SkyWay, несмотря на предупреждения со стороны финансовых регуляторов многих стран, которые видят в проекте признаки финансовой пирамиды, продолжает привлекать заметное количество «инвесторов» — так здесь называют людей, вложивших деньги в создание «струнного транспорта». В субботу в Марьиной Горке прошел очередной «ЭкоФест», где побывал журналист Onliner.
Билет был приобретен заранее, так как чем ближе к мероприятию, тем выше цена — на месте, если желающий посетить его не позаботился о квитке, он обходился в $110. В «ЭкоТехноПарк» привозил «бесплатный» трансфер из Минска, так же можно было вернуться назад. Другой вариант — воспользоваться собственным транспортом.
На подъезде к «ЭкоТехноПарку» (это «испытательно-демонстрационный центр технологии SkyWay»), обочины оказались уставлены автомобилями, поодаль виднелись автобусы разных габаритов.
Народу собралось достаточно — тысяча-полторы, но точно подсчитать сложно. Кто-то прибывал целыми семьями с детьми разных возрастов. При проходе нужно было предъявить билет и содержимое сумки-рюкзака. Может, искали «контрабандный» алкоголь или еще что запрещенное. В любом случае ворота вдалеке от входа были открыты, охраны там замечено не было.
В этот раз можно было прокатиться на разных видах подвесной железной (или струнной, хотя в последнее время о «струнах» слышно реже) дороги Юницкого. Поэтому к нескольким остановочным пунктам выстраивались очереди из будущих пассажиров.
«Пассажирская» капсула, судя по всему, самая габаритная из всех моделей, передвигалась по массивному рельсу. Во время посадки-высадки из «дока» раздавались крики. Хотя скоростей, приближенных к 150 км/ч (это «стандарт» для городского транспорта Юницкого, для высокоскоростного — 500 км/ч, но нужно 10 километров на разгон и столько же на торможение), не наблюдалось — не быстрее городского автобуса-гармошки. К тому же он стучал колесами на стыках рельсов.
Однако билет у меня был на другой тип транспорта — «Юнибус U4-210», висящий почти над самой землей и потому, с моей точки зрения, наименее опасный (вопрос того, можно ли перевозить людей на таком виде транспорта, остается открытым). К такому выводу я пришел, понаблюдав за раскачивающимися на летнем ветру «струнными рельсами» и проседающей буквой V под весом «юнибусов» путевой структуре. Внутри нас было около десяти человек, чем-то все напоминало грузовой лифт с окнами.
«Ох, как трясет», — сказала женщина рядом после того, как машина тронулась (на видео из-за шума слышны не все слова). Скорость была примерно 20 км/ч или около того. Кабинку потряхивало из стороны в сторону, нутро едва заметно отзывалось на перепад высоты между опорами. Примерно такие же ощущения возникают при поездке на минском трамвае по путям с не слишком ровными рельсами. Или на незнакомом аттракционе.
Впрочем, в очередь то и дело пытались попасть те, кто уже откатал свое: «А можно еще раз?» Говорили, можно, но позже.
На дорожках «ЭкоТехноПарка» наблюдалось подобие броуновского движения: кто-то шел поглазеть на выставленные здесь экземпляры разных видов «юнибусов», «юнибайков», сфотографироваться рядом с Tesla Анатолия Юницкого и так далее. Другие искали место в теньке или за столиком. Скучающих и интересующихся было примерно поровну. Я отправился на периферию, где нашелся неказистый грузовой «юни-что-то-там».
Чуть ржавенький, немного кривой, но вполне веселой расцветки. Зато вокруг — красота и не слышно поскрипывающих колес действующих прототипов.
В полдень на сцену вышел Анатолий Юницкий, который в свойственной ему риторике озвучил прогнозы о будущем SkyWay. По большому счету ничего не изменилось: в планах много заказов, вот-вот случатся так называемые «адресные проекты», надо продолжать развивать технологию.
«Все инвесторы в технологию SkyWay являются собственниками офисной и производственной недвижимости суммарной площадью более чем 10 тыс. квадратных метров», — заявил Юницкий, до этого озвучивший размер уставного фонда — более $50 млн в деньгах.
Небольшой отрывок речи:
Далее он продолжил, перейдя к технической части: «На (неразборчиво) струнной эстакаде проведена модернизация дорожки качения под головку рельса ленточного типа, что на порядок повысило ровность пути. Именно неустранимые микронеровности проката стандартных стальных профилей создают сегодня основные проблемы с плавностью хода и шумом при движении наших транспортных средств».
Примерно в этом ключе велся дальнейший монолог с обещанием решить вопрос шума, внедрить системы машинного зрения и обкатать модели в «тропическом исполнении» для ОАЭ. Всего, по словам Юницкого, разработаны 11 моделей «инновационных рельсовых электромобилей». Свои разработки он сравнивает по сложности с самолетами, подчеркивая, что по инновационности автомобиль Tesla значительно отстает.
Судя по всему, у проекта SkyWay действительно появился первый настоящий заказчик — правда, это сам Анатолий Юницкий.
«Есть поговорка: „Сапожник без сапог, портной без порток“. Но это не относится ко мне, автору и генеральному конструктору SkyWay (ранее Юницкий заявлял, что не имеет отношения к SkyWay. — Прим. Onliner). Поэтому первый заказ на коммерческий транспорт поступил в ЗАО „Струнные технологии“ от фермерского хозяйства Юницкого», — сказал генеральный конструктор SkyWay. Он также добавил, что это коммерческий заказ, за который он будет платить.
«Пять моделей транспортных средств, название которых начинается на „юни“, уже сертифицированы», — продолжил он, не уточнив, кем и для чего (сертификация, к слову, упоминалась регулярно). Со сцены бизнесмен рассказал и о «грузовом дроне», собранном на базе вертолета К-26: «Он уже летает самостоятельно». По словам Юницкого, дронов, работающих без пилота и диспетчера, в мире нет. За исключением, видимо, построенного на базе К-26. «А вот тот, кто понимает, в том числе военные, просто в шоке: „Как вы умудрились сделать это в такие сжатые сроки за такие малые деньги? Мы не смогли это сделать даже за 10 лет“».
Аплодисменты вызвали заявления о продаже проекта электромобиля для инвалидов («Деньги, что мы вложили в него, с процентами нам вернутся») и о штате «Струнных технологий» — больше тысячи сотрудников. Правда, Юницкий не упоминает название компании, поэтому речь может идти о разных юрлицах.
Монолог был ориентирован на «инвесторов и группу компаний SkyWay», о чем упомянул академик РАЕН. Пришедшим он также пояснил, почему «юнибусы» не продаются (хотя пять типов из них якобы сертифицированы). «На самом деле мы не можем продавать „юнибусы“ — они сами по себе никому не нужны», — озадачил собравшихся Юницкий. Потом привел в пример Генри Форда, «которому было проще — он делал только автомобили и не занимался асфальтом, мостами». SkyWay (или ЗАО «Струнные технологии», не до конца ясно) «создает целую отрасль».
Некоторый интерес вернул комментарий Юницкого касательно реферальных выплат инвестиционных фондов. «Как я уже сказал, к этим выплатам я не имею никакого отношения. Но я могу ответить на этот вопрос другим вопросом: сколько средств тратят мировые лидеры на рекламу? Уверен, еще больше, чем инвестиционные фонды тратят на реферальные выплаты для этих же целей», — далее он продолжает аналогию, но ее смысл уловить не вышло.
Но постепенно зрители начали разбредаться, тут и там разновозрастные стримеры и влогеры показывали красоты вокруг — действительно, яблоневый сад и газон удались. «Да, я сейчас на „Скамвей“… Да, „Скам-вей“», — повторяет по слогам женщина в возрасте, беседуя с кем-то по телефону. Может, показалось?
«ЭкоФест» мало отличается от любого из фестивалей, которые время от времени проводят в Беларуси. Те же точки со вкусностями, какие-то активности для детей и взрослых, проморолики и аттракционы.
Если вернуться в реальность, то все не так гладко. И речь даже не о гудящих струнах. Больше года компания продвигает проект в ОАЭ, где «вот-вот» все заработает. Но это не точно, как можно понять из примеров с анонсированными ранее «адресными проектами».
Финансовые регуляторы ряда стран, в том числе Бельгии, Литвы, Эстонии, Италии, Германии, Новой Зеландии и некоторых других, предупредили своих граждан об опасности, идущей от организаций со словом SkyWay в названии и связанных со «струнным транспортом». Претензии практически всегда одни: они ведут сбор инвестиций, не имея на то разрешения, и могут являться мошенниками.
Это не мешает некоторым белорусским изданиям информировать о деятельности SkyWay. «Беларусь сегодня», например, недавно опубликовала материал, в котором рассказывает об «уникальном и инновационном проекте», а также о возможности прокатиться на «струнном транспорте». А сайт Минского областного исполнительного комитета рассказывает о посещении «ЭкоТехноПарка» Стивеном Сигалом. «Гости ознакомились с несколькими образцами подвижного состава, прокатились на юникаре, высоко оценив комфорт, ходовые характеристики транспорта SkyWay», — пишет ресурс.
В Индии примерно в это же время публикуют предупреждение о способах ведения бизнеса SkyWay Group, информируя о финансовых рисках.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by