«Остался последний номер!». Уловки агрегаторов и советы по бронированию

38 040
211
21 ноября 2019 в 8:00
Источник: Олег Орлов. Фото: Onliner

«Остался последний номер!». Уловки агрегаторов и советы по бронированию

При наличии интернета, банковской карты и любого устройства умнее калькулятора уже давным-давно можно идеально спланировать отпуск или подарить близкому человеку путешествие — и все это что по дороге на работу, что на любимом диване. Тем удивительнее, что турагентства не только до сих пор живы, но еще и допускают вопиющие инциденты, когда люди отдают деньги и готовятся к поездке, но остаются и без отпуска, и без денег. Планировать путешествие самому гораздо интереснее, легче и приятнее, чем кажется. Только вот удобные на первый взгляд сервисы в реальности бывают коварными. Мы составили гайд для самостоятельной работы с ними.

Когда покупать билеты

Итак, давно известно, что все бронировать нужно заранее. Но жизнь непредсказуема, и слишком уж сильно забегать вперед не стоит. Некоторые ресурсы советуют брать билеты за 5—6 месяцев до поездки, но за полгода планы могут сотню раз измениться. Поэтому оптимальный вариант — заняться бронированием за 2—3 месяца, если ситуация позволяет. Конечно, когда удалось попасть на солидную скидку, какими иногда балует даже «Белавиа», то смысл хватать такие билеты есть — выгода все же решает. Но о больших скидках и «успейте купить, осталось всего два билета на эту дату!» еще расскажем ниже.

Важный момент: если разница в цене небольшая — скажем, в пределах 40—50 рублей в оба конца, — то уж лучше придавить жабу и посмотреть на конкретные условия. Рейс дешевле на $20, но пересадка займет семь часов против трех в случае с более дорогим вариантом? Будем реалистами: эту двадцатку вы наверняка просадите на перекус в дорогущих кафешках аэропорта, пока будете скучать в ожидании посадки. Еще и время потеряете. Поэтому сугубо на низкую цену ориентироваться нет смысла, если только вы не ведете блог из серии «как попасть в Париж с $10 в кармане» и не стараетесь экономить по максимуму.

Чудеса с предложениями и ценами

Агрегаторы создают впечатление, будто они подстраиваются именно под вас: множество фильтров и опций только усиливают это ощущение. Не обращайте внимания на кнопки типа «показать лучший вариант», «самый быстрый» или «оптимальные предложения». Хоть и подразумевается, что предложенные варианты лучшие и оптимальны именно для вас, сервисы работают в первую очередь для своей прибыли — иначе нимб уже светился бы над ними.

Пример: нужно из Минска попасть в Мадрид. За 1200 рублей агрегатор предлагает рейс с пересадкой в Вене. Суммарное время путешествия — 6 часов и 15 минут. Второй по быстроте рейс — 6 часов и 20 минут с пересадкой в Брюсселе. Цена — 555 рублей. И это при расчетной разнице всего в 5 минут. Согласитесь, 645 рублей за 5 минут едва ли переплатит даже очень состоятельный путешественник. Все дело в формальном подходе: рейс за 1200 рублей действительно самый быстрый, хоть и лишь на 5 минут по сравнению с тем, который в два раза дешевле. Кстати, стоило обновить страницу поиска буквально через 15 минут, как цена дорогущего перелета — того, что 1200 рублей — вдруг превратилась в 1175 рублей. Таким пляскам и биткоин позавидует.

Пожалуй, следующий пункт даже лайфхаком нельзя назвать — настолько он очевиден. Но сугубо на всякий случай отметим: дальний перелет в 99% случаев будет ощутимо дешевле, если выбрать в агрегаторе одну пересадку (две — на ваш вкус; в пределах континента редко оправданно). Разные авиакомпании или одна — не так важно, как просто разбить один длинный рейс на два покороче. Конечно, на такое путешествие уйдет больше времени, но и цена будет заметно ниже — порой в два и более раза.

Здесь же возникает другой нюанс: агрегаторы заточены на выдачу максимального количества предложений (чтобы вы хоть какое-то купили), но их реалистичность мало кого заботит. К примеру, с пересадкой в 30—40 минут сможет справиться разве что муж лучшей подруги вашей девушки, хотя агрегатор легко может предложить и такой вариант. Это заведомо невозможные предложения, пусть по цене они могут быть более чем привлекательными.

Почему провалился новый аэропорт в Испании

То же самое касается якобы более дешевых билетов в разные аэропорты. Бывает, что с логистикой и транспортным сообщением у них полный швах. Ярчайший пример — испанский Сьюдад Реаль. Аэропорт обслуживал рейсы до Мадрида (его даже называли Южным аэропортом Мадрида), но находился у черта на рогах: до столицы Испании — около 200 километров. На частный проект потратили миллиард евро, открыли его примерно десять лет назад, длинная и широкая полоса могла принимать даже Airbus A380.

Но уже в 2012 году аэропорт обанкротился. Позднее сообщалось, что его продали за жалкие 10 тыс. евро и сейчас пытаются реанимировать. Ориентация на лоукосты не спасла: рассчитанный на 10 млн пассажиров в год, Сьюдад Реаль практически все время пустовал. Добираться до него было чересчур долго и неудобно (скоростная железная дорога тоже не помогла), что отпугнуло даже экономных путешественников. Таким образом, выгодное на бумаге предложение дешевого билета в непопулярный аэропорт оборачивается испытанием на практике, к тому же следует учитывать стоимость трансфера.

Искать где только можно

Здесь мы приходим к другому важному правилу: не стоит зацикливаться на одном агрегаторе. Мониторинг нескольких сервисов отнимает много времени на этапе планирования, особенно когда по глазам и мозгам бьют все эти «скидки 30%, действуют только 15 минут!». Руки так и тянутся к банковской карте, но нужно успокоить себя — завтра или через неделю появится другое супервыгодное предложение: сервисы никогда не перестанут заманивать вас, иначе они просто проиграют в конкурентной борьбе.

Как ни странно, цены между агрегаторами порой сильно отличаются. Вот пример: ищем рейс Минск — Лондон на 26 декабря, готовы рассмотреть все предложения. Самый дешевый вариант от Google Flights стоит 293 рубля. Логистика чумовая: из Минска в Стамбул (!), а оттуда уже в Лондон. Время пересадки — 19 часов. То есть еще и стоимость гостиницы можно прибавить, особенно если с ребенком путешествуете и не готовы провести почти сутки на ногах в Турции. Смотрим Aviasales, исходные данные те же. Имеем 242 рубля за перелет из Минска до Львова и оттуда уже в Туманный Альбион. Пересадка — приемлемые два часа.

Закономерности по агрегаторам вывести сложно: нужно просто мониторить конкретный рейс на всех площадках, какие только знаете. И обязательно поищите отзывы о партнере агрегатора, который, собственно, и продает билет. Недавний случай с Belavia и aerobilet.ru в этом плане очень показателен: к сожалению, до сих пор бывают ситуации, когда компании не могут что-то поделить, а честно заплативший деньги клиент оказывается в неприятном положении.

Если ситуация позволяет, подвигайте даты своего путешествия: в пределах 1—2 дней можно сэкономить вполне нормальные деньги. Как правило, наиболее выгодные цены — на рейсы посреди недели. Но праздничных дней и отпускного сезона это почти не касается. Ах да: естественно, самые низкие цены — для путешественников без багажа, и даже допустимый вес и габариты ручной клади не всегда указаны.

Правила оплаты билетов через интернет не отличаются от общих правил использования безналичных платежей в сети: карта в идеале должна быть отдельной, храните на ней только небольшие суммы и пополняйте перед самым платежом.

По возможности всегда регистрируйтесь на рейс: во-первых, сэкономите время (не нужно будет на стойку регистрации идти, если без багажа путешествуете), а во-вторых, убережете себя от страшного слова «овербукинг» — это когда хитрые компании продают больше мест, чем есть в транспорте, и надеются, что некоторые пассажиры не успеют на рейс. С регистрацией защита не стопроцентная, но все же будет спокойнее. Так вы подтверждаете свое путешествие, под вас в системе бронируется место.

Как лукавят агрегаторы

А теперь — самое интересное: как из пользователей незаметно для них вытягивают деньги. Дизайн агрегаторов, на первый взгляд, заточен под ваше удобство, но на самом деле — под то, чтобы вы отдали нужную сумму здесь и сейчас. Цветовая палитра, кричащие фразы, броские цифры скидок и дополнительных услуг — это по своей сути не сильно отличается от презентаций одеял, матрасов и капель от всех недугов сразу.

Присмотритесь к Booking, который называют ярким примером манипуляции сознанием пользователя: просто заманивать дешевыми предложениями без возможности отмены и бесплатными завтраками — это вчерашний день. Сервис постоянно подгоняет пользователя: смотри, вот в этом отеле на выбранные даты места уже раскуплены, а ты все зеваешь. Но зачем вообще показывают вариант, где свободных комнат на нужные числа нет? Дальше больше: «Забронировано 2 раза на нашем сайте на ваши даты за последние 12 часов». Посыл все тот же: не тупи, заказывай быстрее, не успеешь же — люди порасторопнее уже все сделали. «Не успели!», «Только что забронирован последний номер» — фразы из той же серии.

Ну и зачем клиенту видеть вариант, который невозможно забронировать?

Наконец-то находим годный вариант, еще и скидка 15% благодаря внутренней системе лояльности имеется. Секунд на пять оставляем страницу открытой — и вылезает баннер: «Этот вариант почти ваш!». Да ежу понятно, что это мой вариант и он меня устраивает, если я уже перешел к заполнению данных. Но агрегатор не позволяет расслабиться: отвлечешься на почту, мессенджеры, звонок, кофе — и мысль «купить прямо сейчас» уже не будет столь навязчивой, человек может просто закрыть вкладку, отложив покупку на потом. Справедливости ради отметим, что такая навязчивость встречается не на всех агрегаторах по бронированию жилья или продаже билетов. И кстати, очень внимательно смотрите на удобства (например, ванная комната в номере или на этаже), а чтение отзывов на жилье начинайте лучше с отрицательных.


Все это в любом случае более прозрачная система по сравнению с агентствами — как минимум вы сами знакомитесь с предложениями и делаете выбор, а не соглашаетесь непонятно на что. Да и в спорных ситуациях сервисы, как правило, становятся на сторону клиента — из-за высокой конкуренции они очень дорожат лояльностью, поэтому и всякие статусы «частого путешественника» появляются до смешного быстро. Так что, как обычно, остается просто быть внимательным и искать то, что написано мелким шрифтом.

Читайте также:

чемодан-спиннер, полипропилен, для ручной клади, 40×20×55 см, 38 л
Нет в наличии
чемодан-спиннер, алюминий, 47×27×72 см, 80 л

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Олег Орлов. Фото: Onliner