Кризис авиации займет годы. Миллионы потеряют работу, когда все закончится — никто не знает

31 340
276
08 мая 2020 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко

Кризис авиации займет годы. Миллионы потеряют работу, когда все закончится — никто не знает

85% авиакомпаний могут обанкротиться до конца этого года — такой прогноз сделали руководители Emirates и Etihad Airways в рамках онлайн-конференции с 900 топ-менеджерами компаний из мира авиации, туризма и финансов. Озвученные еще в марте цифры, которые предсказывали разорение и потерю сотен тысяч рабочих мест в авиации, уже становятся реальностью. Масштаб проблемы грозит стать даже больше, чем предполагалось. Аналитики называют кризис в сфере воздушных перевозок крупнейшим за ее столетнюю историю, и его размах несравним с прежними сложностями.

Большим компаниям хуже

О парадоксальной на первый взгляд ситуации рассказал владелец российской авиакомпании S7 Владислав Филев в интервью «Коммерсанту»: «Авиакомпании никогда не умирают от того, что у них слишком мало самолетов, — всегда умирают от того, что их слишком много». Дело в том, что чем больше парк, тем дороже его содержать, и отличие самолета, например, от машины — его нельзя просто оставить во дворе до лучших времен. Требуется как минимум оплата стоянки в аэропорту, плюс за компаниями зарезервированы слоты с конкретным расписанием, и право использования маршрутов стоит денег. Помимо этого, лайнеры обычно берут в лизинг и оплачивают его за счет прибыли от выполняемых рейсов. Поскольку у крупных игроков рынка парк насчитывает сотни лайнеров и еще больше направлений, расходы получаются большими. И когда рейсы выполнять невозможно или невыгодно, ситуация начинает быстро обостряться.

Массовая приостановка полетов привела к тому, что самолеты практически негде хранить: доступные площадки крупных аэропортов заняты. Более того, лайнер нельзя просто оставить на земле: если ему предстоит провести там длительное время (более месяца), нужно осушить баки и выполнить другие процедуры, а все это стоит денег.

Изображение: airteamimages.com

В авиационной отрасли работает 65,5 млн человек по всему миру, из них 10,5 млн приходится на сотрудников аэропортов и другой наземный персонал. Кризис, который, по разным оценкам, продлится два-три года, приведет к сокращению до 25 млн рабочих мест, включая смежные отрасли, то есть примерно на треть.

У Ричарда Брэнсона проблемы

Правительства разных стран думают о поддержке своих авиакомпаний. Во-первых, не все из них на 100% частные, поэтому власти заинтересованы в сохранении своих активов. Во-вторых, без стабильного воздушного сообщения страны окажутся в неприятном положении: сбой поставок товаров, невозможность граждан добраться до пунктов назначения. И хотя страны в целом говорят о планах по поддержке авиакомпаний, некоторые уже не дождались и обанкротились.

Вторая по размеру авиакомпании Австралии Virgin Australia в конце апреля сообщила о переходе под внешнее управление. Основанная в 2000 году, за 20 лет она успела расширить парк с нескольких лайнеров до 98 самолетов. Тем не менее в последние годы компания демонстрировала отрицательные показатели, и кризис быстро добил ее: сейчас назначенное руководство (компания Deloitte) ищет инвесторов либо потенциальных покупателей. Virgin Australia нужно минимум $129 млн на продолжение деятельности (выполнение рейсов). Сумма по меркам авиационного бизнеса небольшая (к примеру, один Boeing 777 стоит в 2,5 раза дороже), но надолго ее все равно не хватит.

По состоянию на прошлый год у Virgin Australia было в запасе порядка $707 млн, теперь же осталось всего $20 млн. Столь быстрая потеря денег озадачила австралийское правительство, к которому Deloitte уже несколько раз обращалась за помощью, — нет гарантий, что авиакомпания выстоит. Причем пока что страна не решилась даже на помощь в размере $129 млн, а еще в начале апреля Virgin Australia просила $860 млн.

Изображение: sbs.com.au

Вслед за Virgin Australia начались проблемы и в британской Virgin Atlantic — еще одной авиакомпании, частично принадлежащей Ричарду Брэнсону. Она объявила о сокращении штата сотрудников на треть и планах по уменьшению флота с 46 до 35 лайнеров в течение двух лет. Под нож пойдут все Boeing 747 — модель и так с трудом выживала в современной авиации, а теперешний кризис окончательно отправит прожорливый лайнер на покой. Причем Брэнсон много раз заявлял, что предпочитает самолеты именно с четырьмя двигателями, но времена все же меняются.

Помимо сокращения штата и флота, Virgin Atlantic покинет Гатвик — второй по величине после Хитроу аэропорт Лондона и всей Великобритании. Компания сосредоточится на рейсах из Хитроу и Манчестера, однако на всякий случай решила не отказываться от воздушных слотов из Гатвика: все-таки это прибыльный аэропорт, и с возвращением пассажиропотока Virgin Atlantic сможет выполнять прежние рейсы.

Также полеты из Гатвика приостановила British Airways. У главного перевозчика Великобритании дела не очень: планируется сокращение 12 тыс. рабочих мест (всего в компании работает 42 тыс. человек). Материнская компания British Airways, International Airlines Group, заявила об убытках в размере €535 млн за первые три месяца этого года, причем все потери пришлись на март. В такой же период прошлого года IAG сработала в плюс на €135 млн.

Boeing 747. Изображение: c-mw.net

На Брэнсона тем временем обрушилась критика: мол, сам миллиардер, а еще денег просит на спасение бизнеса. Однако его состояние во многом складывается из оценочной стоимости Virgin Group: когда этой группе компаний (куда входит Virgin Atlantic) плохо, плохо и ее владельцам. Но что самое удивительное: пока Брэнсон всячески просит помощи для Virgin Atlantic, British Airways даже не обращалась к правительству за поддержкой. Руководство заявило, что у компании хватает резервов для преодоления кризиса, и в то же время объявило о сокращении 12 тыс. человек.

Air France крупно повезло

Многие авиакомпании идут на полумеры: отправляют сотрудников в неоплачиваемые отпуска и сокращают зарплаты. Так, австралийская Qantas отправила в отпуск 20 тыс. человек, Air Canada — 15,2 тыс., в American Airlines 4800 пилотов взяли отпуск со сниженной оплатой. Norwegian Airlines теперь должна кланяться своим акционерам: они приняли антикризисный план, который подразумевает продажу акций кредиторам. Это позволит авиакомпании получить почти миллиард долларов, которого должно хватить на преодоление кризиса, — в противном случае деньги у Norwegian Airlines закончились бы уже к середине мая.

Но по-настоящему стоит радоваться за Air France: регулятор Евросоюза одобрил предложение Франции поддержать авиакомпанию €7 млрд. Однако здесь государство отчасти помогло и само себе: Франции принадлежит около 14% доли Air France-KLM Group (столько же у Нидерландов), поэтому страна была заинтересована в спасении своей авиакомпании. Кроме того, бодро выглядит AirAsia, к тому же она возобновила рейсы в Малайзию и Таиланд, а в скором времени надеется вернуться в аэропорты Японии, Индонезии, Филиппин и Индии.

Самолетов производят меньше

Вместе с авиакомпаниями дела сильно осложнились и у производителей лайнеров: Airbus и Boeing. Американский концерн и так в последние полтора года страдает из-за 737 MAX, а здесь еще и кризис в перевозках, который, с одной стороны, влияет на объемы заказов, а с другой — сильно усложняет производство из-за карантина и закрытых границ. Boeing уже объявила о сокращении числа рабочих на 10% (16 тыс. человек), также 70 тыс. сотрудникам предложат уйти в отпуск. В первом финансовом квартале убытки Boeing составили $600 млн. Объем производства одного из главных самолетов компании, 787 Dreamliner, уменьшили вдвое, до семи лайнеров в месяц.

Boeing 787 Dreamliner. Изображение: blog.klm.com

У Airbus тоже все не очень хорошо: еще в начале апреля компания уменьшила производство узкофюзеляжного A320neo (главный конкурент 737 MAX) с более чем 60 лайнеров в месяц до 40 единиц. Выпуск широкофюзеляжного A330 уменьшили до двух экземпляров в месяц, а нового флагмана A350 — до шести.

Руководитель независимой консалтинговой компании JLS Consulting Джон Стрикленд заявил, что нынешний кризис гораздо хуже тех, которые мир авиации уже пережил: резкое падение спроса на авиаперевозки после терактов 11 сентября, экономический кризис 2008 года, закрытие воздушного движения по Европе из-за извержения исландского вулкана Эйяфьядлайекюдль в 2010 году — мелочи по сравнению с пандемией коронавируса.

Эйяфьядлайекюдль. Фото: wikipedia.org

Проблема нынешнего кризиса — он затронул практически одновременно целую планету, поэтому под ударом оказались все игроки рынка, а не только представители определенных регионов. Например, при том же извержении вулкана тяжело пришлось преимущественно европейским компаниям, а теракты в США коснулись американских. Здесь же кризис обрушился на всех и сразу.

Другая проблема — аналитики склоняются к мысли, что восстановление рынка перевозок займет минимум несколько лет. Столько времени нет даже у самых зажиточных авиакомпаний. Экономический кризис пошатнул финансовое состояние миллионов людей — в отпускные сезоны едва ли будет большой поток пассажиров. Деловые перелеты тоже сократятся: одни компании разорились, другие поняли, что часть вопросов можно решить и видеозвонком, сохранив деньги и исключив вероятность заражения вирусом.


Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует падение продаж билетов на 55% в этом году относительно 2019-го — в деньгах это потеря $314 млрд. Пассажирские авиаперевозки будут оставаться в нынешнем виде до появления массово доступной и эффективной вакцины от коронавируса, считают в Emirates и Etihad Airways. Эксперты не берутся давать более-менее точные прогнозы по возвращению ситуации в норму, однако склоняются к мысли, что это займет несколько лет. До тех пор авиакомпаниям придется выживать за счет перепрофилирования на грузовые перевозки, урезания зарплат и сокращения персонала либо отправки сотрудников в отпуск за свой счет.

Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю

взрослый/подростковый (макс. 110 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, рекуперация, вес 12.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 300 Вт, запас хода 45 км, аккумулятор 12.8 А·ч, рекуперация, вес 14.2 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, рекуперация, материал платформы: алюминий, вес 11.7 кг

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Станислав Иванейко
Без комментариев