«Основной челлендж — занять детей». Топы IT-компаний о работе на карантине и борьбе со скукой

39 717
29 апреля 2020 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: pexels.com; фото носят иллюстративный характер

«Основной челлендж — занять детей». Топы IT-компаний о работе на карантине и борьбе со скукой

Автор: Станислав Иванейко. Фото: pexels.com; фото носят иллюстративный характер

Многие IT-компании еще с середины марта перешли на удаленную работу, и времени у людей вроде как стало больше: хотя бы не нужно тратить его на дорогу. Мы поинтересовались у основателей и топ-менеджеров крупных компаний о том, как с их традиционно плотным графиком работается в условиях карантина: какие интересы появились, что изменилось в распорядке дня, будет ли рассматриваться переход на удаленную работу после того, как все это однажды закончится.

Андрей Авсиевич, партнер и сооснователь Bulba Ventures

— Мой распорядок дня сейчас стал четче, удаленная коммуникация помогла более внимательно относиться к своему времени. На удаленке снижается влияние внешних факторов ситуативного поведения: уходят лишние беседы, у сотрудников руководитель не стоит за спиной, не нужно работать «по времени». Теперь, чтобы что-то сообщить другим, нужно четко письменно сформулировать мысль или вопрос. Так повышается эффективность коммуникации и личная ответственность за продуктивность и результат. Я, как и многие, начал еще более требовательно относиться к себе.

Наша команда находится в разных странах, и мы сразу учитывали это при построении процессов. Мы уже давно работаем так, чтобы каждый из нас был свободен в том, где находиться. Zoom и Google Hangouts были и остаются средствами рабочих встреч. Еще один важный момент — мы в Bulba Ventures достаточно автономны друг от друга, каждый знает свои цели и занимается своим делом. Мы созваниваемся полным составом раз в неделю, чтобы обсудить дела и планы, а дальше планируем видеозвонки по узким вопросам.

Я теперь выхожу из дома минимально и сформировал новую привычку — раз в день гулять с семьей. Каждый день мы выходим на час вместе и отлично проводим время. Это оказалось неожиданно ценным.

Современный мир живет в ситуации перепроизводства. Основная задача поддержки глобальной «машины по производству» — сместить внимание людей на потребление. Сейчас, в моменте, люди меньше потребляют товаров, как следствие, растет потребление контента (ведь снижать общее потребление неуютно: сложно грамотно распорядиться освободившимся при этом временем). В целом рост потребления помогает психологической компенсации снижающейся занятости людей при повышающейся производительности труда. Самоизоляция же вмиг «отрезала» значительную часть потребительских привычек: кафе, вождение, хождение по магазинам и покупки не первой важности, особенно в странах, где введен серьезный карантин. Так у людей освободилось ценное время.

Сейчас мы все больше находимся наедине с самими собой, своими семьями. Это отличный момент, чтобы остановиться, посмотреть на свою жизнь, задуматься о том, что действительно важно, и начать вкладывать усилия именно туда.

Мы движемся к миру, в котором критично умение мотивировать самих себя и действовать осмысленно. Сейчас отличная возможность этому научиться, найти то, что драйвит, уделить время себе, своей семье, подумать о больших целях, поставить новые задачи и подготовиться к новому миру осознанных людей.

Петр Дудин, сооснователь и директор по развитию бизнеса EnCata

— Поскольку я отправлен собственниками компании в изоляцию на хутор — писать «апрельские тезисы» и прорабатывать новые направления развития компании в тишине, то в моем распорядке дня не тратится время на поездки в офис. Работаю с 9—10 утра до 12—2 ночи с перерывами на кофе, ужин, топку русской печки и редкие прогулки. Планирую возвращение в офис после Радуницы; распорядок дня вернется в прежнее русло: работа с 9 до 20—21 часа.

В компании рабочий день начинается в 8—9 и заканчивается в 17—18 часов. Производство перешло на другой график и работает в три смены. Многие сотрудники включились в деятельность по разработке новых анти-COVID-продуктов и часто перерабатывают, понимая, что это важно для компании.

Те, чья работа может вестись на удаленке, переведены на удаленку месяц-два назад. Но в производственной компании и в условиях, когда нужно быстро адаптироваться, особенно важна командная работа. Поэтому удаленка не работает от слова «совсем».

Нарезание задач, пятиминутки и прочие вещи — даже через нашу онлайн-систему управления проектами — на удаленке занимает колоссальное количество времени, которого и так не хватает в текущих обстоятельствах.

После карантина переход на удаленную работу не рассматриваем. Важна командная работа, а при удаленке появляются большие потери на трения и на коммуникации, сопоставимые (или даже превышающие) время выполнения каких-то кусков работы. Безусловно, с началом COVID-кризиса работы стало больше, поскольку всей компании (и я не исключение) нужно адаптироваться к новым условиям. Появились нетипичные задачи, которые приходится решать в оперативном режиме.

Из-за большого количества работы и ранее на хобби не хватало времени. Это печально, но факт. Думаю, как вернусь в Минск после праздников, снова сяду на свой макси-скутер, но это с натяжкой можно назвать хобби. Хотел бы летом найти время, чтобы вернуться к полетам на самолетах.

Книга, фильм, хобби для карантина: На выходных позволил себе не работать и занялся просмотром двух сезонов Sherlock, совмещая это с прогулками по лесу под снегом и солнцем.

А вообще, текущий кризис и положение вещей заставляют пересматривать бизнес-процессы, менять стратегию и на лету прорабатывать новые направления, которые ранее планировали начинать через год-два-три. Иными словами, включился «стартап-режим». А работа в стартапе — это фокус и постоянные вызовы.

Роман Медведев, основатель и исполнительный директор VRP Consulting

— Я по-прежнему работаю из офиса, и мой распорядок дня не изменился. Пару недель назад большинство сотрудников перешли на удаленную работу, людей в офисе очень мало, поэтому там относительно безопасно.

Могу сказать, что ни моя продуктивность, ни продуктивность наших сотрудников не изменилась. Мы продолжаем работать в том же ритме и с прежней эффективностью. Все понимают, что это сложное время лично для каждого и для компании, сотрудники чувствуют это и работают с полной отдачей. Мы следим за ситуацией и поддерживаем связь с сотрудниками.

На данный момент мы не рассматриваем переход на удаленную работу после карантина. Безусловно, из-за сложившихся обстоятельств мы узнали что-то новое об удаленной работе и научились действовать и в таких условиях.

Когда закончится этот сложный период, наши сотрудники вернутся в офис. Работа из офиса поддерживает командный дух, дает живое общение с собеседником, которое не заменит видеосвязь. Это очень важно для поддержания нужной атмосферы в компании. Кроме того, в офисе проще сконцентрироваться на задаче и правильно распределить свое время.

В период пандемии я стал чаще звонить родным и близким, друзьям. Появилось больше времени на фильмы (посмотрел номинантов на «Оскар-2020»), чтение (недавно начал перечитывать стихи Евгения Евтушенко).

Не все увлечения можно адаптировать под домашний режим. Когда закончится пандемия, я обязательно вернусь к своим хобби: управлению мотоциклом и пилотированию.

Книга, фильм, хобби для карантина: Сейчас самое время вернуться к списку того, что вы хотели прочитать и посмотреть, на что вечно не хватало времени. Например, сейчас я читаю «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери.

Александр Минец, сооснователь и технический директор Gismart

— С началом пандемии и наступлением волны карантинов в моей работе не изменилось практически ничего. Дело в том, что уже несколько лет я живу и работаю в Лондоне. Тут находится один из офисов Gismart (также они есть в Минске, Киеве, Лондоне и Пекине), а основная часть команды, с которой я работаю как технический директор, расположена в Минске.

Удаленный формат — это наша рутина, механизм которой мы выработали еще три года назад. Сегодня это оказалось очень кстати, потому что команда не испытывает стресса из-за необходимости работы из дома. Соответственно, мы не теряем эффективность и время на решение «бытовых» вопросов. Все задачи четко фиксируются и контролируются в Jira и Confluence, более оперативные вопросы команда решает через Slack, а для собраний используем Zoom.

Конечно, раньше я периодически прилетал в Минск, чтобы лично пообщаться с командой, в том числе неформально. Сейчас такие командировки временно пришлось отложить.

Основные изменения коснулись именно моего личного времени. В Лондоне сейчас карантин, выходить на улицу можно только один раз в день — в аптеку, супермаркет или для занятий спортом. Основной челлендж сегодня — это занять детей, которые вынужденно проводят все время дома. В этом, кстати, помогают некоторые из наших продуктов: мобильные игры и музыкальные развлекательные приложения.

Книга, фильм, хобби для карантина:Я вернулся к своему старому увлечению и начал музицировать на гитаре.

Катя Романовская, директор по бренду и коммуникации компании Flo Health

— Я просыпаюсь и ложусь спать в то же время, что и раньше: подъем в 8, ложусь спать ближе к часу ночи. Но теперь первое, что я делаю каждый день с радостью и без внутренних переговоров с собой, — это динамичная зарядка на 20—30 минут. Я практикую аштанга-йогу, выполняю несколько серий приветствия солнцу — утренних практик, которые здорово включают все тело и бодрят. После этого привожу себя в порядок, завтракаю, и в 9:30—10:00 у меня начинается рабочий день.

Он изменился по своей структуре незначительно: та часть встреч, которая проводилась в офисе, теперь перенеслись в видеоформат. В дополнение к этому несколько изменился процесс решения задач и координации информационных потоков в задачах, завязанных на несколько людей.

Перед переходом на удаленную работу мы сформировали Remote Handbook — документ, который описывает принципы и взаимодействия для компании. Его цель — обеспечить такую же высокую эффективность коммуникации и рабочих процессов, как и при работе в одном офисе.

Часам к 7 тело снова просит мышечной нагрузки, поэтому, если нет срочных задач, выхожу на час пройтись в быстром темпе перед закатом или делаю какой-то комплекс из йоги. После этого я ужинаю и еще час-полтора разбираю оставшиеся рабочие вопросы, отвечаю на письма. Потом созваниваюсь с родителями и друзьями, могу послушать подкаст, посмотреть фильм или почитать книгу.

Еще из изменений — чаще звоню родителям: важно узнать, как они себя чувствуют — физически и эмоционально. Забавно, что стало проще собраться большой группой друзей. Раньше у кого-то могли сорваться планы, а теперь всех легко собрать. Только это в основном происходит онлайн, но не менее весело и тепло.

Продуктивность осталась на прежнем уровне. Возможно, немного возросла, потому что в то время, когда нужно сосредоточиться на задаче, меньше расфокуса. Мы сделали доставку всей необходимой офисной мебели: кресел, столов. Это очень помогает, спина не устает к вечеру, как если бы весь день приходилось работать в не приспособленной для этого домашней мебели.

Я стала работать местами больше, теперь тяжелее остановиться и переключаться без смены обстановки, поэтому иногда приходится ставить себе жесткие рамки и организовывать именно расписание жизни после работы.

Переход на удаленную работу по завершении карантина не рассматриваю: я очень социальный человек и получаю большое удовольствие от общения с людьми. Как компания мы также не рассматриваем — да, мы добились того, что смогли выстроить эффективное взаимодействие, работая удаленно, но по всем процессам это остается модель работы в офисе, только на расстоянии. Чтобы полностью адаптировать процессы к удаленной работе, требуются дополнительные немаленькие ресурсы. Плюс в офисе легче достичь синергии команды. Соответственно, чтобы полностью переходить на удаленку, нужна серьезная бизнес-потребность.

За пять недель, что мы работаем удаленно, я стала больше внимания уделять приготовлению еды. В жизни до карантина я готовила дома преимущественно на выходных, сейчас это более осознанный процесс. Мне нравится готовить здоровые, наполненные вкусами блюда и красиво их сервировать.

Я люблю джаз и театр, и по воскресеньям мы с друзьями, которые тоже соблюдают карантин, ходим друг другу в настоящие гости «на концерт» или «на постановку». Здорово, что теперь есть возможность посмотреть дома спектакль «Гоголь-центра» или Globe либо бродвейский мюзикл — хотя, конечно, я бы предпочла съездить на них лично. Вообще, сейчас в выходные особенно хочется как можно больше быть на улице — будь то в городе, в парке или даже на хуторе, что я и стараюсь делать.

Одно из самых любимых занятий на выходных, если остаюсь в Минске, — это прогулка на несколько часов по красивому маршруту с аудиокнигой в наушниках — совмещение сразу трех приносящих удовольствие дел.

Книга, фильм, хобби для карантина. Книга Джонатана Сафрана Фоера «Вот я», подкасты How’s Work with Esther Perel, «Так вышло», «Либо выйдет, либо нет», выпуски YouTube-канала «ещенепознер» с архитектором Сергеем Чобаном и Нино Катамадзе, бродвейские мюзиклы Lady Day и Ann, YouTube-канал британского National Theatre, на котором каждый четверг транслируют live-постановки.

Пиццы Domino’s со скидкой 20% в Каталоге Onliner

Лук, Сыр моцарелла, Крем фреш, Бекон, Ветчина, Шампиньоны, вес 835 г
Нет в наличии
Сыр моцарелла, Томатный соус Domino's, Пепперони, вес 835 г
Нет в наличии
Шампиньоны, Ветчина, Сыр моцарелла, Томатный соус Domino's, вес 935 г
Нет в наличии

Читайте также:

Важно знать:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by