Эта почти айтишная история приключилась с Мирой (имя мы изменили) — девушкой, которая, просидев годы за компьютером, попробовала кардинально изменить вид деятельности. И выбор оказался весьма нетривиальным и потому неожиданным. Перед разговором собеседница попросила не показывать ее лицо, хотя прекрасно понимала: знакомые и друзья и так поймут, кто это — с таким-то выразительным цветом волос.
Мы встретились на теперь уже бывшем месте работы Миры. Когда речь об интервью только зашла, девушка как раз устраивалась туда. Зачем, почему — она и рассказала во время нашего рандеву. Не по-осеннему яркое и теплое солнце дополнительно подсвечивало образ нашей собеседницы, добавляя позитива ее и так оптимистичному взгляду на жизнь.
— Когда я училась в школе, брат был программистом. Уходя, он выключал компьютер и прятал кабели, как бы говоря: «Ты не будешь играть, хватит сидеть тут сиднем». А мне-то скучно, хочется что-то делать. Находила кабели, все подключала, игралась… Позже мне было интересно смотреть, как брат работает за компьютером. Он учил меня каким-то моментам, я потом пыталась что-то делать сама.
Учась в школе, Мира сохранила увлечение, постепенно набила руку.
— Были просьбы из разряда «установи „винду“», программы какие-то и так далее. Кому-то собирала компьютеры, решала «железные» проблемы. Подрабатывала таким образом.
Когда закончила школу, то не захотела идти получать «вышку». Зачем терять время на непонятно что — я не знала наверняка, чем хочу заниматься. Тратить пять лет, чтобы потом все забыть и идти на другую работу?
В это время начались поиски работы уровня помощника системного администратора.
— Почти устроилась, однако увидела вакансию в мастерскую по ремонту компьютеров и ноутбуков. Рядом с домом, удобно.
— Там я работала обычным администратором, познакомилась со своим будущим мужем. Фирма занималась ремонтом всякой техники-электроники, он же специализировался именно на компьютерах и ноутбуках. Также интересовался машинами, а это и моя тема. (Смеется.)
Снова я смотрела, как что работает, как что менять. Проработала в этой компании около года, потом начальство стало отходить от дел, нам приходилось заниматься все большим объемом работ.
Дальше было почти по классической схеме: ребятам надоело работать «на дядю», и они решили открыть собственный сервис. Благо опыта хватало. Продали машины, купили хорошее оборудование.
— Из Китая, но хорошее, заводское. Собрались с силами, сняли маленький офис, сделали ремонт, все поставили, докупили нужное. Рекламу поначалу не давали, работало сарафанное радио и прошлые контакты.
Я непосредственным ремонтом не занималась, делала чистку. Разобрала, почистила, собрала. Ну и минимальная настройка и установка ПО. В какой-то момент я ушла в декрет: к беременности относилась щепетильно и не хотела лишний раз нервничать. А на работе приходилось разбираться и с конфликтными клиентами. Оставила мужа одного. (Смеется.)
— Дома начала заниматься сайтами. А когда отправила ребенка в сад, то вернулась в офис к мужу. Здесь занималась административными делами, но от разработки сайтов не отказалась.
«Поначалу было стыдно»
В какой-то момент мне стало как-то скучно: отвела ребенка в сад, отработала в офисе. Спина разваливается, глаза болят… Я человек активный, и мне хотелось движения. Начала покрываться плесенью, в том числе на эмоциональном уровне. Ничего не хотелось делать, даже в кино не тянуло. Стала сереньким человеком, который живет постоянной рутиной.
Когда Мира в очередной раз сидела за компьютером, прихватило спину.
— Боль жуткая! Думала — все. Врачи сказали, что нужно движение, спорт. Когда? Как выкроить время? Тогда и решила найти подходящую работу.
Опыта работы фитнес-тренером у девушки нет, а становиться уборщицей не хотелось. «Это был не вопрос статуса. Просто не мое», — говорит она.
— На этой мойке я мыла машину, место для меня приятное, ребята позитивные. Когда видела, как моют машину, самой хотелось попробовать. Случайно наткнулась потом на их объявление о поиске работников. Подумала: как они девочку возьмут? Я же небольшого роста, у меня и сил не так уж много. Но все-таки попробовала.
Признается, что толком и «керхер» держать не умела, научили на месте.
— В первый раз постоянно улетала с этим «керхером», потом приноровилась — за полдня приспособилась. Каждая машина для меня была как маленький проект: приезжает грязная — чистим, моем — становится чистой. Пока моешь, кому-то хочется поговорить. Со мной такое было постоянно. (Смеется.) Спрашивали чаще, не тяжело ли.
Спину отпустило через пару дней (три месяца зарядки ни к чему не привели, приходилось пить обезболивающие). Но вечером было тяжело — если присела, то подняться уже не могла. Руки-ноги отваливались…
Говорит, на мойку приезжали знакомые, поначалу было стыдно.
— «Ты что, на автомойке работаешь?!» Потом меня отпустило. Тем более что с год назад у меня изменилось отношение к жизни, и я стала относиться ко всему проще. Я перестала зависеть от мнения сторонних людей. Тогда и решила покраситься в яркий цвет, хотя раньше была то беленькой, то черненькой. Почему бы и нет? Никому не мешаю, а себе — классно. Пусть обсуждают, если кому-то это интересно.
Так и с работой на мойке: почему, если мне нравится мыть машину и работать в мужском коллективе, я буду от этого отказываться? Болтать о юбочках и косметике? Не интересно. Мне больше нравится про тачки болтать.
Пока поток был небольшим, Мира справлялась. В какой-то день машины пошли одна за другой.
— Я не успевала выйти попить, поесть или в туалет сходить. Просто не было времени. Можно было отпроситься, но я не привыкла: есть работа — значит, ее нужно доделать, а потом все остальное. В последний день моей работы здесь я поняла: не выдержу.
Девушка объясняет почему, и вопрос не только в физическом состоянии: «Стало не хватать общения с родными. Хоть и был график два через два, но выходные совпадали не всегда. Начала скучать по мужу и ребенку. Но был и плюс — организм вошел в тонус, перестала ходить как зомби».
Мира рассказывает про семейное увлечение — у нее с мужем в какой-то момент было пару Mazda RX-8. Одну из них взяли с заведомо «убитым» двигателем, а затем своими силами поставили туда мотор K20, добавили «коней» турбиной. Примерно такая же судьба ждала вторую машину. На нее ушло куда меньше времени: сказался 9-месячный опыт работы над «первенцем» — схемы, чертежи, работа… Девушка продолжает с упоением рассказывать о хобби. Беседа захватывает.
Сейчас Мира снова делает сайты: «Днями не сижу, очень все дозировано, чтобы сохранить здоровье. На автомойку прихожу просто поболтать, посмотреть. И сама мою машину. Думаю о том, чтобы вернуться в этот „движ“, хоть он и забирает море сил».
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by