В прошлом году на хакатоне социальных проектов Engineering Jam от EPAM одна из команд сделала приложение для Министерства по чрезвычайным ситуациям. Приложение более быстро и точно высчитывает время, которое пожарные могут провести в дыму до того, как закончится воздух в баллонах. Сегодня на тренировочном полигоне представители МЧС и разработчики показали, как это все работает и зачем нужно.
Для демонстрации спасатели устроили тренировку: горит здание, много дыма, нужно пробраться внутрь, найти человека без сознания и вывести его на улицу для передачи медикам. Дым был хоть и искусственный (видимо, на 95% безопаснее обычного), но аромат в помещении весьма натуральный — запах гари. Место тренировочного манекена Павлика (весит около 80 килограммов) занял один из спасателей — коллегам нужно будет вытащить его из огня.
Работают пожарные так: прибывает подразделение, звено поднимается на место пожара, ищет выживших и очаг возгорания, но один человек (постовой) остается на улице. Он отвечает, например, за подачу воды и, самое главное, проводит расчет для определения времени, которое есть у спасателей до обязательного выхода на улицу.
Этот расчет происходит архаичным на первый взгляд способом: спасатели сообщают давление в баллонах по рации постовому ГДЗС (газодымозащитная служба), тот записывает данные в табличку и по сложным формулам высчитывает оставшееся для работы время. На обывательский взгляд, пожарные сами себе усложнили жизнь: ведь можно просто проверять давление на датчике баллона и прикидывать, на сколько его хватит, — тогда и не нужно постоянно отвлекаться на связь с постовым. Но в реальности все иначе.
Во-первых, расход воздуха из баллона постоянно меняется: при подходе к месту пожара дыхание еще относительно спокойное, при тушении и поиске выживших — расход повышается. А когда пострадавший найден, ему нужно дать вторую маску, которая подключена к тому же баллону, — и кислород уходит с двойной скоростью. Во-вторых, давление в баллонах (обычно 350 атмосфер) не всегда строго одинаковое. Ради безопасности за основу для расчетов берут давление по нижнему показателю из баллонов всего звена. В-третьих, самим спасателям неудобно контролировать давление из-за плохой видимости, порой близкой к нулевой.
— Очень большая нагрузка лежит на бойцах, которые находятся в звене, по ориентированию. Отсутствуют ориентиры, и даже цифровой манометр хоть и подсвечен, но зачастую от сажи и дыма информация с него плохо воспринимается. Поэтому постовой, который находится вне задымленной зоны, дублирует данные. Это связной, который в случае чего может направить помощь, — рассказал один из сотрудников МЧС.
Однако постовой занимается не то чтобы школьной математикой в стрессовых условиях, а не в спокойном офисе: вокруг зеваки, горит здание, могут пострадать люди, дело может происходить ночью — и попробуй в такой обстановке делать расчеты, от которых зависит жизнь спасателей. Поэтому Максим, один из бывших сотрудников МЧС, а ныне — дизайнер в EPAM, предложил на хакатоне Engineering Jam упростить работу постового. Мы поговорили с автором идеи.
— Как из МЧС занесло в айтишники?
— Во время работы в МЧС я уже занимался «айтишкой», разрабатывал сайты. Так получилось, что сделал классную работу, оформил ее на Behance, и ее заметил EPAM — мне предложили присоединиться к ним.
— А в МЧС ты прямо пожары тушил, машины разбитые резал?
— Да, и тушил пожары, и людей спасал. Я работал на третьем отделении, это химико-защитное. Например, кто-то ртуть разлил — нужно локализовать, ликвидировать ситуацию. Еще был на первом отделении, пожарно-спасательном: тушил пожары. А второе отделение — это ДТП. Там тоже был. То есть я прочувствовал весь вкус МЧС.
— По описанию твоих коллег бывших, работа постового ГДЗС очень сложная и стрессовая.
— Да, давай смоделирую ситуацию: поступает вызов в три ночи. Человек в никаком состоянии просыпается или идет с поста, все спешат на вызов. Постовой ГДЗС — чаще всего водитель. И он не только расчетом занимается. Пока звено спасателей идет тушить пожар, постовой стоит возле машины, подает воду и по рации контролирует уровень воздуха. Сложность в том, что, кроме задач, которые ему нужно выполнять по автомобилю, еще нужно рассчитывать формулы.
— Они сложные?
— Да, вполне. Для ребят, которые давно в МЧС, это просто. Но если ты всего около года работаешь, то высчитать формулу, когда голова другим забита, не всегда легко. У постового тоже столько задач, что можно просто ошибиться.
— А такое было?
— И не раз. Но нужно понимать: первым в связке идет очень опытный человек, который сам в голове может высчитывать формулы. Никаких трагедий из-за ошибок постового ГДЗС, к счастью, не было, и они вряд ли могут произойти. Например, он ошибется на пять-семь минут. На пожаре это время имеет огромную важность. Поэтому мы в приложении шли к точности.
— Получается, работу постового ГДЗС приложение упрощает, но спасатели в звене все равно должны отвлекаться на передачу информации по рации.
— Есть норматив: каждые 15 минут постовой ГДЗС должен запрашивать давление в аппаратах спасателей.
— А можно повесить датчик на баллон, чтобы он автоматически передавал данные на смартфон постового?
— Это классная идея, но нужно понимать, что здесь надо разговаривать с производителями оборудования. Аппарат на сжатом воздухе — сложный механизм, там много важных компонентов. Поставить какой-то сторонний датчик на аппарат — не думаю, что сейчас это технически возможно. А внедрять его в саму конструкцию — необходимо общаться с производителем. И, честно говоря, я не советовал бы вмешиваться в систему аппарата на сжатом воздухе.
— Обратно тянет в МЧС?
— Конечно! Это крутой экшен, постоянный адреналин, гордость и осознание, что ты делаешь полезные вещи. Это вообще нельзя словами передать, только ощутить можно.
По итогам испытаний МЧС определит, подходит ли приложение под нужды министерства. Сейчас отзывы положительные: скорость расчетов, естественно, выше по сравнению с ручной калькуляцией, вероятность ошибки, когда вводные верны, исключена.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!