Южная Корея — удивительная страна. Она прошла свой непростой путь к процветанию и теперь абсолютно справедливо называется «самой-самой» по большинству критериев, характеризующих уровень жизни своих граждан. А вот чего в Корее почти никогда не было, так это серийных убийц. «Почти», потому что пусть крайне редко, но они все-таки появлялись. «Хвасонский убийца» держал всю страну в страхе на протяжении 30 лет и стал печальной частью местной культуры, прямо как Зодиак в США. Но, в отличие от последнего, корейского маньяка все-таки нашли, причем совсем недавно. Наказывать, правда, его не будут. Это история о человеческих ошибках, карме и технологиях, которые способны на удивительные вещи.
Во второй половине 1980-х лихорадило не только СССР, но и весь мир. Южная Корея не была исключением. Более того, она только-только начинала выбираться из бездны нищеты. Из Корейской войны в 1953 году страна вышла в статусе одного из беднейших государств мира. Бóльшая часть тяжелой промышленности осталась на Севере. Сегодня в это сложно поверить, но на протяжении десятилетий уровень жизни людей в КНДР был выше, чем у южного соседа, который с завистью поглядывал на северян!
К середине 1980-х республика была измучена продолжительными политическими кризисами и по сути диктаторскими режимами. Лишь в 1987 году, после восьми лет бесконечных протестных акций, Южная Корея встала на демократические рельсы. Только во второй половине 1980-х экономика страны со скоростью света рванула вверх. А за год до этого, 19 сентября 1986 года, в городе Хвасон, что южнее Сеула, нашли первую из, как вскоре оказалось, многочисленных жертв первого корейского маньяка со своим отличительным изуверским почерком.
Это была 71-летняя женщина. Ее обнаружили в поле — Ли Вон-им навещала дочь и возвращалась домой. Ее изнасиловали, задушили, тело изуродовали острым предметом. Это и станет почерком «хвасонского убийцы» — он насиловал женщин, душил их же бельем и увечил тела. Несмотря на все политические и экономические передряги, раньше в Корее никогда не было маньяков, придерживавшихся некой ритуальной череды действий.
Как проходило расследование? В 2003 году уже тогда гениальный режиссер Пон Чжун Хо (тот самый, что совсем недавно насобирал кучу премий за «Паразитов») снял фильм «Воспоминания об убийстве». Пара местных полицейских-раздолбаев пытаются расследовать убийства, но, кажется, не имеют ни малейшего представления, как это делать. Фильм как раз снят на основе дела «хвасонского убийцы». Некомпетентность правоохранителей, тотальная бедность, сельскохозяйственный уклад, общество на краю исторического перелома — все это, мягко говоря, не способствовало расследованию.
Хотя полицейских в Хвасон со временем нагнали сотни. Все новых и новых жертв находили с пугающей частотой. До конца того же 1986 года были убиты еще как минимум две женщины. В следующем году обнаружили четырех новых жертв. Запуганные люди отказывались выходить на работу, мужья везде сопровождали своих супруг, дети срочно перевезли к себе родителей. Крови общество потребовало осенью 1988-го, когда в постели собственного дома была убита 14-летняя школьница.
Всего с 1986 по 1991 год маньяк погубил не менее десяти девушек и женщин в возрасте от 14 лет до 71 года. Как оказалось позднее, жертв, скорее всего, было гораздо больше, однако многих из них за давностью лет определить не удалось.
За эти пять лет Корея поменяла политический режим и принялась строить преуспевающее во всех смыслах общество. И все же властям и правоохранителям не могли простить эту позорную страницу в современной истории страны.
На первый взгляд, зацепок было много. В распоряжении криминалистов оказались образцы отпечатков пальцев, семенной жидкости, слюны и даже крови убийцы. Увы, из-за крайне скудных в то время методов и инструментов расследования все это невозможно было использовать для идентификации маньяка. В город направили сотни полицейских, было опрошено более 20 тысяч подозреваемых, а всего на попытки найти преступника в общей сложности потратили два миллиона рабочих дней (это с учетом работы всех специалистов)! Ничего.
Казалось, зацепкой станут показания двух свидетелей. Одним из них была единственная выжившая жертва маньяка — она убежала, пока он искал в кустах ее сумочку с деньгами. Второй — водитель междугороднего автобуса, запомнивший чересчур наглого и вспыльчивого пассажира, который зашел на остановке, где позднее найдут одну из женщин.
Показания свидетелей сводились к тому, что маньяку от 20 до 25 лет, он худощавого телосложения и ростом 165—170 сантиметров, с короткой стрижкой и заостренным носом. Увы, по этому описанию найти серийного убийцу также не представлялось возможным.
Главной ошибкой полиции стало то, что они как безусловный факт приняли версию: у преступника вторая группа крови. Все из-за того, что пятно с именно такой кровью обнаружили на одежде одной из жертв. Почему-то решили, будто она принадлежит маньяку. Только спустя 30 лет выяснилось, что это не так. А ведь многих подозреваемых отпускали сразу после того, как оказывалось: группа крови не та. Возможно, среди таких был и истинный убийца.
Зато не повезло Юн Санг-Йо. Этого 22-летнего парня задержали в июле 1989 года. Его заподозрили в убийстве той самой девочки, которую убили прямо в ее постели. Сначала на него хотели повесить все зверства «хвасонского маньяка», однако после его ареста не перестали появляться все новые и новые жертвы. Тогда Санг-Йо назвали убийцей-подражателем и приговорили к пожизненному заключению.
Тем временем серийный убийца куда-то пропал. Его последнюю известную жертву, 69-летнюю женщину, нашли весной 1991 года. После этого маньяк как сквозь землю провалился. Но искать его не переставали. Кропотливо, постепенно все имеющиеся улики анализировали, каталогизировали и время от времени перепроверяли. К началу 2000-х стало возможным делать полноценные анализы ДНК. Одновременно в стране создавалась база ДНК преступников.
Регулярно следователи сравнивали следы «хвасонского убийцы» с ДНК преступников из базы данных. Ведь не мог маньяк так просто затаиться. Судя по его психологическому портрету, убийца не способен остановиться. Из этого следовало два возможных вывода — он либо мертв, либо сидит в тюрьме по какому-то другому обвинению, не связанному с чередой смертей. Так в итоге и оказалось.
О том, что убийца найден, объявили осенью 2019 года. Образцы ДНК маньяка полностью соответствовали образцам 56-летнего Ли Чун-чже. Оказалось, что мужчина уже отбывает пожизненное наказание с 1994 года. Попался он за убийство, которое не связали с предыдущими жертвами маньяка.
В начале 1990-х 27-летний Ли умудрился жениться. Видимо, супруга вскоре поняла, что имеет дело со специфическим человеком, и спустя пару лет ушла от него. Вскоре после этого маньяк пригласил в гости 18-летнюю сестру экс-жены. Та почему-то согласилась. Чун-чже напоил ее снотворным, изнасиловал, убил и спрятал тело. А потом отправился к тестю помогать искать его дочь.
Ли Чун-чже всячески пытался направить следствие к версии похищения. Но в тот раз запутать полицию не удалось. Спустя несколько дней он признался в убийстве сестры бывшей жены, и в мае 1994 года его приговорили к смертной казни, позднее замененной на пожизненное заключение с правом досрочного освобождения через 20 лет.
Любопытно, что до этого Ли уже задерживали. Дело было в 1989 году. Он проник в чужой дом, но его вовремя обнаружили хозяева. Они скрутили парня и отдали его полиции. Там он сочинил историю, будто на улице стал жертвой нападения и ворвался в дом в поисках помощи. Тогда Ли приговорили к полутора годам тюрьмы за попытку ограбления, но выпустили и того раньше после апелляции. Вскоре после освобождения Ли Чун-чже в качестве «хвасонского серийного убийцы» продолжил убивать. Но об этой странице его биографии узнают спустя почти 30 лет.
В сентябре 2019 года на специально созванной пресс-конференции представитель полиции Южной Кореи принес извинения корейской общественности и жертвам маньяка за то, что правоохранители так долго не могли раскрыть чудовищные преступления. И все же пусть времени прошло так много, но на убийцу, державшего в страхе всю страну, все-таки вышли.
Правда, Ли Чун-чже не понесет никакого наказания за свои злодеяния. Дело в том, что в конце 1980-х и начале 1990-х годов в стране действовал срок давности по совершенным убийствам. Он составлял 15 лет. Потом его увеличивали, а в 2015 году и вовсе отменили, но закон обратной силы не имеет, поэтому в отношении Ли Чун-чже срок давности за его зверства вышел еще в 2006 году.
P. S. Юн Санг-Йо, которого арестовали в 1989 году за подражательство маньяку, отсидел в тюрьме 20 лет. Мужчина всегда утверждал, что дать признательные показания его заставили под пытками. Его условно-досрочно освободили в 2009 году. В 2019-м «хвасонский убийца» признался, что убил не менее 15 женщин, в том числе школьницу, за убийство которой осудили Санг-Йо.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by