216
18 марта 2020 в 14:26
Автор: Станислав Иванейко. Фото: staralliance.com; фото носит иллюстративный характер

Коронавирус уже погубил одну авиакомпанию, другие замерли в ожидании. Грядет кризис перевозок?

Британский региональный авиаперевозчик Flybe объявил 5 марта о банкротстве: все рейсы отменены, более двух тысяч сотрудников останутся без работы. Дела у авиакомпании давно шли скверно, однако британское правительство намеревалось ее спасти: организовало налоговые послабления и обещало выдать ссуду на преодоление кризиса. Но это не помогло: распространение коронавируса привело к резкому спаду путешествий, а вдобавок некоторые страны еще и начали закрывать аэропорты — и даже те, кто не испугался вируса, уже никак не смогут попасть на самолет. Ситуация с Flybe тревожна потому, что ее судьбу могут повторить не только региональные и, скажем так, не самые зажиточные авиакомпании, но и крупные перевозчики.

Рейсы-призраки

Коронавирус в первую очередь ударил по сфере туризма в самом широком ее смысле: начиная от авиакомпаний с отелями и заканчивая уличными гидами по главным достопримечательностям. Фотографии из, например, Венеции еще никогда не были такими угнетающими: места, где раньше было не протолкнуться из-за туристов, сейчас практически пустые.

Фото сделано 5 марта: площадь Святого Марка в Венеции практически пуста. Снимок: Reuters

В феврале казалось, что с авиакомпаниями все в порядке: рейсы регулярно выполняются, все как обычно. Но есть один хитрый нюанс, от которого приверженцам всего «зеленого» наверняка поплохеет: перевозчики несколько недель эксплуатировали практически пустые самолеты, то есть экипажи просто летали туда-сюда, сжигая десятки тонн топлива. Конечно, нельзя сказать, что рейсы были совсем бесполезными: как-никак, самолеты еще и грузы доставляют. Но пассажиров было крайне мало. Зачем тогда выполнять эти рейсы? Все дело в слотах.

Аэропорты выделяют авиакомпаниям временные промежутки, которые отводятся для взлета и посадки самолета конкретного рейса. Это нужно для организации воздушного движения без хаоса: компания точно знает, что воздушная гавань примет судно, при необходимости обслужит, подготовит к следующему рейсу, у диспетчеров найдется на него время, вылет и прилет не помешают другим самолетам и так далее. Проблема в том, что в загруженных хабах спрос на слоты превышает пропускную способность аэропорта, особенно если речь об удобном времени для прибытия или вылета. Авиакомпании, которым удалось урвать себе слоты, опасаются их потерять. Но есть требование — использовать не менее 80% выделенных слотов.

Изображение: aeroobservator.com

В обычное время, когда нет внезапных потрясений, вызывающих спад пассажироперевозок (например, теракты 11 сентября или пандемия вируса, как сейчас), в авиационном бизнесе такая схема работает без проблем: аэропорты получали стабильную загрузку и деньги за слоты, авиакомпании — выгодные для себя временные промежутки, а также возможность перепродать слот, если вдруг рейс нужно закрыть.

Коронавирус сильно уменьшил пассажиропоток, а требование использовать 80% слотов никуда не делось. Авиакомпании, чтобы не потерять расписание, забивали его практически пустыми рейсами — экология экологией, а бизнес важнее.

Правда, в Евросоюзе вскоре одумались и отменили это правило до июня. Перевозчикам стало легче, но ненадолго: закрытие воздушных пространств и все то же уменьшение спроса на перевозки привело к частичной или полной отмене рейсов.

Глобальная отмена рейсов

Список авиакомпаний, которые объявили о временном прекращении полетов, идет на десятки. Среди наиболее известных: Norwegian Air (отмена 85% рейсов), Swiss International Air Lines (до 90%), Air France-KLM Group (до 90% у входящих в холдинг Air France и KLM), Air New Zealand (85% рейсов), British Airways (75%), Qantas (90% международных рейсов и 60% внутренних). Но особенно щекотливое положение у лоукостов и региональных авиалиний. К примеру, для Ryanair важны популярные вне зависимости от сезона направления по Европе — а это Италия и Испания, где сейчас бушует коронавирус. Крупные авиакомпании пока что хоть как-то держатся за счет трансатлантических перелетов, но и им тоже приходится очень туго.

Изображение: Reuters

Отмена тысяч рейсов может нанести фатальный урон даже крупным игрокам рынка. Три авиационных альянса — SkyTeam, Star Alliance и oneworld — уже опубликовали открытое письмо от имени входящих в них компаний (суммарно их почти 60).

Альянсы заявляют, что коронавирус сильно повлиял на индустрию: по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), потери составят не менее $113 миллиардов. И это без учета возможного закрытия аэропортов в регионах, где пока что коронавирус не особо лютует (Африка, Латинская Америка).

Альянсы призывают правительства стран со всего мира приготовиться к экономическому спаду от коронавируса и поддержать авиакомпании, которые в прямом смысле могут не пережить пандемию. Кроме этого, альянсы обратились к руководителям аэропортов с просьбой пересмотреть цены на стоянку и прочие сборы за нахождение самолетов на их территории — авиакомпаниям приходится платить за парковку лайнеров, плюс нужно что-то делать с тысячами сотрудников.

Изображение: staralliance.com

Производителей воздушного транспорта кризис, естественно, тоже затронет. Boeing, у которого дела сейчас и так не особо в ажуре, попросил у федеральных властей $60 миллиардов на поддержку аэрокосмической отрасли. Средства нужны для сохранения производства: концерн работает с 17 тысячами поставщиков, и требуется оставить в целостности цепочки поставок, а также не допустить сокращений (всего в этой отрасли занято 2,5 миллиона рабочих).


По данным Financial Times, авиакомпаниям по всему миру потребуется около $200 миллиардов, чтобы сохранить свой бизнес в период коронавируса. Хороший момент — авиация важна на уровне самих стран. Это что-то вроде общественного транспорта, только в масштабах планеты: он просто необходим, даже если приносит убытки. Разорение авиакомпании, особенно в небольшом государстве, поставит страну в зависимость от зарубежных перевозчиков. Посчитают ли они целесообразным летать туда? А какие условия выставят? Ведь нельзя же оставить страну без авиасообщения. Поэтому можно предположить, что государства в той или иной мере не допустят банкротства своих ключевых перевозчиков. Другое дело, что небольших частных авиакомпаний действительно может стать меньше — и едва ли это хорошо скажется на стоимости билетов.

квадрокоптер, двигатель бесколлекторный, частота: 2.4 ГГц/5.8 ГГц, управление с планшета/смартфона, время полета: 15-21 мин, дальность: 80 м
квадрокоптер, частота: 2.4 ГГц/5.8 ГГц, управление с планшета/смартфона, время полета: 30 мин, дальность: 4000 м
квадрокоптер, двигатель бесколлекторный, частота: 2.4 ГГц/5.8 ГГц, время полета: 29-31 мин, дальность: 5000 м

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber

Автор: Станислав Иванейко. Фото: staralliance.com; фото носит иллюстративный характер