UPD
27 879
29 июня 2020 в 13:07
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Влад Борисевич

Оплатить проезд в метро можно будет с помощью лица. Как это работает?

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Влад Борисевич

В минском метрополитене вскорости можно будет оплатить проезд с помощью лица. Соответствующую технологию на основе системы распознавания лиц «Смотри и проходи» сейчас тестирует «Беларусбанк». Пилотный проект позволяет в режиме реального времени осуществлять аутентификацию пассажиров и оплату за проезд. Система умеет распознавать пассажира даже при повороте головы, плохом освещении или когда лицо частично перекрыто очками или медицинской маской.

В тестовом режиме технология работает на станции метро «Площадь Ленина». Там на турникете установлен биометрический терминал. Распознавание лиц происходит на основании слепков, сформированных пассажирами с помощью мобильного приложения банка.

Как это работает?

Пассажир скачивает приложение «Беларусбанка», регистрируется и привязывает платежную карту. Это может быть и карта стороннего белорусского банка. Затем сохраняет биометрический слепок — фотографирует лицо с помощью селфи-камеры в специальном окошке, которое появляется на экране смартфона. Этот слепок (дескриптор) отправляется на сервер банка. А пассажир может идти в метро. Процесс прохождения через турникет по распознаванию лица занимает не более 2 секунд.

— После первоначальной детекции происходит определение различных индивидуальных черт по фиксированным точкам — например, учитывается расстояние между глазами, длина линии подбородка, ширина носа и еще десятки других параметров, — поясняют специалисты банка. — Система проверяет от 75 до 125 точек на лице, чтобы построить цифровой отпечаток, который используется для поиска совпадений в базе биометрических данных.

Потом в дело вступают алгоритмы, которые ищут по базе данных совпадения и выдают процент схожести с искомым образцом данных. При определенном проценте лицо считается распознанным.

Разработкой технической части занимается российская компания VisionLabs, которая и предоставляет систему распознавания и анализа лиц LUNA SDK. Согласно описанию на сайте компании, полная версия этого продукта включает модули с основными функциями и алгоритмами для обнаружения лица и извлечения дескрипторов.

Дескриптор — это набор характеристик, описывающих лицо независимо от посторонних факторов (возраст, прическа, макияж и т. п.). Сопоставление дескрипторов лиц позволяет с определенной долей вероятности оценить, относятся ли два полученных изображения лица к одному и тому же человеку.

Как отметили в «Беларусбанке», в тестовой очереди из 10 человек (среди которых были и не зарегистрированные в системе лица) к турникету с биометрическим терминалом система показала себя хорошо. Сперва система считывает лицо человека, который находится ближе, незарегистрированных отсеивает. Тестировали и на близнецах. Обмануть систему не удалось.

К тому же система оборудована инфракрасным датчиком, который позволяет избежать подмены лица живого человека фотографией или слепком.

Похожая технология уже используется в Китае и России, но, по заверениям представителей «Беларусбанка», там процесс списания средств с карточки клиента осуществляется чуть позже. Тогда как в минском метро оплата будет проводиться мгновенно. Если на карточке будет недостаток средств, то система предложит другой способ оплаты, но по лицу не пропустит.

В прошлом году в метро запустили оплату по карте и с помощью мобильников. Она как раз таки списывает средства позже. Уже после того как клиент получил услугу. И бывают ситуации, когда клиентский идентификатор попадает в стоп-лист, из которого практически невозможно выбраться. Из-за чего система безналичной оплаты для него становится недоступной.

В пресс-службе «Беларусбанка» отмечают, что сервисом могут воспользоваться держатели карточек и других банков страны. В банке подчеркивают, что уникальность технологии заключается в одновременном распознавании лица и совершении платежа.

Система станет доступна для широкого круга пассажиров, а не только для тестовой группы, предположительно с открытием третьей линии метро, где и будет первоначально установлена. Планируется, что в течение полугода система поработает в таком тестовом режиме, будут собраны отзывы пассажиров, после чего систему хотят распространить на все станции метро.

Очерчивая перспективное использование системы, представители «Беларусбанка» подчеркнули, что с ее помощью можно создать цифровой образ человека, который позволит оплачивать услуги не только метро. Уже в этом году первые терминалы появятся в некоторых магазинах столицы и заведениях сферы услуг. Также их можно использовать на проходной предприятий в рамках зарплатных решений банка. К тому же с помощью системы можно реализовать льготный проезд без необходимости показывать справку о праве на льготный проезд в метро. Планируют сделать банковский продукт: при разовом обращении в банк эти льготы зафиксируют, а затем они будут автоматически применяться при проходе через терминал.

Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю

мощность охлаждения 2.64 кВт, обслуживаемая площадь 26 м², шум 45-51 дБ, Wi-Fi: нет
инвертор, мощность охлаждения 2.5 кВт, мощность обогрева 2.8 кВт, обслуживаемая площадь 26 м², шум 24-38 дБ, Wi-Fi: есть
инвертор, мощность охлаждения 2.5 кВт, мощность обогрева 2.8 кВт, обслуживаемая площадь 25 м², шум 24-38 дБ, Wi-Fi: есть

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!