Кто только не уходит в одну из самых перспективных сфер IT-страны. Электрики, врачи, музыканты, повара, педагоги, ассенизаторы и сантехники (две такие истории у нас на подходе). Ольга Аверина, героиня нашего сегодняшнего материала, отдала спорту более 10 лет, выступала за национальную сборную Беларуси по волейболу и становилась чемпионкой. Не поверите, но в конце концов она тоже оказалась в IT. Далее Ольга расскажет, как и почему так вышло.
— Я всегда была высокой девочкой, и меня всегда привлекали к спорту. В итоге остановилась на волейболе. В 8-м классе ушла в училище олимпийского резерва, где меня планомерно развивали как спортсменку.
О высшем образовании в плане спортивной карьеры спортсмен если и задумывается, то чуть ли не в последнюю очередь. Мы играем в детских командах, потом переходим в юношеские, а перспективных девушек разбирают клубы. По большому счету это просто становится работой: играешь в клубе, выступаешь за него, получаешь деньги. Кого-то параллельно время от времени призывают в национальные сборные.
Я прошла такой же путь. В 17—18 лет меня взяли в состав минского клуба «Славянка». Это была топовая команда, из которой в основном формировалась национальная сборная для международных соревнований. Через пару лет уехала в Турцию, где играла за ller Bankasi и Gazi Universitesi еще на протяжении трех лет. В 2009-м вернулась на родину и еще пару лет играла в составе клуба «Минчанка». Выигрывала белорусские чемпионаты, была членом национальной сборной, получила мастера спорта…
Но знаете, для меня спорт никогда не был средством получения титулов и регалий. Если бы вы не спросили, я бы не сказала ни про мастера спорта, ни про чемпионаты. Для меня спорт — это не «вау», а соревнование с самой собой. Я должна была постоянно побеждать саму себя, становиться лучше. Но постепенно набирать форму мне становилось все сложнее и сложнее.
Поняв, что выше головы прыгнуть не удастся, перестала получать удовольствие от игры.
Я понимала, что достигла своего физического потолка. Есть, конечно, много девушек, которые продолжают играть и в 30, и в 35 лет. Но у меня ближе к 25 уже не было перспектив для роста, не было физических возможностей для этого — они истощились. Плюс спортивные травмы и, как следствие, проблемы со здоровьем.
Лучше уйти на пике карьеры, чем медленно скатываться. Так после окончания контракта с «Минчанкой» в 2012 году я ушла в никуда. Пару месяцев посидела дома, подумала. Хотелось попробовать себя в чем-то абсолютно другом. Знаете, все эти стереотипы о том, будто спортсмены не блещут умом… Хотелось доказать обратное.
— К тому моменту у меня было юридическое образование, которое я получила в БГУ еще когда занималась спортом. Все-таки не зря мама, которая была не слишком рада моему спортивному настоящему, постоянно твердила, что спорт рано или поздно закончится и надо будет вливаться в обычную жизнь. Так я пошла работать менеджером в консалтинговую компанию. Новая работа отлично сказалась на самооценке, потому что я поняла — что-то могу не только в спорте.
Там я отработала около года, а потом мы с мужем открыли собственное дело, связанное с грузоперевозками. Пришлось много работать с бумагами, бухгалтерией, разбираться в системах документооборота. В общем, много кропотливых и очень скучных дел. За это время у меня успел родиться ребенок.
Бизнеса сегодня нет. Два года назад мечты разбились о суровую действительность и мы его закрыли.
Во время последнего кризиса воспользовались валютным лизингом, а потом случился новый курс. Так мы попали на большие деньги. Нет, в итоге выкарабкались, но все же выйти на те объемы, которые планировали, уже не получалось. Еще какое-то время держались на плаву, а потом закрыли бизнес.
Меня еще в декретном отпуске не отпускала мысль, что просто так сидеть я не могу. Я не из тех мам, что бесконечно варят борщи и проверяют домашние задания. Мне хотелось развиваться самой. Так я принялась судорожно думать, куда же пойти. А тут уже про IT из каждого утюга доносилось. В общем, постепенно поняла, что мне как раз сюда и нужно.
Никакого бэкграунда не было, зато было очень страшно. Сначала нашла рассчитанные на 2,5 года курсы. Долго, но для себя решила, что если за полгода не надоест, значит точно мое. Не надоело. Более того, я была очень довольна первый год, но потом стало ясно, что курсы уж очень затянутые.
— В общем, отучилась чуть больше года и ушла, поняв, что дальнейшего развития здесь не будет. Эмоционально было очень тяжело, ведь я еще была не готова идти работать, но и как быть, не знала. Что дальше делать такому недоучке? Благо абсолютно случайно объявился давний знакомый, который к тому времени работал с Java. Говорит, ничего, мол, страшного, твой C# не так уж далек от Java, буду тебя учить.
Я согласилась и полгода сидела дома. Знакомый учил меня шаг за шагом, показывал разные фреймворки, давал задачи для самостоятельной подготовки. В общем, я практически не показывалась на улице. Спасибо моей семье, которая очень помогала с ребенком.
И вот прошло полгода, но я абсолютно не понимала, что из себя представляю. На курсах у тебя постоянно какие-то контрольные и понимание прогресса, а дома сидишь, вроде что-то делаешь, но вообще не понимаешь, развиваешься ли. И все-таки я пересилила страх, неуверенность и пошла на собеседования. Всего было три встречи и все три были удачными.
Так в 32 года я стала Java-разработчиком в белорусском офисе эстонской IT-компании Helmes. От момента, когда я начала учиться, до момента, когда вышла на работу в IT, прошло чуть меньше двух лет.
— Сразу скажу, что никакой ностальгии по спорту нет. Как нет и мучительной проблемы выбора — что же лучше, IT или спорт? Это очень разные сферы, хотя точки соприкосновения все же есть. Так, я пришла из командного вида спорта и поэтому прекрасно работаю в команде, я командный игрок.
Нет, мне не хочется взять в руки мяч. Спорт давно перестал приносить удовольствие, а IT приносит. К тому же для меня здесь есть простор для развития. Даже если надоест быть разработчиком, я смогу податься в бизнес-анализ, менеджмент. Есть множество вариантов для смены рода деятельности без ухода из IT.
Нельзя сказать, что я стала разработчиком ради денег.
Ради денег приходить в эту сферу точно не стоит. Если не нравится, очень быстро выгоришь. В том же волейболе может быть разный доход: в белорусских клубах — одна планка, за границей — совсем другая. Не думаю, что в IT я скоро смогу зарабатывать столько, сколько могла бы зарабатывать за границей в волейболе. На том же уровне, какой у меня был, просто посещая тренировки два раза в день, я бы получала больше. Но удовольствия бы мне это не приносило.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by