Пластик или QR-код: что лучше и для чего. Директор компании — разработчика «Оплати» об электронных платежах в транспорте

27 869
24 февраля 2020 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий

Пластик или QR-код: что лучше и для чего. Директор компании — разработчика «Оплати» об электронных платежах в транспорте

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий

Пока минчане вынуждены искать бумажные талончики по киоскам или стучаться за ними к водителю, в регионах проблема уже решена: в Гомеле, Борисове и паре других городов достаточно отсканировать смартфоном QR-код — и с электронного кошелька спишется стоимость проезда. Почему-то Минску такая задача еще не по зубам, и порой даже при сильном желании купить талончик сделать это непросто. Как получилось так, что регионы обогнали по удобству столицу, и почему оплата банковской картой — слишком сложно, нам рассказал Олег Кондратенко, директор LWO. Компания выпустила приложение «Оплати» для расчетов за товары и услуги через QR-коды и с партнерским банком подключает около полутора десятков региональных автопарков. Возможно, в ближайшем будущем такая система появится и в Минске.


Что происходит в «Оплати»

— С момента запуска «Оплати» прошло почти полгода. Как успехи?

— В сентябре мы анонсировали приложение, в первую ступень запуска начали делать P2P-переводы, оплату по ЕРИП, чат. Это был наш базовый уровень. А в январе стали видны результаты нескольких месяцев работы: появилась оплата транспорта в регионах.

Если брать процентный рост, то все очень симпатично, а если абсолютные цифры, то у нас пока гораздо меньше первой планки в 100 тыс. пользователей. Рост достаточный для начала, но планы развития — на порядок больше. Пластиковые карточки в нашей стране прошли свой путь за 20 лет. Сейчас у нас 15 млн карт. У «Оплати» такого количества пользователей быть не может: более-менее реальные цифры — 5—6 млн пользователей. На их ежедневную работу рассчитан движок всего сервиса. К этой цели мы стремимся прийти в десять раз быстрее международных платежных систем.

— Меньше 100 тыс. пользователей — это на iOS и Android? Какое соотношение между ними?

— На Android пользователей в пять или шесть раз больше.

— В App Store на ваше приложение всего десять отзывов…

— Наши пользователи пишут нам прямо в «Оплати». Основополагающее — это то, что мы должны быть удобны и понятны для людей. Нужно просто стать замечательным сервисом — это наша главная цель.

«Находим тех, кому надо»

— Правильно понимаю, что вы решили заходить с регионов? Пример — то же внедрение QR-оплаты в региональном транспорте.

— У нас не такая большая страна, чтобы делить ее на регионы и центр. Мы заходим со всех сторон, где находим тех, кому надо, кому не безразлично будущее и тех, кто готов быть первым.

Мы, как говорили, уже интегрировались с большинством кассовых систем всей страны. Почему? Нужно, чтобы сервисом можно было пользоваться в каждом месте, где принимают карты и наличные. То есть везде, где стоит кассовый аппарат или где он нужен, должна быть возможность оплаты нашим сервисом.

Большому ретейлу мы предлагаем интеграцию с кассовыми системами, а для малого бизнеса это зачастую легкое и простое решение — «Оплати.Касса» с элементарной установкой в телефоне самого предпринимателя.

— Почему про регионы спросил: в Минске буквально пару раз видел значок вида «У нас можно использовать „Оплати“».

— Ничего страшного. Это время интеграции. Дайте нам весну — будем всходить, как подснежники.

— Разве?

— Конечно. Магазины уже два месяца интегрируют нас в свои сети. Вот представьте, на кассе у вас спрашивают: «Чем будете платить?» Раньше был выбор между картой и наличными, а сейчас — еще и QR. Это глубокая интеграция, она заняла очень много времени и сил. И сейчас вы будете видеть наклейки «У нас можно оплатить через QR-код» во всех сетях, кроме одной — «Евроопта». Она строит собственную сеть и систему (речь о SmartPay от компании beSmart. — Прим. Onliner).

О QR-оплате в транспорте

— Ваш сервис уже работает в нескольких областных центрах для оплаты общественного транспорта. Как получилось так, что IT-столица уступила?

— А соревнования здесь не было. Мы работаем в одной команде с «Белинвестбанком», строящим свою экосистему. Вместе пошли в первую очередь к их клиентам. И одним из первых, кто согласился внедрить систему оплаты проезда по QR, стал Борисовский автокомбинат. А «Минсктранс» — клиент другого банка. Да и люди за пределами МКАД обычно ближе к земле, работают в более жестких условиях, не избалованы.

Если в Минске каким-то образом еще была решена безналичная оплата в транспорте, то в регионах ее практически не было. Мы пошли туда, где мы нужны. Запустили три автохозяйства, в работе сейчас еще пятнадцать. Буквально пару недель — и пассажиры почувствовали разницу, пошли положительные отзывы.

В некоторых областях нам уже от губернаторов звонят, приглашают встретиться и обсудить внедрение такого способа оплаты общественного транспорта в их регионе.

— Как это все выглядит? Нужно просто отсканировать смартфоном QR-код?

— Порядок оплаты такой: заходите в транспорт, открываете «Оплати», наводите камеру на QR-код, сканируете — и оплата происходит буквально за доли секунды. Деньги переводятся немедленно — в онлайн-режиме с вашего кошелька в приложении на кошелек перевозчика, и одновременно же активируется билет. Пассажир оплатил проезд. Деньги уже поступили.

— Происходит именно перевод денег или средства замораживаются и поступают на другой счет через пару дней, как в случае с картами?

— Это именно онлайн-перевод. Систему мы рассчитывали на активную работу 6 млн пользователей, поэтому сейчас она, можно сказать, отдыхает: на порядки сильнее мы грузили ее на тестах. Надеемся, что люди будут пользоваться этим как постоянным средством платежей в повседневной жизни.

— Пассажир оплатил проезд, заходят контролеры. Как они проверяют наличие билета?

— Пассажир через приложение сканирует QR-код контролера, и на его смартфоне отображается купленный билет со статусом «Оплачен». Если он недействителен, соответствующая надпись появляется внизу билета.

— Человек оплатил проезд, зашли контролеры — а телефон успел разрядиться.

— Здесь два момента. Во-первых, мы такой сценарий предположили. У группы ревизоров есть мобильное приложение, которое позволяет по номеру телефона определить, была ли осуществлена оплата проезда. Во-вторых, представьте: вы купили бумажный талончик и потеряли его. Или положили в кошелек и потеряли сам кошелек. Что тогда? Конечно, в жизни случается всякое. Но как часто разряжается телефон?

— Как вы объясняли это все среднестатистическому директору регионального автобусного парка? Который, по идее, не сильно знаком с бесконтактной оплатой, QR-кодами, нюансами электронных переводов.

— Очень легко. Представьте человека, у которого реально болит. Ему нужно повысить эффективность предприятия.

— Болит из-за чего? Зайцев в транспорте много?

— Мы видим, как на местах руководители реально болеют душой за свое предприятие. Мы предложили решение, которое реально снижает затраты и упрощает процесс, работает на экономику. После того как средства переходят с кошелька пассажира на кошелек автопарка, банк в автоматическом режиме бесплатно переводит средства на расчетный счет предприятия.

— Бесплатно? А комиссия?

— Автопарк платит абонентскую плату за наличие своего банковского счета, и пока это все. В договоре есть все условия на годы вперед — мы на порядок легче по цене, чем конкуренты. По сравнению со стоимостью транзакций международных платежных систем у нас цифры явно патриотичные и очень приятные.

Смотрите, наша страна дотирует стоимость проезда. Если так происходит, то почему мы должны отдавать за это деньги иностранному юрлицу? Да, у нас низкая стоимость билета для граждан. Но лишь потому, что страна помогает, компенсирует 30—60% затрат на транспорт.

Стоимость проезда и проблемы оплаты картой

— Транспорт дотируется из бюджета, который во многом формируется из налогов граждан. То есть в итоге мы сами и оплачиваем проезд целиком.

— Если издержки на транспорт снизятся, то всем будет лучше.

— По-моему, транспорт еще никогда не дешевел.

— А куда ему дешеветь? Он не просто копейки стоит, он у нас практически бесплатный. Это нонсенс, проезд не может стоить так мало. Даже если билет подорожает в два раза, вряд ли транспорт выйдет в ноль.

Хотят платежные системы работать в этом сегменте — хорошо, пусть поставят за свой счет валидаторы в каждый автобус, троллейбус или трамвай. Они пытаются использовать карту там, где она не может эффективно работать, там, где она не рассчитана на использование в качестве средства платежа.

— Почему не рассчитана?

— Вы, как порядочный гражданин, оплатили через валидатор, заходит ревизор. Он не может проверить вашу оплату. Да еще выбран не самый оптимальный бизнес-процесс: поставщик этого решения, видимо, решил сэкономить и объединил платежи за несколько поездок. От каждого прикосновения к валидатору средства не списываются, нужно накопить несколько поездок. И это вызывает определенный дискомфорт.

Допустим, вчера вы несколько раз проехали в транспорте, сегодня сидите в офисе — и вдруг SMS об оплате. Система не прозрачна для людей. Что это за списание, откуда взялось? Человек уже мог и забыть, что вчера куда-то ездил не два-три, а три-четыре раза. У людей возникает неприятное ощущение, а когда оно есть, то люди перестают доверять.

— Судя по настроениям наших комментаторов, неудобной эту систему называет только одна сторона — сам «Минсктранс». А пассажиры всем довольны.

— Если кому-то это удобно, так пусть за это платят. Оборудование одного автобуса тремя компостерами — это несколько тысяч евро. Каждое прикосновение — платно. Люди просто не в курсе, сколько за это нужно платить, а транспортники эту сумму знают.

— Валидаторы ведь уже давно установлены во всем транспорте.

— А возвращать деньги нужно? А амортизация оборудования? А стоимость поддержки? Я полностью на стороне «Минсктранса», который просит сделать эффективное, понятное и функциональное решение. Да и пассажирам чем проще, тем лучше.

— За полгода эксперимента с трамваями вроде как ни одна транзакция не пропала. Чего тогда боится «Минсктранс»?

— По поводу потерянных транзакций — это точно не ко мне. У меня нет ни допуска, ни права, ни желания вмешиваться в разбирательство. Какую бы сторону я здесь ни принял, другая сторона обвинит меня в некорректности. Ведь я просто разработчик стороннего сервиса. Но у меня есть все требуемые сертификаты и инструменты, которые подтверждают: в случае с сервисом «Оплати» ничего не пропадет, каждый билет может быть проконтролирован.

— При этом «Оплати» тоже не используется в минском транспорте.

— Мы пока еще не готовы. Если все будет хорошо и им это будет нужно, в ближайшее время запустим «Оплати.Транспорт» и в Минске.

— А что с метро? Там оплата картами работает — значит, и QR-коды могут внедрить?

— Пока идут переговоры. Мы дважды встречались с ними. Скажем так, сейчас идет обсуждение возможностей сотрудничества. Надеемся, что уже весной дело продвинется.

Откуда в Беларуси столько QR-сервисов

— На прошлой неделе beSmart представила технологию SmartPay. Кроме нее, есть «Оплати» и Cashew. Три сервиса появились примерно в одно время. Совпадение?

— На мой взгляд, они все сильно различаются. SmartPay — сервис для одного магазина. Cashew — QR-представление платежной карточки. А мы предлагаем удобный сервис для увеличения доли безналичных платежей и снижения зависимости от международных платежных систем.

— Но SmartPay можно встроить в любое приложение, а Cashew упирает на персональные скидки. Так что они легко масштабируются.

— Вот когда это случится, мы встретимся снова и поговорим об этом. Декларировать и делать — разные вещи. То, что мы появились примерно в одно время, — просто так вышло. Apple Pay ведь запустился тоже примерно в тот период.

Один из аспектов, который удобен что у Apple Pay / Samsung Pay, что у QR, — оплата идет через смартфон, который мы всегда носим с собой. Что бы ни происходило с этими сервисами дальше, потребители будут в выигрыше: у них есть выбор способов оплаты.

— Можно ли предположить, что в Беларуси QR-оплата подвинет Apple Pay и Samsung Pay?

— Пока все технологии будут для потребителей бесплатными, массового перехода в ту или иную систему не случится. Людям ведь все равно, какой процент платят продавцы за эквайринг. Важно, чтобы пользователь видел результат от того, какой способ оплаты они выбирают.

— Каким будет «Оплати» к концу этого года?

— Сервис развивается. Кто-то ждет дистанционного заказа и оплаты в ресторане, кто-то — кешбэк, кто-то — скидки без предъявления карты, а кто-то просто пишет нам: сделайте такой-то функционал, пожалуйста. Ремесленники, бизнесмены да и просто обычные пользователи. К примеру, я хочу прийти в ресторан и сразу видеть на столике блюдо, которое заранее заказал и оплатил. Как мне сейчас это сделать? Да, если меня знают лично, это произойдет. Но ведь сколько людей, столько пожеланий — нужно дать им возможность получить желаемое.

Среди юридических лиц мы рассчитываем на подключение маршруток и такси, розничные компании сегментов малого, среднего и микробизнеса, ведь задачу инкассировать наличные деньги им в любом случае нужно решать. В нашем случае все гораздо проще: деньги автоматически поступят на счет поставщика товаров или услуг.

Если говорить глобально, мы ожидаем несколько миллионов пользователей в ближайшие годы. Для нас главное, чтобы каждый, кто скачал на свой смартфон приложение «Оплати», ощутил удобство, будь то оплата проезда в общественном транспорте, быстрый расчет на кассе в магазине или перевод денег друг другу. Важно, что сотни своих повседневных забот и житейских вопросов человек решает в одном приложении на смартфоне, освобождая самый ценный и невосполнимый ресурс — свое время — для себя и своей семьи.

Android, экран 6.3" IPS (1080x2340), Qualcomm Snapdragon 665, ОЗУ 4 ГБ, память 64 ГБ, аккумулятор 4000 мАч, 2 SIM (nano-SIM)
Снят с продажи

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by