Топ-менеджер Rakuten Viber: «Пользователей групповых звонков стало больше на 375%»

3714
111
15 апреля 2020 в 17:17
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Rakuten Viber

Топ-менеджер Rakuten Viber: «Пользователей групповых звонков стало больше на 375%»

Мессенджеры сейчас на подъеме: общение что личное, что деловое перешло в онлайн у огромного числа людей по всему миру. Как это повлияет на будущее мессенджеров и что помогает держать пользователей у конкретного приложения, мы узнали у Анны Знаменской — директора по глобальному развитию Rakuten Viber.

Работа в Apple и большие секреты корпорации

— Вы работали, помимо других компаний, в Apple. Почему ушли оттуда?

— Да, у меня 15-летний опыт работы на руководящих должностях в диджитал-индустрии. Я была генеральным директором и являюсь сооснователем видеопортала ivi.ru, также работала с Олегом Тиньковым, в «Билайне», в «Рамблере» и в Apple. В случае с Rakuten Viber мне понравилось, что позиция глобальная. Я раньше никогда не отвечала за международные рынки, и это был для меня серьезный вызов. Вторая причина: региональные офисы в Apple — это скорее представительская функция. Основные решения принимаются в Купертино, и люди на местах выполняют маркетинговые функции, бизнес-девелопмент, партнерства, но все большие инициативы делаются на уровне штаб-квартиры в США.

— Доступ к неанонсированным продуктам у вас был? Знали, каким будет новый iPhone до его премьеры?

— Нет, в Apple с этим очень строго. Я работала в другой вертикали — в сервисах, у нас тоже были запуски новых проектов, например Apple Arcade, Apple TV+. Но iPhone — это девайсы, эти вертикали сходятся на уровне Тима Кука.

Весь выпуск новых телефонов, Macbook и их маркетинг строго засекречен, и даже сотрудники компании не знают о предстоящих анонсах. Во время запуска маркетинг находится в полном «локдауне», то есть даже физически зайти к ним в отдел невозможно. Секретность строжайшая. Поэтому мы, как и все, узнавали новости из официальных презентаций Apple.

Эволюция мессенджеров

— Мессенджеры в последние годы из «бесплатных SMS» превратились в медиаплатформы. Что разрабатывается для Viber в этом направлении? 

— Такой тренд есть, хотя не все наши конкуренты туда смотрят — некоторые просто оставляют сухой функционал отправки и получения сообщений и звонков. Viber же движется в сторону медийной платформы, и это связано не только с нашим желанием, но и с изменениями в мире потребления контента и пользования сервисами.

Мессенджеры превращаются в новые соцсети: сначала были текстовые социальные сети, потом появились фотосоцсети (Instagram), теперь — видеосоцсети (TikTok). Мессенджеры становятся новым направлением — это связано с желанием людей потреблять контент и сервисы в приложении, которым они пользуются каждый день.

Viber все больше востребован производителями контента: все крупные СМИ заводят сообщества в Viber. Недавно была интегрирована рекомендательная лента «Яндекс.Дзена» для увеличения вовлеченности пользователя. Мы планируем и дальше расширять функционал, связанный с потреблением контента на нашей платформе. Сообщества у нас появились чуть больше года назад, и уже 30% месячной активной аудитории Viber пользуется ими на ежемесячной основе — это очень много.

Кроме медийной части, есть еще интересное нам направление, которое мы называем utility. Предпосылкой к его развитию является тот факт, что количество мобильных приложений, которыми пользуются люди на смартфоне, довольно ограниченно. Это связано с элементарной проблемой — в телефонах не хватает памяти для установки десятков приложений. В странах с невысоким уровнем жизни предпочитают купить последнюю модель смартфона, но его память при этом может быть минимальной. Поэтому у человека стоит дилемма как иметь под рукой все желаемые сервисы: нужно установить все соцсети, мессенджер, классифайд, приложение банка, сотового оператора, такси, а еще нужно хранить огромное количество фотографий. Поэтому приходится чем-то жертвовать.

Но вот мессенджер есть у всех. К примеру, в Беларуси и Украине Viber установлен почти на каждом смартфоне, в России — на двух из трех. Поэтому бизнесы и организации все чаще используют мессенджеры для общения с аудиторией, отправки новостей, предложений, а также для построения сервисных чат-ботов с разными функциями. Например, в Болгарии через чат-бот Viber можно вызвать такси. В России разные регионы, включая Москву, используют чат-бот в Viber для приема показаний счетчиков воды и электроэнергии, крупные компании используют нас для обработки заявок своих сотрудников в кадрах. Так что тему с utility мы активно развиваем.

— Как ситуация с коронавирусом повлияла на рынок мессенджеров? Кроме роста трафика, конечно.

— Мы в Viber видим, что увеличилось количество новых регистраций, а также возвращаются пользователи, которые временно не были активны. Со своей стороны мы адаптируем продукт и предлагаем аудитории те возможности и тот функционал, который сейчас им нужен. Например, мы увеличили число участников групповых аудиозвонков с 5 до 20 человек, что сразу привело к росту трафика в приложении. Мы наблюдаем интерес именно к аудиоконференциям, т. к. интернет-соединение не у всех хорошее, и люди зачастую предпочитают обходиться без видеоподключения. По нашим данным, количество групповых аудиозвонков во всем мире в Viber увеличилось почти в 4 раза — на 375% за последние пару недель марта.

Еще одно изменение, вызванное карантином: бизнесы ищут возможные каналы коммуникации с клиентами, новые инструменты взаимодействия с ними. На разработку своего мобильного приложения уйдет много денег и полгода-год в зависимости от функционала. Viber же предлагает альтернативный вариант — чат-бот внутри мессенджера. На его разработку уходит пара недель.

В e-commerce происходят небанальные вещи: например, растет спрос на аренду тренажеров и гитар. Эти бизнесы как для информирования аудитории, так и для организации заказов также используют мессенджеры.

Очевидно, что цифровые сервисы, конечно, сейчас выигрывают: онлайн-видео, гейминг, музыка, все коллаборативные инструменты для совместной работы или творчества.

О конкуренции

— Выбор мессенджера определяется кругом общения пользователя: если основной список контактов пишет и звонит в Viber, то и у меня основным приложением будет Viber. Но если нет — смысла в Viber ноль. Что ваша компания делает для переманивания к себе пользователей? 

— Сейчас мало людей, у которых установлен только один мессенджер. Как правило, не меньше двух, а у нас с вами ввиду профессиональной принадлежности их четыре и даже больше. Для нас основным критерием успешности является непрерывный поток аудитории. Конечно, люди могут предпочитать то или иное приложение для общения в каких-то условиях — это все равно что вечный выбор между Google или «Яндекс», колой или пепси.

Нам важно, чтобы пользователь все чаще обращался к Viber, поэтому мы непрерывно добавляем новые возможности и функции: темная тема, стикеры, интерактивные маски, опросы, заметки с напоминаниями. Также люди приходят в Viber из-за сообществ: они следят за чатами селебрити, ищут интересный контент медийных партнеров.

Мы решили сфокусироваться на топ-30 странах, где работаем с местными органами власти и официальными их представителями. Это позволяет человеку чувствовать, что Viber — это «мое». В Беларуси, к примеру, мы локализовали приложение и добавили белорусский язык в интерфейс мессенджера. Стикеры, которые запускаются на белорусском рынке, также часто адаптируем.

— Какие страны входят в топ-30?

— В основном — СНГ, страны восточной Европы: Греция, Черногория, Болгария, Сербия, Хорватия, Венгрия. И страны Азии: Шри-Ланка, Мьянма, Филиппины, а также Непал, Ирак, Алжир.

— Насчет стикеров: не кажется, что уже перебор с ними? 

— В плане количества?

— Вообще их повсеместного использования. 

— Стикеры являются одним из любимых средств общения наших пользователей. Именно поэтому в прошлом году мы предоставили возможность создания собственных стикеров. Но в целом вы правы. Общемировой тренд — их использование уменьшается, люди активнее обмениваются, например, гифками.

—  О чем расскажете завтра на Venture Day Minsk

— Я буду говорить о трендах: какие компании и отрасли в цифровом мире получили бенефиты в период эпидемии. Что происходит в e-commerce, как «переобуться» разработчикам нового продукта и выпустить его с учетом нынешних реалий. А также о том, как сдвиг в сторону удаленной работы повлияет на коммуникации.

Сытные суши с быстрой доставкой в Каталоге Onliner

сет, 56 шт, 759 г, авокадо, икра летучей рыбы, креветка, лосось, морской окунь, тунец, угорь
сет, 40 шт, 1113 г, авокадо, зеленый лук, икра летучей рыбы, кунжут, лосось копченый, морской окунь, сливочный сыр
сет, 32 шт, 925 г, авокадо, кунжут, лосось, лосось копченый, морской окунь, сливочный сыр, тунец

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Rakuten Viber
Без комментариев