UPD
423
10 октября 2019 в 8:00
Автор: Константин Сидорович

Исчезнувший магазин, пакеты с песком и прошивка Xiaomi. Истории трех покупателей

Каждый день в редакцию Onliner обращаются покупатели, которые получили не совсем то, что ожидали. Порой очень сложно разобраться, кто, где и в чем виноват. Сегодня собрали три типичные, но совершенно разные истории. У Кирилла перестал ездить новенький электросамокат, а магазин исчез. Олег заказал крутую магнитолу, а получил пакеты с песком. У Ярослава сломался купленный накануне ноутбук Xiaomi, а чинить его отказываются. Что делать в таких ситуациях? Разбираемся вместе с юристом.

Купил электросамокат, тот сломался, а магазин вроде бы исчез (но это не точно)

Представьте, что вы приходите в магазин, например, за сыром. Возвращаетесь домой, разворачиваете покупку и видите, что сыр оказался с плесенью, причем совсем не благородной. Хватаете злосчастный порченый продукт и бежите обратно в универмаг. А его нет. Вернее, есть, но с другой вывеской. И сыр обратно не принимают. Сложно такое представить? Но ситуация вполне реальная, если заменить сыр, к примеру, на самокат. Теперь как минимум двое читателей Onliner не знают, что им делать с испорченной игрушкой ценой более 1000 рублей.

Кирилл решил испытать на себе чудо техники в виде электросамоката в самый разгар сезона — в июле. Говорит, нашел магазин IQ trend, который предлагал модель Zaxboard Avatar чуть дешевле, чем остальные.

взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, рекуперация, материал платформы: алюминий, вес 12 кг
взрослый/подростковый, до 40 км/ч, мощность 500 Вт, запас хода 45 км, аккумулятор 18.2 А·ч, вес 22 кг

— Смутило сначала, что не было инструкции по эксплуатации, а на руле были царапины от тормозных ручек. Также не было одного зажимного болта, чтобы зафиксировать тормозную ручку. Но так как хотелось уже побыстрее покататься, я решил, что это для меня незначительно, ведь есть гарантия на три года.

Первая поездка запомнилась восторгом. Но, по словам Кирилла, уже через неделю пробег самоката на одном заряде сократился с 24 км до 3—5 км. Парень обратился в сервисный центр, откуда его отправили обратно в магазин. Там устройство вроде бы направили чинить в Москву. В конце июля самокат вернулся к Кириллу, но спустя неделю ситуация повторилась — пробег на одном заряде неуклонно снижался до совсем уж неприличных показателей.

Так Zaxboard снова отправился куда-то в Москву на диагностику и ремонт, а покупатель тем временем решил не дожидаться возвращения любимца, а вернуть за него деньги. В ответ Кириллу сообщили, что IQ trend находится в стадии ликвидации. Парню предложили забрать свой самокат, иначе магазин не будет нести за него ответственность.

Стоит отметить, что IQ trend за последние несколько месяцев действительно претерпевает какие-то изменения. Юрлицо сменилось с «Лайн Сторе» на «Люкс Сторе». При этом первое было зарегистрировано чуть больше года назад, а второе — весной 2019-го. Сам IQ trend вроде как трансформировался в «техносити.бел», но все еще дышит. На сайтах двух магазинов указан одинаковый адрес (Короля, 88), а при попытке перейти в браузере на «техносити.бел» до недавнего времени открывался все тот же IQ trend. А может, это гироскутер5.бел, который расположен все по тому же адресу на Короля, 88, и числится за «Люкс Сторе»?

Впрочем, юридическая акробатика не удивляет Кирилла так, как в целом ситуация, в которую он попал:

— Я обращался в милицию, общество защиты прав потребителей, пойду в исполком и т. д. Но никто не может помочь. Таких, как я, полно, и они мирятся с практически такой же ситуацией. Почему таким людям все сходит с рук? Они могут закрыть ООО «Лайн Сторе», открыть ООО «Люкс Сторе» и заявить о банкротстве, при этом делать рекламу и дальше наживаться на простом народе.

Ах да, IQ trend по-прежнему называет себя активно растущим и веселым коллективом. И даже ищет менеджера по продажам на зарплату от 800 рублей.

В похожую ситуацию попал читатель Onliner по имени Платон. Он также купил у тогда еще IQ trend самокат. Не Zaxboard Avatar, но тоже существенно дороже тысячи рублей. Вскоре после покупки начались проблемы — самокат, по словам парня, стал выключаться с периодичностью примерно раз в пять минут. Опять же устройство отправили куда-то в Москву, а потом заявили, что ремонт будет платным из-за внешних дефектов аккумулятора. Стоимость — больше 500 рублей.

Правда, в отличие от Кирилла, Платон забрал электросамокат в том же виде, в каком отдавал. Рассчитывает починить своими силами.

Владелец магазина: претензии покупателей необоснованны

В интернете владелец бизнеса пышет успешностью. Там как раз все эти милые фотографии ребят в костюмах на фоне гор, макбука и/или BMW с обязательными атрибутами вроде пальца вверх (типа «класс!») после курса у очередного бизнес-коуча. Еще летом в соцсетях рассказывал о своей компании с оборотом в миллион долларов (в месяц? в год? в столетие?), учил других строить «бизнес в электротранспорте», активно искал продавцов самокатов уровня не ниже «волка с Уолл-стрит» и советовал впрок закупаться розами в колбе к Новому году и 8 Марта.

В настоящее время бизнесмен отдыхает на Кипре. Говорит, перерос работу в стиле «купил — продал», поэтому продал (а не ликвидировал!) свое успешное дело и теперь будет закупать в Китае наушники, которые потом продаст в Минске. Кажется, готов заняться бизнес-коучингом.

Тем не менее нам удалось связаться с парнем. Он заверил, что «Техносити» — не его магазин, IQ trend от своих обязательств не уклоняется, а юрлицо изменили ради смены системы налогообложения.

— Хочу пояснить, что от гарантийных обязательств не отказываемся. Хочу пояснить, что магазин «Техносити» никаким образом не относится к нашему магазину. Это другое юрлицо, руководитель и магазин совсем другой, с другими телефонными номерами! 

У нас сменилось юрлицо, но по гарантии мы никому не отказываем, полноценно несем ответственность за проданный нами товар. 

С покупателями всеми лично общались, каждый случай индивидуальный. Конкретно данные покупатели хотят вернуть денежные средства за приобретенные товар, но мы не можем этого сделать в связи с законодательством Республики Беларусь, по которому мы работаем. Ремонт выполнен качественно и в срок! Исходя из всего этого, претензии покупателей являются необоснованными. 

Дополнено. Владелец «Техносити» жалеет, что купил сайт IQ trend

С редакцией Onliner связался владелец магазина «Техносити». По словам мужчины, он поверил молодому бизнесмену из IQ trend и неделю назад купил у того сайт магазина по продаже электросамокатов. Вадим жалеет, что решил связаться с IQ trend и его хозяином. Мужчина подчеркнул, что «Техносити» не имеет никакого отношения к IQ trend, не собирается использовать этот бренд и соответствующий сайт.

Вадим добавил, что сегодня IQ trend активно освобождает площади на Короля, 88. Пригнали машину, в которую грузят товар, снимают вывески. При этом «Техносити» остается и, как заверил наш собеседник, несет ответственность перед своими клиентами.

Юрист: если магазин обанкротился, вернуть деньги должен поставщик или изготовитель самокатов

Ситуацию прокомментировала юрист Татьяна Ревинская. Итак, к кому же обратиться, если вы купили некачественный товар в магазине, который обанкротился во время действия гарантии на товар?

— Есть несколько вариантов.

В случае приобретения некачественного товара покупатель вправе обратиться к продавцу (изготовителю, поставщику), в ремонтную организацию, которую указал продавец (изготовитель, поставщик). По своему усмотрению покупатель может предъявить продавцу (изготовителю, поставщику) одно из следующих требований (п. 1—3 ст. 20 закона «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 №90-З (далее — закон о ЗПП)):

  • о замене товаром надлежащего качества;
  • о соразмерном уменьшении цены товара;
  • о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков;
  • о возмещении расходов по устранению недостатков товара;
  • о возврате уплаченной за товар денежной суммы, если принято решение вернуть товар.

При обращении в ремонтную организацию покупатель вправе потребовать исправить выявленные в товаре недостатки в период гарантийного срока.

Применительно к ситуации с нашими героями, учитывая, что продавец стал банкротом, покупатели вправе предъявить претензии относительно некачественного товара к изготовителю либо поставщику (представителю) и заявить одно из указанных выше требований.

Такое право потребителя регламентировано п. 6 ст. 20 закона о ЗПП, согласно которому «в случае экономической несостоятельности (банкротства) продавца (изготовителя), приостановления или прекращения его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе) либо месте нахождения или месте жительства изготовителя за пределами Республики Беларусь потребитель вправе предъявить требования поставщику, представителю».

Как правило, информация о поставщике или официальном представителе изготовителя указывается в гарантийном талоне. Если при предъявлении претензии изготовитель (поставщик) усомнился в наличии недостатков, он должен провести проверку качества товара (экспертизу) за свой счет с обязательным извещением покупателя и указанием, что покупатель вправе принять участие в проверке качества товара (п. 11 ст. 20 закона о ЗПП).

В случае когда изготовитель (поставщик) отказался проводить проверку качества и экспертизу, покупатель может самостоятельно обратиться в экспертное учреждение. При установлении наличия брака в товаре расходы на экспертизу изготовитель (поставщик) обязан будет возместить покупателю.

При отказе удовлетворить заявленное покупателем требование вопрос может быть разрешен в судебном порядке. Покупатель может обратиться либо в суд, либо в районную администрацию или общественное объединение потребителей, которые в свою очередь в его интересах обратятся в суд и будут защищать интересы покупателя.

Покупал магнитолу Pioneer с MP3, а получил китайскую погремушку и пакетики с песком

Есть у Pioneer такая классная магнитола — AVH-3100DVD. Стоит около 500 рублей. Но что, если бы вы увидели такую в пять раз дешевле? Почуяли бы неладное? Заподозрили бы обман? Или рискнули бы поверить в халяву? Олег рискнул и поверил. Нашел в интернете некий российский сайт, который предложил ему купить магнитолу по акции за 99 белорусских рублей.

1DIN, DVD-проигрыватель, USB, усилитель 4x50 Вт, экран 7" цветной сенсорный

— Неделя мучений, но овладела жажда халявы. Сделал заказ, из магазина перезвонили, предложили скидку при заказе двух штук. Заказал две штуки… Прислали какое-то китайское г..но, которое в базарный день рублей 20 стоит. А еще в коробках — пакетики с песком. Видимо, для веса. Набирать по телефонам, с которых звонят диспетчеры, бесполезно — звонок не проходит.

Обещают такое

В автомобиль покупку ставить страшно. Во-первых, сразу видно, что это не Pioneer AVH-3100DVD. Во-вторых, утверждает Олег, из всех возможностей послушать музыку обнаружился только порт USB.

О каком сайте речь? Это не так уж важно, потому что сегодня он shopelectronik, завтра — eb-sony.oninesales24.ru, послезавтра — pioneer-sph.fun, на выходных — Shopshopshop.bel и так далее. Ссылки меняются чуть ли не каждую неделю. В сети, впрочем, жалоб на подобный способ «развода» достаточно. Даже поверхностное гугление показывает, что корни всей истории следует искать в России.

Но как быть обманутому белорусу, который захотел порадовать свое авто новенькой магнитолой, а получил… Ну, получил новенькую магнитолу, но не ту, на которую рассчитывал. Или можно принять это как урок, который пришлось выучить, чтобы стать мудрее?

Юрист: нужно попытаться вернуть деньги, но, скорее всего, придется принять это как жизненный урок

— Многие белорусы предпочитают приобретать товары на зарубежных сайтах. В этом случае, безусловно, присутствует риск получения некачественного либо «не того» товара. Как правило, у каждого сервиса свои требования к возврату товара, информация о чем размещается на соответствующем сайте: покупатель открывает спор с продавцом, заполняет специальную форму обращения, указывает возникшую проблему и размер компенсации. После принятия администрацией сайта соответствующего решения продавец получает от покупателя товар и автоматически возвращает ему деньги.

Так происходит в идеале, но бывает и иначе — и в этом случае такая ситуация, к сожалению, будет жизненным уроком. Но, тем не менее, если купили некачественный либо «не тот» товар в зарубежном онлайн-магазине, нужно все равно попытаться вернуть свои деньги.

Купил ноутбук Xiaomi и перепрошил его до смерти

Ярослав посыпает голову пеплом. Мол, да, сам виноват: только купил новенький ноутбук Xiaomi Mi Notebook Pro 15,6″, как сразу же прошил новый BIOS. Причина важная — тем самым должна была решиться стоковая проблема с громким кулером. Проблема с кулером и правда решилась — он стал бесшумным. Но и ноутбук при этом перестал включаться.

15.6" 1920 x 1080 IPS, Intel Core i7 8550U 1800 МГц, 16 ГБ, SSD 512 ГБ, граф. адаптер: NVIDIA GeForce MX250 2 ГБ, Windows 10, цвет крышки темно-серый

— Бэкапа стокового BIOS я не сделал. Полностью признаю свою вину в случившемся, но проблемы с восстановлением BIOS, как мне кажется, быть не должно: всего-то нужен донор такой же модели. По идее в Беларуси поставщик Xiaomi обязан предоставлять этот софт ремонтным сервисам.

По словам Ярослава, он не пытался втюхать магазину или сервисному центру ноутбук по гарантии. Говорит, готов заплатить настоящие белорусские деньги за восстановление лэптопа.

— В минском сервисном центре в ремонте отказали, так как у них нет BIOS и нет донора, у которого можно взять нужный BIOS. В глобальной поддержке Xiaomi сказали обращаться к тому, у кого покупал ноутбук. В минском магазине ответили, что «сервисный центр должен запросить BIOS у поставщика». Получается замкнутый круг и неремонтопригодный на территории Беларуси девайс? Но это же прямое нарушение закона «О защите прав потребителей» (п. 2 ст. 14)! Соответствующая статья гласит, что если техника продается на территории Беларуси, она должна быть ремонтопригодна.

Ярослав интересуется, как ему быть в такой ситуации? Как вернуть ноутбук, с момента продажи которого прошло всего два дня? А может, потребовать от продавца возврата денег или обмена лэптопа на работоспособный?

Юрист: сервисный центр нарушает закон и обязан отремонтировать ноутбук

— Согласно п. 1 ст. 14 закона о ЗПП изготовитель или поставщик обязан обеспечить возможность использования товара по назначению в течение его срока службы.

Производитель должен обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара, выпуск и поставку запасных частей в торговые и ремонтные организации в течение срока производства товара, после снятия его с производства — в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока — в течение десяти лет со дня реализации потребителю товара (п. 2 ст. 14 закона о ЗПП).

В случае нарушения прав потребителей продавец, производитель несут ответственность в виде возмещения убытков в полном объеме сверх неустойки (п. 2 ст. 15 закона о ЗПП).

Наш герой вправе обратиться в авторизованный сервисный центр производителя, где ему должны произвести ремонт ноутбука, в данном случае — платноЕсли продавец, сервисный центр, производитель нарушают законодательство, потребитель может обратиться в Министерство торговли Республики Беларусь, исполнительный комитет, в общество защиты прав потребителей, а также в суд за защитой своих прав (глава 5 закона о ЗПП).

При предъявлении претензий о возмещении ущерба в судебном порядке к иностранному производителю потребитель может по своему усмотрению выбрать применимое право: белорусское либо иностранное, если нормы последнего позволяют заявить более выгодные требования, что предусмотрено ст. 1130 Гражданского кодекса Республики Беларусь, которой установлено, что к требованию о возмещении ущерба, возникшего у потребителя в связи с покупкой товара, по выбору потребителя применяется право страны, где:

1) находится место жительства потребителя;
2) находится место жительства или место нахождения производителя или лица, оказавшего услугу;
3) потребитель приобрел товар или ему была оказана услуга.

При этом потребителю следует знать, что есть вероятность возникновения проблемы, когда решение белорусского суда может быть не исполнено ввиду отсутствия соглашения о правовой помощи со страной, где учрежден производитель товара.

Дополнено. Владелец магазина IQ trend связался с недовольными покупателями самокатов и пообещал решить их вопросы, вернув деньги и/или отремонтировав устройства.

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Константин Сидорович