Жаркая рабочая неделя окончательно добила в белорусах желание носить маски в людных общественных местах. Официальная статистика ударными темпами выписывает больных COVID-19, лабораторно подтвержденных заражений становится все меньше, чиновники от медицины обнадеживают спуском с плато заболеваемости. Чудо, не иначе. Хотя в остальном мире жара не помогает Мексике, Саудовской Аравии, Перу, Ирану, Бразилии — там ставят все новые рекорды по числу зараженных.
В воскресенье Китай сообщил о 57 новых случаях заражения коронавирусом SARS-CoV-2 — наибольший скачок за последние два месяца. 36 из этих заражений произошло в столице страны, Пекине. Все их связывают с крупнейшим оптовым рынком продуктов питания в городе. 27 пациентов непосредственно работали на рынке Синьфади, еще 9 контактировали с ними. При этом у одного человека пока нет симптомов COVID-19, а потому в официальную статистику он не попал. Теперь рынок закрыт, в соседней провинции Ляонин есть двое зараженных, которые также связаны с ним.
38 случаев локальной передачи вируса — это очень много для Китая, который в последние месяцы регистрировал опасность по большей части среди тех, кто прибывал в страну из-за границы.
Главный эпидемиолог Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний сказал, что источником последней вспышки могут быть либо зараженные морепродукты или мясо с рынка, либо посетитель или работник, который по незнанию заразился вирусом. «Судя по обстоятельствам в Пекине, это будет первый сценарий», — считает он, так как образцы вируса были найдены на разделочных досках для приготовления лосося. Впрочем, любой контактировавший с этой доской мог быть носителем вируса. Так что обвинять рыбу пока рано.
Последнюю неделю в Пекине стоит жуткая жара: столбик термометра днем скачет от 30 до 35 градусов тепла по Цельсию. На следующей неделе будет еще веселее: по прогнозам, дневная температура будет колебаться в пределах 35—38 градусов.
Всю прошедшую неделю температура в Эр-Рияде не опускалась ниже 43 градусов по Цельсию. Прогноз на ближайшую неделю — 42 и выше, низкая влажность (около 15%), испепеляющее солнце. Казалось, что в середине мая Саудовская Аравия преодолела пик заболеваемости из-за коронавируса. Но с 6 июня в стране ежедневно ставят новые рекорды по числу зараженных (вчера — более 4 тыс.), все больше людей умирает. В апреле — мае по числу смертей в сутки эта ближневосточная страна чем-то напоминала Беларусь: 4—8 умерших. Однако каждую неделю эти показатели там растут. Сейчас в стране ежедневно регистрируют около 37 смертей от коронавируса.
Основные карантинные мероприятия были проведены в стране в апреле и мае. В конце прошлого месяца началась первая фаза постепенного открытия Саудовской Аравии после карантина, но, как показывают цифры, все усилия по введению карантина оказались напрасными: очень скоро страна оказалась перед лицом настоящей вспышки коронавируса.
Опыт таких стран, как Саудовская Аравия, показывает, что питаемые многими надежды на то, что коронавирус попросту растворится с приходом лета и жары, оказались ошибочными.
Еще в апреле Национальная академия наук США заявляла, что экспериментальные исследования доказали взаимосвязь высоких температур, уровня влажности и выживаемости нового коронавируса в лабораторных условиях. «Есть много других факторов, помимо температуры окружающей среды, влажности и выживаемости вируса вне хозяина, которые влияют на скорость передачи среди людей в реальном мире», — подстелили тогда себе соломки ученые.
Несколько месяцев спекуляций и экспертного анализа, десятки исследовательских публикаций… Доктор Фрэнсис Коллинз в июне обдал холодной водой тех, у кого были теплые сны о летнем сезоне, способном уничтожить COVID-19. Коллинз работает директором Национального института здоровья США. На сайте организации он опубликовал статью, где говорит, что для сбора убедительных данных и их анализа потребуются месяцы, но краткосрочные результаты заставляют усомниться в затишье.
Компьютерное моделирование распространения вируса показывает, что основная причина любого увеличения или уменьшения уровня передачи имеет больше общего с иммунитетом человека к SARS-CoV-2 или его отсутствием, чем с погодными условиями. Без иммунитета даже самые полезные погодные условия не смогут замедлить дальнейшее распространение болезни.
«Предварительные данные свидетельствуют о том, что климат может модулировать передачу атипичной пневмонии (SARS-CoV-2). Тем не менее остается неясным, могут ли сезонные и географические колебания климата существенно изменить траекторию пандемии, учитывая, что высокая восприимчивость является основной движущей силой», — говорится в исследовании. То есть надеяться, что новый вирус окажется таким же сезонным, как грипп или другие коронавирусы, нельзя, потому что сейчас большинство людей не имеют к нему иммунитета, в отличие от известных сезонных вирусов.
«Мы обнаружили, что если для эндемических инфекций могут быть важны колебания погоды, то во время пандемической стадии нового патогена климат вызывает лишь скромные изменения масштабов пандемии», — резюмирует ученый.
В трех сценариях моделирования фактор температуры окружающей среды имел большое значение для контроля вируса только тогда, когда бо́льшая часть жителей моделируемых населенных пунктов уже переболела COVID-19.
В конце мая группа специалистов из шести научных институтов США провела совместное статистическое исследование, которое показало незначительное влияние жаркой погоды на коронавирусную инфекцию в Штатах. В некоторых наиболее горячих городах страны высокая температура может снизить уровень инфицирования на 40%, а в наиболее жарких частях Индии или Пакистана вероятность заражения может упасть наполовину. Все указывает на то, что некоторая роль погоды в распространении заразы есть, но только небольшая.
И сейчас эти научные выкладки подтверждаются странами с тропическим климатом: жара не снижает число пациентов с COVID-19 существенно. На практике их количество, наоборот, растет.
Казалось, что Иран еще в марте пережил самый страшный удар эпидемии. 30 марта был достигнут пик диагностированных заражений за сутки — более 3 тыс. человек. Цифры упорно сползали вниз вплоть до мая. Затем были сняты те немногие ограничения на перемещение граждан, которые ввело правительство, и на страну накатила вторая волна. Новый антирекорд установили 4 июня — более 3,5 тыс. зараженных за сутки.
26 мая в Иране открылись рестораны, кафе и музеи. Городская транспортная система оказалась забита людьми. Но если первоначальная вспышка случилась в городе Кум и столице Тегеране, то сейчас новые случаи в большинстве регистрируют в юго-западной провинции Хузестан на границе с Ираком.
Впрочем, местные власти предпочитают объяснять такой рост зараженных тем, что в стране стали проводить больше тестов и выявлять людей с симптомами болезни в легкой форме.
Однако тут есть элемент лукавства, поскольку увеличилось не только число тестов, но и процент положительных результатов.
«Люди стали совершенно небрежно относиться к этой болезни, — заявил министр здравоохранения Саед Намаки в интервью государственному информационному агентству. — Если люди не соблюдают протоколы о здоровье, то нам стоит готовиться к ухудшению ситуации».
Опрос иранского министерства здравоохранения показывает, что правила самоизоляции соблюдает только треть граждан, а правила социальной дистанции — 40% населения.
Конечно, никакого серьезного разговора о возобновлении карантина в стране больше вести не собираются: его попросту не смогут себе позволить.
О сезонности нового коронавируса SARS-CoV-2 можно будет серьезно говорить лишь после того, как большинство людей заразятся и благополучно переболеют им. Однако на текущей стадии эпидемии для вируса нет особого значения, какая температура и влажность за окном. Куда важнее оказывается тот факт, насколько широко распространено в обществе ношение масок. Азиатские страны, где лицевые маски уже давно стали едва ли не предметом личной гигиены, осознали это лучше других.
Два профессора из Техаса опубликовали исследование в рецензируемом журнале, согласно которому обязательное ношение масок в Нью-Йорке в период с 6 апреля по 9 мая помогло избежать 66 тыс. дополнительных случаев заражения коронавирусом.
«Эта недорогая практика в сочетании с социальным дистанцированием и другими процедурами является наиболее вероятной возможностью остановить пандемию COVID-19, — считают авторы работы. — Наше исследование очень четко установило, что использование маски не только полезно для предотвращения попадания инфицированных капель от кашля к неинфицированным людям, но и имеет решающее значение для этих незараженных людей в предотвращении вдыхания мельчайших атмосферных частиц, которые инфицированные люди выделяют при разговоре и которые могут оставаться в атмосфере десятки минут и перемещаться на десяток метров».
Конечно, в летнюю жару далеко не каждый сможет нон-стоп носить маску, но стоит пытаться оградить себя и окружающих от потенциального воздействия вируса в людных местах.
Читайте также:
Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by