Белорусы разрабатывают онлайновые VR-классы. Они уже доступны для учеников в США

9390
27 января 2020 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий

Белорусы разрабатывают онлайновые VR-классы. Они уже доступны для учеников в США

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий

Кроме развлечений важным направлением VR называют другие, «серьезные» сферы применения: в частности, образование. Студия с белорусскими корнями Abelana VR несколько лет разрабатывает образовательные приложения в виртуальной реальности, и американские школьники уже занимаются по ним. Onliner встретился с разработчиками в минском офисе компании и узнал подробности.

Почему будущее образования — за VR

Вообще, Abelana VR занимается не только виртуальной реальностью: еще, например, есть разработки в дополненной реальности. Но говорят, что для обучения лучше всего подходит именно VR — она хоть и сильнее вырывает человека из окружения, но при этом меньше отвлекает благодаря эффекту погружения. Дисциплины в основном касаются точных наук: химия, физика, астрономия. Особняком стоит литература — пока что это просто VR-презентация писательницы Ромины Рассел.

Менеджер проекта и геймдизайнер Сергей Курзов говорит, что сфера выбрана с четким прицелом на будущее и с учетом нынешних трендов: мол, учиться нужно всегда, и это уже реальность для специалистов в прогрессивных компаниях и отраслях:

— Образование будет одним из главных столпов в связке с VR и 5G. Зарабатывать на этом можно уже сейчас, хотя на данный момент это сфера больше для пионеров отрасли. Кто зайдет в эту индустрию теперь — сможет зарабатывать в дальнейшем. Рынок VR будет уходить из развлечения в образование: даже Facebook, например, топит за то, что виртуальная реальность — не развлечение, а коммуникация, получение знаний.

Сотрудники Abelana VR рассматривают VR-классы в двух направлениях:

— Мы можем создавать инструмент для учителя, где самим контентом выступает преподаватель. То есть если он хочет — делает программу больше, и наоборот. Главное, чтобы были инструменты для этого, и тогда руки свободны. А учитывая, что у каждого педагога свой стиль и темп работы, гибкость очень важна. Другое направление — продукты для учеников.

Можно ли VR-классы назвать полноценными учебными пособиями? В Abelana VR проводят такую аналогию:

— Разница между учебой в VR-классе и учебой по учебникам — это как разница между занятиями по учебникам и рассказами у костра в дописьменные времена. Принципиально качественный скачок вверх в том, как мы передаем, получаем и усваиваем информацию. Скоро разговор будет не о том, может ли школа позволить себе VR-класс, а о том, может ли школа НЕ позволить себе VR-класс.

Успеваемость на занятиях с VR лучше

При этом компании на данный момент не нужно получать сертификаты и разрешения от государственных регуляторов на использование своих продуктов в школах. Официально VR-приложения не значатся пособиями — они используются как дополнительные источники информации по желанию школ и университетов. Причем в первую очередь команда занята продуктами именно для учеников средних школ:

— Эта аудитория наиболее постоянная и стабильная. Человек всегда учится в школе, но не факт, что пойдет дальше, в более высокое заведение. Думаю, VR-образование появится в первую очередь именно в школах. В Китае такое уже практикуется. Там организованы целые классы — как у нас обычные компьютерные, так у них — со шлемами.

Главный вопрос — чем это, кроме восторга учеников, полезно в образовании по сравнению с обычными уроками? Сергей говорит, что обучение в VR реально лучше:

— Есть несколько научных работ. Одна проводилась в Китае: учеников разделили на две группы — одни проходили материал по обычным учебникам, другие использовали VR. Группа с VR на 20% лучше прошла не только итоговый тест сразу после курса, но и дополнительный через две недели. При этом худшие из учеников в VR-классе опережают лучших из учеников в традиционном классе.

Основная сложность в этом всем — научить работе с VR преподавателей. По словам Сергея, 10% времени при работе со школами уходит на обучение детей и 90% — на объяснение принципов работы шлемов виртуальной реальности для педагогов. Сценариев урока с использованием технологии несколько:

— В VR-классе ученики могут находиться либо сами, либо с учителем. Возьмем для примера второй вариант, он более популярный. Конечно, не во всех школах техническая база позволяет реализовать такой опыт: у нас поддержка до 32 пользователей, но ведь нужно и 32 мощных компьютера. Учитель выступает презентором, а дети сидят вокруг него — выглядит как эдакий амфитеатр. Над головой преподавателя на большом экране отображается то, что он показывает: например, таблицу Менделеева с орбиталями и так далее. Допустим, учитель показал структуру одного элемента. И теперь детям нужно повторить это самим — собрать гелий или магний.

— Что касается первого сценария, то преподаватель прямо через приложение телефона может смотреть за прогрессом учеников, общаться с ними через push-to-talk. Этот вариант больше подходит, когда школа или аркада (парк виртуальной реальности. — Прим. Onliner) не могут обеспечить доступ к VR для всех сразу. Учитель дает задание: скажем, собрать на скорость элементы с максимальной атомной массой. И дальше просто смотрит, как ученики выполняют это.

Заодно VR-обучение подходит для удаленного образования: нет разницы, где находятся ученики, если они все встречаются в одном пространстве в виртуальной реальности. Правда, скорость интернета здесь критична — на этот счет компания ведет переговоры с Verizon для использования 5G. Хотя на данный момент более частый сценарий — когда школьники физически находятся в одном месте. Но здесь возникают другие сложности:

— Используем мы VR или нет, дети все равно остаются детьми: на фоне возникает приличный шум. Учителю приходится периодически подходить и успокаивать их. Но это и понятно. У детей эмоции: урок в виртуальной реальности — это чистое «вау».

В Беларуси такого пока нет. Но может появиться

Сейчас Abelana VR реализовала не весь учебный курс каждой дисциплины, а какое-то одно ее направление: например, в случае с химией это орбитали. Будет ли расширение — зависит от интереса со стороны школ. Также в планах компании увеличить список предметов: как минимум добавить музыку, биологию и физику. Решения уже используются на постоянной основе в ряде средних школ и десятках VR-центров США и Канады:

— Часть применяется в школах, а часть — в аркадах. Дети приезжают туда на урок, занимаются. Если шлемов на всех не хватает, просто разделяют класс на две группы. Пока все идет к тому, что в школах будут появляться VR-аудитории. Аркада — лишь место, где мы знакомим учеников и учителей с виртуальной реальностью.

В дальнейшем Abelana VR планирует выходить на рынки Европы и Азии: готовит локализацию на французский по просьбе канадцев, на очереди — запросы на добавление польского, немецкого, испанского и еще пары языков. Беларусь в теории тоже может присоединиться к странам с VR-образованием. Компания общается с нашими парками виртуальной реальности, у них есть интерес. Вопрос только в том, согласятся ли школы на выездные уроки и не упрется ли прогресс в «посадят детям зрение своими шлемами». Сотрудники Abelana VR аккуратно намекают, что в общении с Министерством образования могут возникнуть сложности, но конкретных разговоров с ним пока не было.

— Насколько я понимаю, нужно как минимум получить подтверждение, что наша программа соответствует условному ГОСТу по учебным пособиям. Если такой методички нет, то, думаю, им проще будет отказать нам. Но мы в этом реально заинтересованы: мы сами из Беларуси и хотим, чтобы здесь VR-образование ничем не уступало такому же образованию в Штатах, — говорит Сергей.

Как это работает на практике

Мы попробовали уроки по химии и астрофизике. В занятиях много игровых элементов — нужно не просто сидеть и крутить головой по сторонам, а непосредственно участвовать в происходящем. Требуется собрать химический элемент — смотрим формулу, а потом пытаемся ее повторить, стреляя по сфере нейтронами и заряжая их электронами. Счетчик времени и таблица рекордов только добавляют азарта: в Abelana VR говорят, что внутри компании постоянно устраивают соревнования.

Традиционно скучная теория вдруг становится интересной, потому что мы превращаемся из наблюдателя в действующее лицо. Да и трудно представить, где то же строение элементов удастся показать нагляднее — не на картинках же учебника и не на пластиковых моделях. Заодно в теории VR позволит реализовать полноценную лабораторию, где можно без риска для здоровья экспериментировать с любыми элементами.

В астрофизике за пару минут показывается весь цикл жизни небесного тела — от формирования звезды до ее взрыва, что может привести к появлению сверхновой или черной дыры. Последняя, кстати, представлена почти как в «Интерстелларе»: разработчики даже визуально показали временные искажения вокруг горизонта событий.


Деньги здесь появляются либо от VR-парков, либо напрямую от школ: используется поминутная тарификация. Кроме этого есть система подписки на полный пакет продуктов. Сейчас компания работает над добавлением новых языков и продумывает введение новых дисциплин. О сроках и возможностях появления VR-учебников в белорусских школах говорить пока слишком рано, но как минимум в парках виртуальной реальности они вполне могут появиться.

Читайте также:

Библиотека Onliner: История стартапов

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by