Коронавирус спутал планы людей по всему миру и поставил многие бизнесы перед неприятной задачей: нужно выжить. Причем угроза нависла, по сути, над всеми: что над маленькими кафе с ресторанами и барами, что над авиакомпаниями с миллиардными оборотами. И те и другие сокращают персонал, ищут деньги на покрытие расходов и стараются понять, есть смысл тянуть дальше или проще закрыться и сохранить запасы до лучших времен. А что же в IT?
IT-компании, на первый взгляд, выглядят бодро: во многих случаях работу можно организовать удаленно, сотрудники — люди с гибким мышлением и умеют приспосабливаться к обстоятельствам (по крайней мере в их резюме это наверняка указано). Но уже ходят разговоры, что не все так хорошо: где-то урезают зарплату, где-то аккуратно сокращают персонал. Мы спросили у представителей крупных IT-компаний Беларуси, что происходит в индустрии, как они оценивают влияние кризиса на свой бизнес и когда это все наконец вернется в норму. Часть ответов публикуем с незначительными сокращениями.
Чем примечательна? Белорусско-британская компания начинала с создания музыкальных приложений, а около года назад запустила новое направление — разработка и издательство гиперказуальных игр. Недавно Gismart вошла в топ-10 наиболее быстро растущих компаний Европы по версии Financial Times.
Комментарий компании:
— Мы активно развивали бизнес и росли последние три года, отчасти поэтому текущая ситуация затронула нас в наименьшей степени. Сегодня люди вынуждены отказаться от привычных развлечений, таких как походы в кино или на концерты, и все больше времени проводят онлайн, в том числе в мобильных играх. В Китае, например, мы отметили рост числа активных пользователей в +200% c ноября по март включительно. В странах Европы активный рост начался в середине марта, с момента введения строгого карантина. Италия и Испания в настоящее время, конечно, обгоняют другие страны. По отдельно взятым продуктам Gismart в Испании прирост в марте по сравнению с февралем составил +191%. В связи с этим мы в достаточной степени загружены работой, трудимся над новыми продуктами и продолжаем расширять штат.
Но, конечно, нельзя сказать, что экономический кризис полностью обошел геймдев стороной. Мы отметили, что рекламодателей именно из реального сектора стало меньше. Если основная монетизация в мобильных развлекательных приложениях — это подписки, то мобильные игры — это по большей части free-to-play-продукты, которые монетизируются за счет рекламы. Но мы считаем, что это вполне естественный процесс, реальный сектор сейчас взял паузу, чтобы пересмотреть свою стратегию. Что касается нашего бизнеса, то эта тенденция для нас так или иначе незначительна.
Рекламодателей из онлайн-бизнеса, например компаний — издателей игр, по-прежнему много, более того, мы прогнозируем, что их станет еще больше. Растущий спрос на мобильные игры делает их очень эффективной рекламной площадкой и одним из мощнейших каналов коммуникации с людьми по всему миру.
К слову, это мы сейчас стараемся использовать, кроме прочего, для борьбы с коронавирусом. Мы присоединились к Zynga, Activision Blizzard, Snapchat и другим 15 игровым компаниям с мировыми именами, которые объединились под эгидой Всемирной организации здравоохранения. Движение #PlayApartTogether направлено на то, чтобы рассказывать о методах защиты через игры, используя разработанные ВОЗ визуальные инструкции. Среди них — призывы соблюдать физическую дистанцию, не трогать лицо, кашлять при посторонних в локоть, мыть руки и оставаться дома. Количество скачиваний наших мобильных продуктов — более 500 млн по всему миру, и мы планируем показ рекомендаций от ВОЗ во всех своих мобильных играх.
Если говорить о каком-то общем прогнозе для белорусского рынка IT, то под ударом прежде всего аутсорс-компании. Они зачастую завязаны на работе с реальным сектором и, скорее всего, уже почувствовали отрицательную тенденцию. В условиях глобального экономического кризиса понадобится какое-то время на то, чтобы старые клиенты вернулись и возобновился поток новых.
Чем примечательна? Компания разрабатывает костюм смешанной реальности Teslasuit, который имитирует физическое воздействие на тело пользователя.
Комментарий:
— Минский офис Teslasuit (VRTek) частично ушел на удаленную работу 17 марта. Еще раньше были приняты меры по введению удаленной работы для всех, кто вернулся из международных командировок.
Серьезных неудобств компания не испытывает, кроме того факта, что отменили ряд международных ивентов, в которых мы планировали принять участие, и встреч с иностранными партнерами. В целом вся работа и встречи переведены в онлайн. Мы также принимаем участие в международных конференциях в онлайн-формате, к которому переходят многие организаторы ивентов.
Критического материального ущерба мы пока не ощущаем. Все переговоры переведены в онлайн и продолжаются, компания и производство работают. Если ситуация с отменой мировых ивентов затянется на более серьезный срок, можно будет говорить о прямом влиянии.
Сегодня в качестве необходимых мер мы перевели фокус своего внимания с outbound- на inbound-активности. Чтобы минимизировать финансовые риски, мы в компании также временно сократили расходы второстепенной важности (например, оплата спорта и курсы английского).
Надеемся, что принятые меры в мире помогут преодолеть этот период с минимальными потерями для мировой экономики. Но уже сейчас заметно снижение активности на рынке аутсорсинга. Стало заключаться меньше новых сделок, большинство принимающих решение иностранцев все еще предпочитают личный контакт хотя бы для первого заказа. Некоторые производства меняют приоритеты в своих бюджетах, стараясь перестраховаться на будущее.
Но в сфере разработки собственных продуктов сейчас намечаются новые возможности, так как аутсорсинг немного подешевел, высвобождаются руки. У некоторых крупных предприятий ввиду разных факторов наблюдается замедление — у мелких компаний появляется хороший шанс продвинуть новые разработки. Из опыта предыдущих лет: компании без долгосрочного планирования уйдут, останутся самые способные, а рынок зарплат немного остынет, делая наш аутсорс более привлекательным на внутреннем и внешнем рынках.
Чем примечательна? Одна из ведущих компаний по разработке ПО для GPS-мониторинга. Gurtam занимает примерно 36% этого рынка в странах СНГ и продвигает свои продукты практически на всех континентах.
Александр Кувшинов, директор флагманского продукта Wialon:
— Бо́льшая часть нашего бизнеса завязана на проектах в транспортной сфере — на них кризис сказался довольно быстро. Первыми удар на себе почувствовали пассажирские перевозки (включая туристические), а также бизнесы, связанные с прокатом автомобилей, скутеров, велосипедов. При этом платформой Wialon пользуются клиенты и из других секторов, которые смогли выиграть, а не проиграть в сложившейся ситуации.
Во многих странах стали появляться новые службы доставки, а те, что существовали давно, расширяют свои автопарки. Проекты, связанные с персональным мониторингом людей, пребывающих в режиме обязательной самоизоляции, находятся в пилотном статусе и всерьез рассматриваются на самом высоком уровне.
Также нужно смотреть на конкретные страны, где используют наш продукт (на разные регионы текущая ситуация оказала различный эффект). Мы даже создали инструмент, который позволяет в режиме реального времени отслеживать влияние кризиса на транспортную сферу во всем мире.
На Филиппинах, например, за месяц использование транспорта сократилось более чем в 10 раз, что не могло не сказаться и на наших клиентах, и на нашей выручке по этому региону. Но наша сеть реселлеров работает в 130+ странах мира, нет привязки к одной конкретной местности. А разные страны реагируют на текущую ситуацию по-разному, карантинные меры принимаются не единовременно.
Хоть и удаленно, но мы работаем в штатном режиме, запас прочности у компании достаточно большой. Как и раньше, продолжаем усиливать команду и не останавливаем наем людей.
Чем примечательна? Крупный разработчик мобильных приложений (Weather Live, Dazzle, Scanner for Me и много чего еще), общее число загрузок превышает 600 млн.
Антон Марченко, директор по маркетингу:
— Apalon — продуктовая компания, и мы работаем direct-to-consumer, так что можно сразу сказать: от нас точно не будет новостей про сокращение зарплат или увольнение сотрудников по причине ухода ключевых заказчиков либо приостановки больших проектов.
Скорее даже наоборот: мы оказались именно в той нише, которая растет с начала пандемии коронавируса. Так что если говорить про общую экономику, то мы в плюсе и растем: стоимость привлечения новых пользователей падает, их активность внутри наших приложений увеличивается.
И мы продолжаем нанимать людей в штат. Правда, теперь удаленно. Если говорить про негативные последствия, то самой большой проблемой для нас стал переход на удаленную работу всего офиса. Мы понимаем, что это довольно сложно, особенно когда есть дети, семья, домашние животные вкупе с самоизоляцией. Поэтому со стороны менеджмента мы постарались и до сих пор стараемся максимально упростить работу из дома для всех сотрудников нашей компании. Для примера, дизайнерам мы перевезли из офиса домой рабочие места почти целиком: рабочие компьютеры, бесперебойники, лампы и прочее. На этой неделе для всех, кто понял, что его спина уже скрипит от работы на кухне, мы привезли на дом офисные стулья.
Кроме того, для всех сотрудников мы открыли бесплатный доступ к онлайн-фитнес-сервису в качестве замены компенсации спорта. Учебные программы, курсы, вебинары, вплоть до подписок на сервисы для детей — любая вещь, которая поможет человеку комфортно работать из дома. И да, все это за счет компании.
Ну и общение — теперь мы каждую пятницу собираем большую тусовку в Zoom, чтобы просто пообщаться: рассказать, как дела в компании, что происходит, у кого какие новости, кто где сидит на изоляции и какая у кого собака или кот.
А вот прогнозы делать сложно. В начале марта, когда уже стало понятно, что это не только Китай, но и весь мир, причем быстро и надолго, мы пытались делать моделирование ситуации с позитивным, негативным и очень негативным вариантами. В позитивном варианте мы надеялись, что Европа и США смогут справиться с вирусом по китайскому сценарию — за пару месяцев. Очень негативный рассматривал вариант активной борьбы с пандемией от года до двух. Что касается меня, то я думаю, что мир начнет приходить в норму к концу лета. Хотя последствия для экономики многих стран будут просто ужасными.
Если вернуться к IT, сильнее всего пострадает именно аутсорс, особенно те компании, которые работали с небольшим количеством ключевых клиентов и у которых эти клиенты принадлежали к реальному сектору. А вот геймдев, наоборот, уйдет (и уже сейчас идет) вверх. Но это в целом логично: бо́льшая часть мира сидит дома.
Но последствия для IT — это не только увольнения и сокращения. Это еще и последствия для сферы услуг как минимум в нашей стране. В последние пару лет IT генерирует хороший поток людей в кафе, ресторанах, автоцентрах, бизнес-центрах и прочих местах. Снижение спроса за счет этой категории людей будет весьма заметно. Но про это лучше расскажет экономический аналитик.
Питательные и вкусные суши с доставкой в Каталоге Onliner
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by