Страшные истории про маленькое красное платье. Двойная рецензия на фильмы ужасов

13 673
12 августа 2019 в 10:44
Источник: Егор Ермоченок

Страшные истории про маленькое красное платье. Двойная рецензия на фильмы ужасов

Источник: Егор Ермоченок

Пока внимание общественности приковано к фильмам вроде нового «Форсажа» или тарантиновскому «Однажды в... Голливуде», на больших экранах сравнительно тихо появились два ужастика. Один — «Страшные истории для рассказа в темноте» Андре Овредала, второй — «Маленькое красное платье» Питера Стрикленда. И сегодня мы расскажем, стоит ли отвлекаться на хорроры в период летних блокбастеров.

Содержание

«Страшные истории для рассказа в темноте»: привет из детства

«Страшные истории...» пиарили в основном благодаря имени Гильермо дель Торо. Он в фильме выполнял только продюсерские функции, уступив режиссерское кресло Андре Овредалу, который известен по «Охотникам на троллей» и «Демону внутри». Правда, влияние Гильермо дель Торо на картину все же ощущается: монстры тут пугают своей причудливой внешностью, а сам фильм пропитан его любимой сказочной атмосферой, хоть и гораздо более мрачной, чем обычно.

На дворе 1968 год. Америка шлет «добровольцев» во Вьетнам, а Ричард Никсон готовится стать президентом США. В ночь на Хэллоуин группа подростков решает отправиться в старый дом, который пользуется в их городке дурной славой. По старой легенде призрак, обитающий в доме, любит рассказывать своим жертвам страшные истории, которые становятся для слушателей последними. И как это обычно и случается в фильмах ужасов, главные герои как раз и напрашиваются на парочку таких историй, тем самым открыв небольшой ящик Пандоры с кровожадными монстрами внутри.

И если вам кажется, что вы это уже где-то слышали, то так оно и есть. Местная сюжетная завязка не старается быть оригинальной, как и сюжет в целом. Но смотреть «Страшные истории…» стоит не ради сюжета. У фильма есть как минимум две сильные стороны, которые выделяют его на фоне других картин со сходным содержанием.

Первый однозначный плюс картины — местные монстры. Каждого героя тут преследует свой кошмар, и фильм про детей очень быстро становится совсем не детским. От страшного пугала Гарольда, которое заняло все постеры к фильму, до пугающей своей улыбкой Бледной Леди — каждое существо предлагает зрителю разные формы страха. Кто-то гонится, выкрикивая угрозы, другой медленно, но неумолимо приближается к выбранной жертве. И хотя с «детским» рейтингом не стоит ожидать кровавой бани, местами «Страшные истории» если не пугают, то уж точно заставляют слегка поежиться. С технической стороны все хорошо: большинство монстров сделано по старинке, с применением грима и практических эффектов.

А вторая отличительная черта «Страшных историй…» — местная атмосфера. Режиссер предлагает зрителю поностальгировать не о ванильных шестидесятых, не о Никсоне и эпохе войны во Вьетнаме, а о детстве. И такая ностальгия работает гораздо лучше, чем отсылки к прошлому, которые кидают тебе прямо в лицо. Ведь каждый из нас когда-то в детстве слушал или рассказывал разные детские страшилки. И совершенно не важно, был ли в них Гремящий Человек или более родной для наших просторов Гробик на Колесиках. Ведь суть не меняется. Это наивные, местами до смешного гротескные истории, которые тем не менее заставляли нас в детстве опасаться, что под кроватью спрятались целые стаи ужасных монстров. И «Страшные истории для рассказа в темноте» как раз и предлагают окунуться в мир, где эти невинные страшилки вдруг оживают и представляют реальную опасность.

В итоге «Страшные истории для рассказа в темноте» получился до боли знакомым ужастиком, как по форме, так и по содержанию, что, как ни странно, только играет ему на руку. Фильм был тепло принят критиками и зрителями. А с учетом того, что книжного первоисточника хватит еще как минимум на две части, в будущем нас обязательно ожидает сиквел и куча новых страшных историй, чтобы смотреть по вечерам.

«Маленькое красное платье»: хоррор не по фасону

Если «Страшные истории…» тут же навевают некоторые аналогии с другими фильмами ужасов, то «Маленькое красное платье» слабо похоже на популярные образцы жанра. Можно вспомнить оригинальную «Суспирию» Дарио Ардженто, да и то только благодаря стилистике картины. А еще Дэвида Линча, но сейчас все странные фантасмагорические картины сравнивают с работами этого режиссера, так что такой пример не в счет. В остальном «Маленькое красное платье» — фильм очень самобытный и во многом оригинальный.

«Платье», как и «Страшные истории», не отличается особо закрученной завязкой. Вот женщина Шейла, одинокая, разменявшая шестой десяток работница банка, которая просто хочет быть счастливой. Вот странный магазин одежды с не менее странными работниками, которые вместе напоминают графа Дракулу и шабаш готического вида ведьм. А вот и то самое вынесенное в название фильма платье, которое заманчиво скрывается в глубинах магазина и, по традициям жанра, не несет своему владельцу ничего хорошего.

Но не дайте «Маленькому красному платью» себя обмануть. Фильм, который сперва притворяется хоррором про очередную прóклятую вещь, после нескольких попыток напугать зрителя окончательно перестает притворяться фильмом ужасов хотя бы в современном понимании этого жанра. «Платье» вдруг превращается то ли в эпатажный творческий эксперимент, то ли в социальный комментарий насчет британского общества. И именно тут начинаются проблемы. Причем не у фильма, а у зрителя.

Как минимум до середины ленты мозг отчаянно пытается ухватиться за подсказки и символы, которые режиссер активно раскидывает по всему хронометражу. Но как только тебе начинает казаться, что ты видишь общую картину, все на экране вдруг становится с ног на голову, и ты снова сидишь в прострации. Потому что в фильме, кроме знакомой хоррор-движухи, вдруг появляется почти комедийный дуэт британских клерков, мантры в виде описания работы стиральных машин и эротические взаимодействия с манекенами. И все это очень красиво, но понятнее ничего не становится.

В восприятии «Маленького красного платья» придется сначала пересилить себя, чтобы не назвать фильм мусором. А потом сделать это еще раз, чтобы не навесить на него ярлык «шедевр» просто за непонятную красоту и предполагаемую глубину. Правда, как обычно, где-то посередине. Питер Стрикленд снял ленту, которая свой посыл пытается не очень умело завернуть в оболочку из хоррора. Так что те, кто идет на фильм только ради мистики, рискуют оказаться разочарованными. Для всех остальных «Маленькое красное платье» готово предложить два часа неспешного погружения в причудливую метафору на общество потребления. Но будьте готовы, что погружение это не будет особо легким.

Android, экран 6.26" IPS (720x1520), UniSoC SC9863A, ОЗУ 3 ГБ, флэш-память 64 ГБ, карты памяти, камера 13 Мп, аккумулятор 3100 мАч, 2 SIM
Android, экран 6.26" IPS (720x1520), UniSoC SC9863A, ОЗУ 3 ГБ, флэш-память 64 ГБ, карты памяти, камера 13 Мп, аккумулятор 3100 мАч, 2 SIM

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в «Дзене»

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by