватаров, оформления тем и так далее. Потом уже это плавно перетекало в баннеры, сайты, оформление групп во «ВКонтакте». Всерьез это все не воспринималось, просто хобби — посидеть дома, что-то поделать и немного заработать. Дальше был призыв в армию, но мне удалось, скажем так, прямо с плаца откреститься.

Я решил, что раз есть полтора года, которые я не потратил на армию, то нужно потратить их на себя и научиться чему-то важному и интересному. Так я приступил к изучению дизайна, параллельно учился на заочном на социолога. Потом уже занялся фрилансом.

— Дизайн — это врожденное или ему можно научиться?

— В первую очередь дизайн должен нравиться, необходимо жить этим. Поначалу много ты на этом не заработаешь. Да, есть истории, когда ребята за год становились классными дизайнерами в крутых компаниях, но это единичные случаи — там реально талантливые люди, у которых творчество совпадало с требованиями бизнеса.

Вообще, дизайн — это про бизнес, про продуктовый подход. Особенно сейчас, когда у компаний нет бюджетов на проверку гипотез: они не готовы платить, если не будут уверены, что дизайн работает на них.

Одна из работ Дмитрия

Какой дизайн — хороший

— Как понять, что дизайн работает?

— К обычным дизайнерским навыкам уже добавляется аналитика: нужно понимать и интерпретировать. Мы живем во время экспериментов. Выигрывает компания, которая проводит больше тестов, будь то дизайн-эксперименты или другие продуктовые вещи.

Происходит все так. Формируется гипотеза — компания старается ее побыстрее проверить. Для дизайнера главное — это пользовательские метрики. Именно они показывают, работает ли дизайн. У дизайна всегда должна быть цель. Например, сейчас мы живем в эпоху подписок на различные сервисы — особенно те, кто пользуется iPhone. Там главная цель дизайна — сделать так, чтобы пользователь ощутил ценность продукта. А следствие этого — деньги, потому что подписки работают, только если пользователи получают ту самую ценность от продукта. Весь дизайн строится вокруг этой задачи: по аналитике смотрят, как ведет себя пользователь, куда он кликает. Если видишь проблемы, начинаешь экспериментировать и искать пути решения.

На сегодня дизайнер работает в четкой связке с разработчиком: нужно понимать, о чем он думает, как реализует. Тогда и разработчик не будет тратить время на создание какого-то супердизайнерского умысла, который окажется бесполезным.

— То есть хороший дизайн — это тот, который приносит деньги?

— Да, всегда. Это если мы говорим о продуктовых компаниях. Ведь хорошего дизайна есть много. Например, создается дизайн, чтобы мир вокруг стал лучше: архитектура, автомобилестроение, техника. Но продуктовый дизайн — это сугубо про деньги.

— Заимствование дизайна — это нормально? Допустим, в 2007 году представили iPhone — и через пару лет все телефоны стали выглядеть практически так же.

— Давайте перенесу это на продуктовую часть. Да, это нормально. Возьмем молодую компанию — зачастую у нее нет денег и времени на реализацию и проверку каких-то своих решений. Компания просто не хочет рисковать. Поэтому, грубо говоря, составляется список хороших идей, которые уже работают.

Например, мы хотим сделать сервис по аренде жилья в Беларуси. На кого будем смотреть? Конечно, на Airbnb и Booking. В этом ничего плохого нет. А дальше начинается работа над улучшением: ты начинаешь думать о том, как сделать еще лучше, чем у них. Главное — не закопаться в самом начале.

— Как можно сделать дизайн лучше, чем у компаний с оборотами в десятки, а то и сотни миллионов?

— Можно. Но успех компании не только в дизайне: он должен быть в связке с маркетингом, с закупкой трафика и другими активностями. Ну и хороший дизайн не может существовать без хорошей разработки.

«Бывает, что делают „дизайн ради дизайна“»

— Вы упомянули, что сейчас дизайн тесно связан с разработкой. Раньше было не так?

— Да, это было больше творчество: когда я начинал заниматься этим, общаться на одном языке с разработчиком было сложно. Сейчас же дизайн без разработки просто не может быть.

— Есть давняя история о том, как технари и творческие люди не понимают друг друга. Что делать, когда это происходит?

— Если разработчик не понимает, зачем нужно что-то делать, возможно, он как раз окажется прав. Бывает, что делают «дизайн ради дизайна». Нужно просто общаться с разработчиками и понимать, что и почему они создают. Иногда приходится разбивать макет на пиксели, чтобы разработчик понял, какие отступы мы используем и так далее. И это хорошо для всех. Бывает, что где-то я сам накосячу, и потом разработчики мне пишут: «Дима, ты что, забыл? Мы ведь вот такие отступы используем, а ты другие сделал».

Помимо других работ, Дмитрий создал дизайн сайта пиццерии Domino’s

— А как подбирают визуальный стиль?

— Обычно это идет от заказчика, на основе ценностей компании. Карт-бланш дизайнеру дают в редких случаях. И тут уже больше творческого подхода, дизайнер реализует все так, как он представляет. Я, например, не особо верю во все эти «фишки» с цветами: мол, зеленый успокаивает, желтый еще что-то вызывает в человеке. Да, это работает на подписочных экранах, там нужно учитывать цвета и четкие визуальные акценты. В остальном я бы не зацикливался на цветах.

— Как остановить желание постоянно что-то переделывать и улучшать, когда дедлайн поджимает?

— К этому можно прийти только со временем. Именно с опытом понимаешь, в какой момент нужно остановиться. Иногда даже приходится делать хуже, но чтобы оно работало.

— Слышал где-то: лучший дизайн — тот, который пользователь не замечает. Согласны?

— Конечно. Можно вернуться к заимствованию: есть такое понятие, как нативность — нативное поведение, нативный дизайн. Это когда человек попользовался каким-то устройством и уже понимает, что будет, если он нажмет такую-то кнопку.

Дизайн продуктов и сервисов не должен быть нарочито ярким, выделяющимся.

О тренде Apple и ее проблемах

— В последние годы наблюдается тенденция на «воздушный дизайн» — в приложениях, операционных системах, оформлении сайтов. Почему это работает?

— Главная цель любого дизайна — довести пользователя из точки А в точку Б максимально просто и без визуального мусора. Поэтому сейчас выбрасывают вообще все, что мешает. Первой стала Apple со своей iOS 7: тонкие шрифты, минималистичные иконки.

Воздушность в некоторых моментах упрощает работу дизайнера. Но сделать легкий, правильный и незамусоренный интерфейс удается пока не всем.

— Тренд на «воздушность» сохранится?

— Отчасти да. Но по новым macOS Big Sur и iOS 14 видно, что пришел неоморфизм — это, наоборот, некоторое утяжеление иконок и других визуальных элементов. Думаю, всему свойственно меняться. Хотя считаю, что в общих чертах тенденция сохранится: все будет оставаться таким же «легким».

Мы не можем вернуться к тому, что было раньше. Вспомните сайты из начала 2010-х годов: куча бесполезной информации, визуального шума, сложно понять, где и что находится, а еще все это мигает. Такого уже точно никогда не будет.

— Какой продукт вы, как дизайнер, считаете самым выдающимся за последние годы?

— Очень сложно сказать. Но, наверное, назову iPhone — по крайней мере в том смысле, что они задают тренд. При этом есть вещи, которые мне у Apple не нравятся: много специфического поведения в их интерфейсах. Идет война между Apple и Google, дергают друг у друга «фишки». Но было бы классно, чтобы iOS и Android пришли к единому виду — хотя бы в плане организации и управления. Я пользовался и тем, и другим, иногда пересаживаюсь с Windows на macOS и обратно — и замечаю, что нужно перестраиваться, есть сложности. Мне хотелось бы бесшовности в плане поведения. Наверное, если бы мне не надо было делать приложения под iOS (потому что они больше зарабатывают), то я и не купил бы себе iPhone.

С появлением смартфонов я использовал Android-устройства и уже привык к тому поведению, а потом купил iPhone, и такой: «Блин, это же целый новый мир, нужно учиться и привыкать. А зачем?»

— Логотип для бургерной «Джон Федор» от студии Артемия Лебедева — это круто?

— А вы можете сами ответить на этот вопрос. Дизайну уже не один год, но вы спросили про «тот самый логотип для „Джон Федор“». Были когда-нибудь в этой бургерной?

— В Минске, кажется, ее еще нет.

— Ну вот. Но вы знаете о такой бургерной, и именно благодаря тому логотипу. А конкретно дизайн вызывает разные эмоции: кому-то нравится, у кого-то вызывает непонимание. Но задача выполнена: про «Джон Федор» узнали все.


SoftSwiss — продуктовая IT-компания, сфокусированная на отрасли iGaming. Мы создаем и поддерживаем мощные программные решения для управления онлайн-бизнесом в индустрии развлечений по всему миру. Сегодня с нами более 405 профессионалов в Беларуси и за рубежом. С 2018 года имеем статус резидента Парка высоких технологий. Наша команда — компетентные, драйвовые сотрудники с серьезным опытом: множество непростых high-load-проектов, включая онлайн-казино, спортивные порталы, криптовалютные биржи, партнерские программы.

10.3" IPS, 60 Гц (1920x1200), Android, MediaTek Helio P22T, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, цвет серый
Нет в наличии
7-го поколения, 10.2" IPS (2160x1620), iPadOS, Apple A10, ОЗУ 3 ГБ, флэш-память 32 ГБ, цвет темно-серый
Нет в наличии
10.4" IPS (2000x1200), HarmonyOS, Hisilicon Kirin 810, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, цвет темно-синий
Нет в наличии

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by