Кольца, часы, чипы. Аналитики рассказали, как мы будем оплачивать товары в будущем

 
4738
125
19 ноября 2019 в 19:50
Источник: Татьяна Ошуркевич

Это был разговор о неизбежном: вот придет искусственный интеллект и заберет у людей власть. По крайней мере, так казалось в инновационном пространстве Mastercard. Во время пресс-тура журналистам рассказали о новых платежных технологиях, которые скоро (наверное) должны прийти в Беларусь, и объяснили, почему биометрия — это наше будущее, даже если оно немного пугает. А еще пояснили, почему 77 % белорусов не могут окончательно отказаться от бумажных денег в век безналичных расчетов.

Как платят белорусы?

В этом году Mastercard впервые провела в Беларуси исследование MasterIndex. Если коротко, это делается, чтобы узнать, как в разных странах распространяются безналичные платежи. Аналитики говорят, наш регион в принципе уникален: люди адаптируются к технологиям очень быстро. Но с нами все не так просто.

Согласно статистике, Беларусь — в числе стран-лидеров по росту бесконтактных платежей в Европе: свыше 50% платежных операций приходятся на безнал. По данным исследования MasterIndex, более 70% белорусов заинтересованы в оплате смарт-устройствами, свыше 30% населения интересуются биометрическим подтверждением платежа. Больше всего пользователей банковских карт в Минской, Витебской и Гродненской областях — почти 100%. В Брестской области — 96%, в Гомельской — 94%, в Могилевской — 83%. Практически у всего населения карты зарплатные, таких 94%. Кредитные карты есть у 19% населения.

В опросе белорусы отмечали, что используют безналичный расчет из-за наличия скидок и бонусов, а еще из-за кешбэка. Только 2% используют карту исключительно для снятия наличных в банкомате. Ни разу не пробовали платить картами около 12% пользователей. У многих все еще остаются опасения, что за безналичную операцию могут снять комиссию и что такие расходы труднее контролировать. 18% опрошенных готовы перейти к безналичным расчетам навсегда, 77% еще не могут окончательно отказаться от бумажных денег. На это влияет тот факт, что многим белорусам тяжело избавиться от привычки платить не по безналу.

Около трети белорусов хотели бы платить картами еще и в общественном транспорте. Чаще всего в Беларуси с карты на карту средства переводят родственникам, друзьям (70%) или между собственными счетами (42%). К тому же большинство переводов с карты на карту оформляется через специальное приложение для смартфона (69%).

По словам представителей Mastercard, сейчас в системе безналичных платежей есть несколько трендов, которые влияют на будущее.

Итак, какие тренды существуют?

Первое — это использование стандарта 5G, который позволяет значительно увеличить скорость общения между устройствами. Что более важно — устройства смогут «разговаривать» друг с другом без участия человека.

Второе — это развитие искусственного интеллекта. Такие алгоритмы нужны для безопасных платежей: машина анализирует, что происходит, и предупреждает банки и клиентов, если обнаруживает необычные действия с картой, которых ее владелец раньше не совершал.

Еще одно направление, обещающее стать успешным, — это применение биометрии в платежах. На ней останавливаются подробнее.

Окей, какой безнал нас ждет в будущем и где его будут использовать?

В инновационном пространстве журналистам показывают технологии, которые, кажется, подтверждают опасения параноиков: искусственный интеллект скоро будет нами руководить. Речь идет не о вшитых в руку маленьких чипах — их рисковые экспериментаторы уже активно используют.

Разговор идет о биометрии: она применяется в платежной индустрии для подтверждения личности держателя карты. Чтобы не запоминать десятки паролей, можно выбрать другую идентификацию: например, отпечаток пальца или распознавание лица. Применяться может еще ритм сердца или рисунок сетчатки глаза. Какую роль это играет для платежей?

Например, когда человек покупает что-то в интернете, у него просят ввести код. Эту операцию собираются сделать проще. Все должно выглядеть так: после того как человек нажмет кнопку «совершить платеж», ему нужно подтвердить действие отпечатком пальца или сделать селфи. Раньше при этом нужно было подмигнуть, а сейчас система просто распознает лицо в пространстве. Алгоритмы узнают особенности владельца и заканчивают операцию. Все это направлено в том числе и на то, чтобы случаев мошенничества стало меньше. Есть надежда, что это поможет в социальной инженерии, когда мошенники представляются сотрудниками банка, сообщают людям о какой-то проблеме и выманивают данные по телефону.

Что нас ждет еще? Эксперты говорят, многие модели в инновационном пространстве работают на технологии токенизации. То есть номер карты в таких транзакциях не применяется, а платеж можно будет совершать хоть одеждой. Работать это будет следующим образом: берется оригинальный номер карты и выпускается токен, который привязывается к конкретному устройству. Та же система работает и с украшениями. Человек может купить брелок, кольцо или использовать для оплаты ключ от машины. Требуется только разместить внутри чип для платежей и антенну, которая будет передавать сигнал. Если с керамическими изделиями проблем не возникает (сигнал через них проходит легко), то с металлом все немного сложнее, и по всему его радиусу приходится делать «насечки». По сути, все это является той же пластиковой картой, только на пальце или запястье. Выглядит это вот так, а называется по-современному — «цифровые продукты».

К последним относятся карточные продукты со множеством функций, когда к чипу, кроме платежного функционала, подключают дополнительные сервисы. Пример: в некоторых местах требуется определение личности болельщика. Эту процедуру можно упростить, просто привязав билет к цифровой карте. Остается пройти к турникету и провести рядом рукой. Та же система работает с обычными транспортными расчетами.

Понятно, направлены эти разработки на выгоду банков. Аналитики говорят, есть закономерная связь между ростом количества оплаченных поездок в транспорте и ростом общей безналичной оплаты. Смысл в том, что, если человек достает карту или гаджет в метро, он точно заплатит этим же устройством, зайдя в магазин. Кстати, в последних тоже могут появиться личные «помощники». Чтобы у покупателя было меньше времени на подумать, на зеркало примерочной выводятся параметры вещи: цвет, размер, цена и рекомендации. Выглядывать и звать продавца не нужно — можно просто тапнуть на экран. Вся информация будет передана на кассу, а покупатель оплачивает товар в одно действие, поднеся гаджет к зеркалу.

Такая технология уже используется в США, но в России и Беларуси это пока не заинтересовывает продавцов. Статистика говорит, магазины, где эта технология уже применяется, дают следующие данные: время в примерочной сокращается, в количество товаров в корзине увеличивается.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Источник: Татьяна Ошуркевич