32 891
07 ноября 2019 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Александр Ружечка, Максим Тарналицкий
Спецпроект

«Смотрю мультики в 30 лет и доволен». Поговорили с белорусскими анимешниками

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Александр Ружечка, Максим Тарналицкий
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Еще лет 15 назад увлечение японской анимацией было уделом немногих. Чтобы достать диковинные мультфильмы, нужно было постараться: скоростного интернета в стране было днем с огнем не сыскать, а потому пиратские развалы ларьков и домашние сети были единственным путем поиска нового контента. В этом деле еще могли помочь люди, которые увлекались аниме так же, как и ты. Им всегда можно было отдать болванку на прожиг под новый крутой тайтл. Пообщались с белорусскими анимешниками и продолжаем рассказ о людях и их увлечениях в партнерстве с KITKAT.

Достоевский от мира аниме

Иван помнит, что первым аниме-сериалом, который он увидел, был «Изгнанник» (Last Exile). В России мультфильм был лицензирован, транслировался по кабельным телеканалам, но до Беларуси добрался скорее как пиратская копия. В середине нулевых найти в продаже лицензионную японскую анимацию было практически невозможно. Во многом потому, что не было толком сформированного рынка и запроса от потенциальных зрителей. Аниме было скорее уделом немногих энтузиастов, которые перезаписывали диски с тайтлами, делились ими в домашних и студенческих сетях через программы наподобие FlylinkDC++.

— В то время лицензий и не было. Это была середина нулевых, я еще учился в школе и получил диск с этим аниме от одноклассницы.

Лет 10—15 назад скоростной интернет был не так распространен. И чтобы начать смотреть аниме, полюбить его, надо было приложить определенные усилия, считает Иван.

— Люди объединялись, помогали друг другу. Мы записывали болванки у друзей, обменивались ими, передавали знакомым. Одному было сложно этим увлекаться, приходилось искать единомышленников.

За «Изгнанником» последовали полнометражки Хаяо Миядзаки, классические уже сериалы «Триган», «Ковбой Бибоп», «Тетрадь смерти».

— Последний даже смотрела моя мама. Она у меня учительница русского языка и литературы, и я презентовал ей «Тетрадку смерти» как анимационное «Преступление и наказание» Достоевского. Ей понравилось.

Именно «Тетрадь смерти» стала для многих (наравне с анимацией Миядзаки) первым аниме, после которого началось увлечение японской анимацией. Сериал можно не бояться рекомендовать знакомым из-за его напряженного сюжета и взрослых тем.

— У некоторых анимешников есть такая позиция, что Миядзаки — это в принципе не аниме, потому что его можно показывать всем, — смеется Иван.

Наш собеседник говорит, что аниме-тематике он глубоко не отдавался. Смотрел также и западные сериалы, и «Симпсонов», и «Футураму». В нашей стране сложно отыскать человека, который полностью посвятил бы себя восточной анимации. Все-таки живем мы в контексте западной цивилизации, и ее влияние на нас куда сильнее. А потому просвещенным отаку в наших краях выживать нелегко.

Отаку в Японии называют чем-то увлеченных людей. В контексте нашей действительности это аниме-затворники, которые фанатеют по героям сериалов, в больших количествах скупают мерч и бóльшую часть своей жизни проводят за просмотром аниме и чтением манги.

— Аниме вызывало интерес своими нетривиальными и захватывающими сюжетами, которые значительно отличались от того, к чему мы привыкли в анимации советской или западной.

Как фигурки стали бизнесом

Лет семь назад подруга Ивана всерьез увлеклась коллекционированием фигурок аниме-персонажей. Сперва заказывала через Россию, потом научилась заказывать напрямую из Японии.

— Как и со всеми вещами в современном мире, с фигурками была проблема: есть японский оригинал, а есть китайская копия. Дешевле, но качество совсем другое.

В Беларуси подобные качественные фигурки достать нигде было нельзя. И если ты уезжал куда-то в другую страну, то нужно было обязательно отыскать там специализированный магазин и купить фигурку своего любимого персонажа.

Идея сделать свой магазин с мерчем из японской анимации рождалась постепенно. Иван учился в БНТУ по специальности «коммерческая деятельность на транспорте». После окончания вуза парень устроился на МТЗ в отдел продаж, который специализировался на торговле с дальним зарубежьем. В частности, с африканскими странами. Наш собеседник много туда летал, вел переписку с местными покупателями.

— Я обратил внимание, что часто африканцы писали в Беларусь и предлагали стать представителями МТЗ в своей стране, чтобы продавать наши трактора там.

Посмотрел на все это и подумал: я ведь тоже могу так делать, только с аниме. И вот уже почти пять лет работаю на себя.

Павильон с аниме-товарами «Оками» находится в ТЦ «Купаловский» под площадью Октябрьской. Казалось бы, об этом торговом объекте уже и забыть успели, но нашу беседу то и дело прерывают посетители. Девушки, парни и, само собой, школьники. Иван рассказывает, что в последние годы он наблюдает рост интереса к аниме-тематике. После окончания школьных занятий к нему часто приходят подростки. Правда, чаще посмотреть, чем что-то купить. Все-таки это увлечение не из дешевых.

— Такой возрастной диапазон стал для меня неожиданностью. Когда мы всем этим увлекались, то это была крайне узкая прослойка людей, которая в основном общалась в интернете. Был белорусский форум «Кампай», был пиратский белорусский трекер.

Если помнишь, в нашем детстве издавался сверхпопулярный журнал «Каламбур». Он дожил до нашего времени и сегодня практически полностью посвящен аниме. Сохранение издания связано, наверно, с тем, что журнал сумел переквалифицироваться и адаптироваться.

Ивану в этом году исполнилось 30 лет. Говорит, что в онгоинге (аниме-сериал, который продолжает выходить) вместе с женой продолжает смотреть «Ван-Пис», который идет по японскому ТВ уже два десятка лет, насчитывает 20 сезонов и больше 900 серий. Это своеобразная традиция, которую еще можно будет передать внукам.

— А так, конечно, смотрю гораздо меньше аниме, чем раньше. Мне нравятся старые сериалы 90-х годов, но по работе, к сожалению, они мне не нужны — молодое поколение увлеченных аниме их не знает. Потому слежу за новинками, чтобы быть в курсе того, что интересно аудитории.

Отношение к анимешникам, как и к любой другой субкультуре, всегда было с долей непонимания. Люди опасаются того, чего не понимают или не пытаются понять. Приходилось ли Ивану когда-нибудь оправдываться за то, что он смотрит аниме?

— Никогда не оправдывался, но с пренебрежением сталкивался. Конечно, не в серьезном ключе, до драк не доходило. Люди старшего поколения, когда заходят в магазин, не понимают: пожилой мужчина жаловался на развратные фигурки, женщина почувствовала негативную энергетику.

Сейчас в 30 лет смотрю мультики и, наоборот, доволен. Это такой возраст, когда все можно и еще все хочется.

«Кампай» и ларьки на ВДНХ

Саше было лет 13, когда она пришла на первую для себя сходку форума «Кампай». Вспоминает это время с теплотой. Рассказывает, что раньше анимешники собирались у главного входа на железнодорожный вокзал, но со временем их стали оттуда прогонять: слишком много человек приходило потусить.

— Просто собирались, обсуждали аниме, общались, играли в «Ноги» и другие нетравмоопасные игры. Была еще сходка в парке Горького, на площадке за колесом обозрения.

Воспоминания от этих встреч очень хорошие. Чувствовала себя как дома — всех знаешь, без смущения общаешься.

Саша отмечает, что знакомство с аниме многие начали с «Покемонов». Этот сериал смотрели в конце 90-х и начале нулевых. Но не все отдавали себе отчет в том, что это и есть аниме. Девушка хорошо запомнила, что ее знакомство с аниме началось с сериалов, которые можно назвать ужастиками, — «Хеллсинг», «Эльфийская песнь», «Портрет малышки Козетты».

Это был период, когда люди еще обменивались дисками с аниме, флешками с сериалами. Не у всех еще был широкополосный доступ в интернет, а потому взаимовыручка была в моде.

— Точно так же обменивались печатной мангой. Лет 10 назад в старом здании ВДНХ, которое уже, к сожалению, снесли, были книжные магазинчики. И пару человек там продавали мангу, аниме, какие-то плакаты. Можно было просто прийти туда и пообщаться с продавцами.

Саша вспоминает, что мангу порой было читать интереснее, чем смотреть аниме. Во многом потому, что манга является первоисточником для сериалов. А сериалы рисуют долго, выходят они на протяжении нескольких лет, а окончания их можно и вовсе не дождаться.

— Того же продолжения «Наруто» пришлось бы ждать долго, поэтому я переключилась на мангу. Быстро прочитала до самого конца и осталась очень довольна.

Что круче: аниме или манга? Вопрос сложный, вызывающий обширные дискуссии в сообществе анимешников. У Саши есть знакомые, которые целенаправленно читают и коллекционируют томики манги, экранизации не воспринимают.

— Точно такие же дискуссии бывают между теми, кто предпочитает смотреть аниме с субтитрами и оригинальной аудиодорожкой, и теми, кто предпочитает слушать переводы различного уровня профессионализма.

Косплей и аниме

Косплеем по аниме-персонажам девушка увлеклась благодаря аниме «Торадора!». Сашу часто сравнивали с одной из героинь, которая отличалась низким ростом, но была такой же активной, как она. Девушка заказала парик из Москвы и с подругой устроила импровизированный фотосет. Потом поступило предложение поучаствовать в Хигане со знакомыми, которые увлекались косплеем.

Фото: Екатерина Лодянова

Затем последовал перерыв, и относительно недавно Саша снова вспомнила об этом увлечении. Она уже зарабатывает на жизнь самостоятельно и может позволить себе такое хобби. В какую сумму это хобби обходится косплеерам? Все очень индивидуально и зависит от материалов, из которых изготавливается костюм. Цифры могут быть совершенно разными: от пары сотен рублей и хоть до бесконечности.

Изготовление может занять от месяца до нескольких лет. Все зависит от того, насколько сложный и детальный персонаж, какого уровня крафта он требует. Тысячи долларов на свои костюмы Саша не тратила, но бабушка все равно не довольна ее хобби. Хотя родители поддерживают, а папа даже помогал что-то мастерить.

— В какой-то степени косплей дает возможность раскрыться и развиться в непривычных областях. Допустим, не посещая курсы швеи, можно научиться шить, красить. Эти навыки могут понадобиться и в будущем, за пределами хобби.

Саша отмечает, что отношение к косплею в последние годы заметно поменялось. Косых и кривых взглядов даже со стороны взрослых стало меньше.

— Это особенно заметно, когда возвращаешься с фестиваля: уставшая, запрыгиваешь в общественный транспорт прямо в костюме.

В некоторой степени аниме и косплей позволили девушке избавиться от замкнутости, пойти на контакт с людьми, найти друзей и завести интересные знакомства.

— Благодаря аниме и косплею я стала более открытой. Когда вживаешься в персонажа, ты спокойно и без страха общаешься с людьми.


KITKAT запускает в Беларуси новинки: розовый Ruby и Green Tea Matcha со вкусом зеленого чая. История шоколада началась с ацтеков, молочный шоколад изобрели 200 лет назад, белый представили в 1936-м, а розовый и со вкусом чая матча без искусственных красителей создали только сейчас. Вслед за Японией, Кореей и Европой белорусские поклонники хрустящего батончика также могут оценить новинки: KITKAT Ruby и японский хит KITKAT Green Tea Matcha. Есть перерыв, есть KITKAT.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «МедиаВэст», УНП 101541947.
полочная, 2 колонки, фронтальная, 2-полосная, Bluetooth

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by