10 446
12 ноября 2019 в 8:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: Александр Ружечка, из архива героя

Очень мимимишный Чужой. Беларусь впервые попала на престижный конкурс дизайнеров

Автор: Константин Сидорович. Фото: Александр Ружечка, из архива героя

Ольга живет в скромной квартире близ модного ПВТ, хотя никакого отношения к IT-составляющей страны не имеет. Многие модные минчанки знают девушку как дизайнера верхней одежды с характерными «сырными» узорами. Но пару лет назад Ольге попались на глаза фотографии с престижного мирового конкурса авангардной моды World of WearableArt, который ежегодно проходит в Новой Зеландии. Считайте, так целая Беларусь в лице одной хрупкой девушки начала готовиться к покорению очень далеких модных подмостков. Отправились к дизайнеру в гости, чтобы узнать, как можно завоевать симпатии маститых гуру моды с помощью самого мимимишного на свете Чужого.

На пути к инопланетной фауне

С самого детства Ольга не сомневалась, что ее жизнь будет связана с шитьем. В школе отучилась почти на отлично, но в технологический университет не прошла. Родители, как и многие люди родом из СССР, отчаянно настаивали на пединституте или медицинском, но дочь категорически отказалась от этих направлений. Хотя в будущем все же ненадолго связала свою жизнь с педагогической работой.

Ольга отучилась в швейном училище, потом в колледже и наконец поступила в университет.

— Даже не знаю, откуда у меня такая любовь к шитью. Может, в школе на уроках труда понравилось. Может, от мамы, которая часто рукодельничала. А может, от бабушки, у которой я отдыхала в детстве. Бабушка сама шила себе платья, и я, возможно, засыпала под мерное стрекотание швейной машинки. 

Забавно, что в училище меня не хотели брать из-за сильной близорукости. Тогда вместе с сестрой пошла к директору, который, увидев аттестат с почти всеми десятками, сразу разрешил учиться.

После университета, как и тысячи выпускников, Ольга столкнулась с распределением. Девушку направили преподавателем в столичный колледж. Помимо «Технологии изготовления текстильных материалов» преподавала предпринимательскую деятельность и основы стандартизации. В итоге отработала два года, сбежала, вышла замуж и приблизилась к мечте.

— Изначально я хотела стать дизайнером индивидуального пошива. И в конце концов пришла к своей мечте. Мне нравиться шить на фигуру конкретного человека и с учетом его взглядов на мир. Поэтому не нравится массовый пошив, который не учитывает индивидуальные особенности.

Не нужны цеха, команда, швеи, конструкторы, я все обожаю делать своими руками. Нравится придумывать образы, делать что-нибудь интересное и необычное. Это не совсем бизнес, скорее творчество. Много на таком не заработаешь, зато моя работа приносит колоссальное удовольствие не только мне.

$2000 за посылку в Новую Зеландию

Сначала Ольга участвовала в белорусских и российских конкурсах моды, позднее стала присматриваться к более далеким. Сама искала, сама связывалась с организаторами. Как-то к конкурсу художников в Люксембурге создала удивительную почти трехмерную овечку. А пару лет назад наткнулась на World of WearableArt.

Здесь важно то, что World of WearableArt — не про повседневную, а про авангардную моду. Все эти странные костюмы на странных людях, которые вы неоднократно видели в интернете и которые вызывали у вас улыбку, с вероятностью 99% показывали на World of WearableArt. Здесь дизайнеры могут выражать отношение к каким-либо проблемам, удивлять сложностью костюма или просто развлекаться, давая фантазии полную свободу. Искусство в чистом виде, которое никак не связано с практичной стороной одежды. Поэтому вопрос «Как это вообще носить?» не актуален, потому что цель в данном случае другая — показать себя, удивить других, запомниться всем.

Ольга занималась как раз индивидуальным пошивом одежды, которую можно и нужно носить ежедневно. Лишь иногда для конкурсов создавала что-то более смелое. Но здесь — нечто совсем другое. Поэтому сначала о World of WearableArt попробовала забыть. Но целый год мысли о конкурсе не выходили из головы. Чем-то он все же зацепил.

— Прошел год, и я, как говорится, созрела. World of WearableArt, пожалуй, самый масштабный и известный в мире конкурс авангардной моды. Сюда попадает все самое интересное и необычное, что не будешь носить. Это выражение внутреннего мира, и конкурс — способ его продемонстрировать. А фантазия у меня ведь бурная! Я могу говорить о том, что хотела бы сотворить в дизайне, сколь угодно много, но если ничего не покажу, то это так и останется фантазией на словах. Поэтому твердо решила — в 2019 году сделаю все, чтобы попасть на World of WearableArt.

Первый этап отборочного тура прошел в марте — надо было подать заявку и прикрепить к ней фотографию костюма. Жюри по снимкам отбирает финалистов. Если твоя работа подходит, высылаешь костюм в Новую Зеландию. Там организаторы мероприятия примеряют наряды на моделей и оценивают все вживую. Смотрят, не упадет ли модель, не поранится ли (порой фантазии авторов улетают чересчур далеко и высоко), как работа впишется в шоу. Всего было подано около 400 заявок из 43 стран. Ольга вошла в число финалистов из 22 стран.

— Забавно, что мой костюм у организаторов World of WearableArt вызвал ассоциации с мышкой. Вообще, концепцию для костюма я взяла из милого стишка «В каждой дырке — целый мир, в каждом мире — вкусный сыр, в каждом сыре — восемь дыр». Но при этом я предполагала создать что-то космическое, про мышей даже не задумывалась.

В общем, вышел такой «сырный» костюм из неопрена, с некоторых ракурсов похожий на детскую версию Чужого. Особенно попотеть пришлось над необычной шляпкой-шлемом. С головными уборами Ольга раньше никогда не работала, поэтому самостоятельно придумывала, как распределить объем и посадить все это на голову.

Теперь представьте, что это почти 10-килограммовое чудо надо каким-то образом переправить в Новую Зеландию, желательно при этом не разорившись. Непросто даже было найти подходящих размеров коробку. Фирмы, в которые обращалась Ольга, говорили, что изготовление упаковки под такой костюм будет стоить слишком дорого. Впрочем, в конце концов нашли более-менее подходящий и относительно недорогой вариант.

— Следующая проблема — как это переслать? Стоимость отправки в Новую Зеландию через транспортную компанию составила бы около $2000. Ну, думаю, все, поучаствовала в конкурсе. Не поверите, но спасла «Белпочта». Ее услуги стоили почти в десять раз дешевле — около 500 рублей.

Итак, костюм отправлен и одобрен. После репетиций Ольге сообщили, что ее работа будет представлена на World of WearableArt в числе 122 финалистов. Теперь надо было определиться, ехать ли самой. Новозеландцы понимают, что добраться до них не так-то просто, да и визу получать долго. Девушка очень долго решалась. Смущало плохое знание английского языка, длительные и дорогие перелеты…

Очень странная мода

И все же Ольга решилась. Такое бывает раз в жизни, как же не поехать. На решение повлияло многое. Например, знакомство с новозеландским хореографом Татьяной Копытко и ее мужем Ником Уотсоном во время их путешествия по Беларуси. Супруг Ольги тоже одобрил поездку и сам намеревался отправиться в путешествие со второй половинкой. Правда, потом практически на эти же даты у него выпала важная командировка.

— Я сначала подумала — ну все, значит не судьба. И тут приходит письмо от почетного консула Республики Беларусь в Новой Зеландии Стюарта Прайора и его жены Ольги. Они от организаторов конкурса узнали, что я, белоруска, прошла в финал. Предложили свою помощь и почти уговорили ехать. А вскоре оказалось, что в те же даты в Новую Зеландию едет Дмитрий Лукашанец — белорусский ученый, участник антарктической экспедиции. Так у меня появилась компания, и я окончательно решилась!

И Ольга впервые в своей жизни оказалась в Новой Зеландии, где она единственная представляла Беларусь на World of WearableArt.

— Получилось, что я попала на конкурс, в котором участвуют люди, закончившие Гарвард, создающие коллекции для известнейших домов моды, заработавшие себе мировое имя. И тут я, скромная белоруска. О Беларуси в Новой Зеландии практически не знают и сначала даже не указали нас на карте стран-участниц на сайте World of WearableArt (впрочем, та же история приключилась и с Нидерландами). Пришлось попросить, чтобы Беларусь все-таки отметили.

Впечатления от конкурса — полный восторг. Забитый под завязку многотысячный зал приветствовали мэр Веллингтона и основатели конкурса. На трех сценах показывали удивительные костюмы, которые сложно не только воплотить в реальности, но даже вообразить.

В этом году победила работа индонезийца и его команды из пяти человек. Они создали костюм из бумаги с очень тонким и невероятно сложным узором. А еще был костюм, сделанный из велосипедных шин, причем об этом невозможно догадаться, если не знать. Некоторые работы вообще создавались непонятно как — например, из полиэтилена.

Ольга не заняла призового места, но даже не думает расстраиваться. Ее костюм, к слову, оставили в музее конкурса, куда забирают только работы победителей и особенно понравившиеся образцы.

— В Новой Зеландии очень доброжелательные люди, которые всегда стараются помогать. А для меня это особенно важно с моим почти нулевым английским. Вот о его незнании только и жалею — ко мне подходили люди, пытались общаться, говорить о моем костюме, а я в ответ ничего и сказать-то толком не могу. И все же пусть было нелегко, но эти встречи также оставили очень приятные воспоминания.

Что будет дальше, Ольга пока не знает. Сегодня она дома, ведет личные странички в соцсетях, шьет одежду на заказ, ищет интересные ткани, мастерски набивает красивые контуры на пальто. Гордится, что не только сама участвовала в World of WearableArt, но и представила там свою страну.

— Есть идеи и на следующий год. Правда, для их реализации нужна техника, с которой я еще не работала. Фантазия-то бурная, но она ограничивается средствами исполнения. Так что будет или нет для меня World of WearableArt в 2020 году, еще не решила. Но мечтаю.

электромеханическая, вертикальный качающийся челнок, полуавтоматическое выполнение петли, швейные операции: имитация оверлочной строчки/потайная строчка/трикотажная строчка/декоративная строчка
компьютерная, горизонтальный ротационный челнок, автоматическое выполнение петли, швейные операции: имитация оверлочной строчки/потайная строчка/трикотажная строчка/декоративная строчка
компьютерная, автоматическое выполнение петли, швейные операции: имитация оверлочной строчки/потайная строчка/трикотажная строчка/декоративная строчка

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by