ВАЛЛ-И подрос. В Беларуси хотят выпускать роботов-пожарных и спасателей

11 368
13 октября 2019 в 10:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий

ВАЛЛ-И подрос. В Беларуси хотят выпускать роботов-пожарных и спасателей

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий

Компания CITIC HIC пришла в Беларусь и планирует развернуть здесь производство. Если в двух словах, это что-то вроде китайской версии Boston Dynamics: CITIC HIC разрабатывает больших роботов, которые нужны в опасных ситуациях, например на пожарах. «СИТАМ Интэллиджэнс Эквипмэнт» (CITAM IE) планирует начать их выпуск в Беларуси и нацелилась продавать за год около пятидесяти роботов. Вместе с Министерством по чрезвычайным ситуациям компания устроила эффектную презентацию новинок.

По способу контроля за движением RXR-MC80JD не отличается от радиоуправляемых машинок, разве что кнопок на пульте больше, а поднимет его только ребенок, съевший ну очень много каши. В плане классификации эту гусеничную махину называют «пожарным роботом-разведчиком для пожаротушения». Его главная задача — исключить риск для людей при тушении огня, примерно как саперы отправляют робота на проверку подозрительных сумок, а сами стоят вдалеке. Укомплектовать RXR-MC80JD можно чем угодно, лишь бы заказчик вписался в бюджет: один экземпляр стоит в среднем $100—150 тыс.

Аккумулятора хватает примерно на десять часов работы, так что прямо во время пожара батарейки не сядут. Отсюда и вес почти в полтонны — под мышку не возьмешь. У робота два разъема под рукава, что обеспечивает подачу струи на уровне обычных пожарных машин — говорят, потери мощности нет. Более того, робот может обойтись и без цистерны МЧС: «интерфейс» подходит для прямого подключения к гидрантам.

Робот может работать при температуре до 350 градусов Цельсия. Конечно, при пожаре бывает и намного горячее, но, если тушить снаружи, запаса прочности должно хватать. Гусеницы, к примеру, сделаны из специальной огнеупорной резины, а внутри есть металлический каркас. Робот даже умеет охлаждать сам себя: периодически он разбрызгивает с башенки воду на корпус.

От человека при использовании RXR-MC80JD нужно не много: подключить шланги, подать воду и стоять с пультом не дальше километра от самого робота. В компании с роботом-пожарным был RXR-C6BD — это уже просто «робот-разведчик». Кроме обычной камеры, у него есть инфракрасная, тепловизор и анализатор газов. Оснащение помогает находить людей как при пожарах, так и при катаклизмах (землетрясениях, сходах лавин и так далее).

Менеджер по продажам CITAM IE Ли Хэян рассказал о планах компании по развитию белорусского представительства.

— Насколько широко в Китае или других странах используются такие роботы?

— Наибольшее распространение они получили на территории Китая, также мы продаем роботов в Австралию, Канаду, Саудовскую Аравию и Индию.

— И сюда прибавляется Беларусь. Почему именно наша страна?

— Через Беларусь проходит очень важный экономический путь («Один пояс — один путь»). Площадка «Великого камня» — одна из таких точек, здесь китайским предприятиям удобно обосновываться и разворачивать производство. Также, став резидентом парка, мы получили налоговые льготы, что облегчает нашу деятельность.

— Пожарному нужно дополнительное обучение или дали пульт — и он сразу может тушить огонь с помощью робота?

— Да, наши технические специалисты будут проводить обучение. Также в Беларуси, кроме производства, мы наладим послепродажное техническое обслуживание.

— Есть технические ограничения по использованию роботов на пожарах?

— Если рассматривать эту модель робота, то он может работать при температуре до 350 градусов. При воздействии радиации он потеряет сигнал. Водная струя достигает 80—100 метров в высоту, поэтому если нужно тушить более высотные здания, то робот не подойдет. Но у нас есть робот с высотой струи 130—150 метров.

— Какие объемы производства вы планируете?

— Пятьдесят роботов-пожарных в год. Это наша самая популярная модель. Из них около двадцати планируем реализовать в Беларуси, еще столько же уйдет в Россию, а десять — в другие страны.


Пока что в белорусских пожарных частях таких штуковин нет, а на вопросы о вероятности появления сотрудники CITAM IE отвечают многозначительным «Ведутся переговоры, интерес есть». Подобные роботы нужны в редких случаях — использовать их при тушении мусорных баков во дворах просто нецелесообразно. А вот на больших производствах, в аэропортах и военных частях, где и есть постоянные пожарные расчеты, роботы могут быть очень полезны: там уж если бабахнет резервуар с топливом или склад боеприпасов, то пожарные подвергаются огромному риску.

автомодель, багги, масштаб: 1:16, электрический двигатель, 2.4 ГГц, 2WD, 20 км/ч, дальность: 50–60 м, NiCd, 500 мА·ч
Нет в наличии
автомодель, краулер, масштаб: 1:18, электрический двигатель, 2.4 ГГц, 4WD, 10 км/ч, дальность: 70–100 м, NiCd, 700 мА·ч

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!