«Клиент на 17% чаще тратит деньги при оплате смартфоном». Visa о том, как мы расстаемся с деньгами

5676
33
03 декабря 2019 в 11:48
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Малиновский

«Клиент на 17% чаще тратит деньги при оплате смартфоном». Visa о том, как мы расстаемся с деньгами

На днях в столице проходил «Минский транспортный форум Visa 2.0», на котором представители финансовой и транспортной отрасли обсуждали тренды развития умных городов и внедрение платежных решений в транспортную сферу Беларуси. Onliner поговорил со Светланой Чирвой — региональным менеджером Visa в Беларуси, Украине и Молдове. Топ-менеджер рассказала свежую статистику по платежам и поделилась планами на ближайшие годы.

О долгих согласованиях

— Почему так долго вводят оплату картой в наземном транспорте? Давно ведь уже в метро работает, а принцип работы терминалов в автобусах и троллейбусах точно такой же.

— В стране очень много транспортных операторов, и в каждом городе он свой. Не каждый опыт в одном городе релевантен другому: отличается пассажиропоток, инфраструктура, бизнес-модель. Все это требует обновления и изменения процессов. И самое важное — понимание людей. До них нужно донести, что новая система дает бизнесу, клиенту, им самим.

— Хорошо, к Европейским играм запустили в тестовом режиме оплату картой в трамвае. Об этих играх уже мало кто вспомнит сейчас, за полгода явно можно все протестировать. Но на другой транспорт систему не расширяют.

— Это большие и емкие проекты: в них вовлечена власть, отраслевые компании, бизнес, платежные системы. Получается целая многосторонняя экосистема. Нельзя просто масштабировать ее на остальные маршруты и виды транспорта, если уже запустили на одном.

Мы — на втором месте из 90 стран

— Беларусь отличается от соседей по статистике платежей, доле банковских карт и так далее?

— В стране около 70% карт [здесь и далее речь сугубо о картах Visa, без учета карт других платежных систем. — Прим. Onliner] является бесконтактными. Уже сейчас выпускаются только бесконтактные карты. За небольшой промежуток времени все новые карты станут именно такими. Если посмотреть расчеты этими картами — рост в 2,6 раза по сравнению с прошлым годом. Это много. В регионе, куда входит Беларусь, 17 стран. На их фоне у Беларуси отличный рост. Во многом благодаря быстрому внедрению бесконтактных карт и соответствующих терминалов.

В транспорте ежегодно удваивается годовой объем транзакций уже третий год подряд, то есть с 2017 года, когда в метро появилась оплата бесконтактной банковской картой.

— Давайте сравним цифры с другими странами.

— Наше подразделение Visa входит в регион Ближнего Востока, Африки, Центральной Азии и Юго-Восточной Европы, включая Беларусь. Среди более 90 стран этого региона Беларусь находится на втором месте по доле бесконтактных операций. Это доказывает, что в стране в свое время были сделаны правильные шаги по развитию инфраструктуры, а люди оказались готовы к технологиям. Первое место по бесконтактным платежам у Грузии — 97%.

Из других цифр: 15 рублей при бесконтактных расчетах — средний чек. В месяц проходит более 25 миллионов операций бесконтактным способом. 57% таких покупок — продукты, оплата в магазинах. Порядка 10% — рестораны, около 6% — у дисконтных магазинов и заправок. И около 4% приходится на аптеки.

Интересную статистику получили наши коллеги из России: у клиентов, которые оплачивают покупки телефоном, расход активной карты увеличивается на 17%. Почему? Так удобнее: не надо искать наличные, доставать карту — смартфоном получается проще.

— То есть с распространением умных колец и браслетов мы станем тратить еще больше?

— Скорее мы станем больше платить при помощи инновационных сервисов — телефонами, часами, онлайн. Просто бесшовность опыта: то, что удобно клиенту, становится популярным.

— Есть мнение, что Беларусь упустила момент с «Белкарт»: мол, зачем для внутренних платежей использовать международную платежную систему и отчислять ей процент за эквайринг? 

— Платежные системы инвестируют в развитие технологий. Фактически, если посмотреть на инновации, привнесенные за последние годы — бесконтактные системы, платежные решения, любые «Pay», — все это привели сюда международные компании платежных технологий. Мы как никто заинтересованы и инициируем рынки с этими партнерами. Только благодаря знаниям в мировом масштабе можно развивать отдельно взятый рынок.

— Горячая тема последних недель в Беларуси — вишинг, телефонный развод клиентов банков. Почему такое до сих пор происходит? Банки и платежные системы вкладывают большие ресурсы в безопасность, но в этом нет смысла, когда клиент сам называет все свои реквизиты.

— Это просто финансовая грамотность и обучение клиента: нужно рассказывать ему, что можно и что нельзя делать. Связались с вами якобы из банка — положите трубку и перезвоните в банк: уточните, действительно ли вас набирали. Да, речь о на самом деле элементарных вещах, которым мы должны сообща научить людей.

— Что появится в финтех-сфере Беларуси в ближайшие год-два из того, что уже есть у соседей?

— Умная тарификация проезда в транспорте и система скидок. Например, если в день вы совершаете 3—5 поездок — получите скидку на сумму этих поездок. Такие решения уже есть в других странах, и мы готовы внедрить их в Беларуси.

аудитория унисекс, материал: натуральная кожа, 100×147 мм
аудитория унисекс, материал: натуральная кожа, 135×95 мм
аудитория унисекс, материал: натуральная кожа, 95×140 мм

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Малиновский