Настали выходные, а значит, время рассказать историю появления очередной пары знаменитых фотографий. Сегодня покажем два лица. Одно марсианское, а другое — обычное земное. Первое на десятки лет всполошило умы и сердца искателей пришельцев, а второе стало символом умиротворения и опосредованно спасло тысячи жизней.
В середине лета 1976 года искатели пришельцев внезапно получили мощный стимул для дальнейших поисков. Да не откуда-нибудь, а от NASA, точнее — от американского исследовательского аппарата «Викинг-1». Правда, на протяжении нескольких лет все было тихо, пока кое-кто не решил покопаться в архиве.
25 июля орбитальная часть «Викинга» пролетала над поверхностью Марса и буднично сопровождала свою деятельность условным «щелк!». Аппарат снимал ландшафт, который бы мог стать наиболее удобным для посадки спускаемого модуля «Викинга-2» — второго исследовательского аппарата.
Дело было в районе Кидонии. Так называют область в северной части Марса. Здесь расположено много гор так называемого столового типа, то есть с плоским верхом и крутыми склонами. Ученые не исключают, что местный ландшафт окончательно оформился под воздействием воды миллиарды лет назад.
Всего «Викинг-1» передал около двух десятков фотографий местности. Большинство из них были слишком плохого качества и ушли в урну. Но пять снимков остались, среди них — кадр, на котором запечатлено огромное каменное лицо примерно трех километров в длину и полутора в ширину. Существует версия, согласно которой ученые NASA специально решили заострить внимание СМИ именно на этой фотографии, чтобы медиа подогрели интерес общественности к Марсу в частности и изучению космоса в целом. Немаловажная задача, учитывая, что этот фактор можно использовать как дополнительный аргумент при обсуждении бюджета космического ведомства.
С первого раза не очень получилось. Нет, на лицо, конечно, обратили внимание, но никакого взрывного интереса общественности к теме не возникло. Он почему-то появился спустя четыре года, когда программисты одной из лабораторий NASA Винсент ДиПьетро и Грегори Моленаар, копаясь в архивах агентства, наткнулись на снимки марсианского «лица». Парни были настолько поражены, что немедленно пропустили кадр через специальное программное обеспечение, улучшающее качество фотографий. Так изначально весьма размытое «лицо» получило больше деталей в виде отдельных прядей волос, глазных яблок и даже намеков на зубы.
Отказ NASA фотографировать «лицо» был воспринят так, будто ученые пытаются скрыть главную тайну века. Невероятно, но под давлением общественности ведомство изменило программу исследований MGS и отправило зонд в Кидонию. Весной 1998 года аппарат пролетел над этим регионом и сделал кадры, разрешение которых было в десять раз выше, чем у снимков «Викинга». Сотни тысяч (если не миллионы) людей замерли в ожидании…
Разумеется, никакого лица на фотографиях не оказалось. Там красовалась вполне обычная для Марса гора без носа, рта и прочих антропоморфных атрибутов. Адептов, впрочем, это не убедило. Посыпались обвинения, что снимки были искажены зимними марсианскими облаками. Что ж, спустя пару лет «лицо» сфотографировали при максимально благоприятной «погоде» — опять ничего.
Сила «лица на Марсе» такова, что до сих пор прожженные скептики отрицают все новые исследования и цепляются за то мутное изображение, которое породило в людях большую веру в то, что они не одиноки. И все же в данном случае мы имеем дело скорее с примером грандиозной мистификации, чем с сокрытием страшной тайны.
Здесь история детективная, с трупом и мистикой. Вы видите фотографию гипсового слепка, сделанного с лица мертвой девушки. Впрочем, это не точно.
Говорят, ее труп выловили в Париже из Сены где-то в самом конце XIX века. В те времена неопознанных утопленников было много и их выставляли в морге, рассчитывая, что кто-нибудь из посетителей опознает родственника. Девушку никто не признал. Считается, что дежурный патологоанатом был настолько очарован лицом утопленницы с намеком на загадочную улыбку, что попросил помощника сделать гипсовый слепок ее лица.
Вскоре маска «Незнакомки из Сены» стала продаваться по всему Парижу, а спустя пару лет изображение девушки можно было встретить даже в лачугах бедняков. Все благодаря неизвестному человеку, который сфотографировал один из слепков и стал недорого продавать снимки.
Лицо утопленницы, как спустя десятки лет «лицо на Марсе», стало частью культурного кода того времени. Началось все с низкопробных романов, а на пике популярности о «Незнакомке из Сены» слагали стихи известнейшие поэты, ее образ использовался на выставках, художники писали поразительной красоты портреты, а Альбер Камю сравнивал ее улыбку с улыбкой Моны Лизы.
В 1920—30-е годы изображение мертвой девушки можно было увидеть практически в каждом доме во Франции и Германии. Самые модные немки тренировали выражение лица, чтобы стать максимально похожими на «Незнакомку из Сены». Это был настоящий женский идеал того времени, каким, например, в 1950-е годы считалась Брижит Бардо.
Почему слепок какой-то девушки стал таким популярным? Скорее всего, во многом это вопросы к некоему коллективному бессознательному. Когда у людей спрашивали об этом, они указывали на необычайно умиротворенное выражение лица, один взгляд на которое внушал окружающим ощущение счастья и покоя.
К тому же свою роль сыграл ореол таинственности. Кто эта девушка? Как ее звали? Почему она так безмятежна? Зачем она решила покончить с собой (эта версия была основной, потому что следов насилия вроде как не обнаружили)? Чему она улыбается?
В отличие от «лица на Марсе» ни одного вразумительного ответа ни на один из вопросов так и не появилось. «Незнакомка из Сены» — настоящая загадка, которую никто не разгадал и вряд ли когда-то разгадает. Нет точной информации даже по поводу даты смерти девушки. Есть версии, что дело было то ли в 1860-е, то ли в 1870-е, то ли все же в самом-самом конце XIX века. Более того, опытные патологоанатомы утверждают, что такое выражение лица не может быть присуще трупу. Поэтому, скорее всего, слепок был сделан с молодой натурщицы, а потом под ореолом таинственной легенды распространен во французском обществе.
Как бы то ни было, но во второй половине XX века порядком подзабытая после войны «Незнакомка из Сены» снова стала популярной.
В 1955 году в Норвегии владелец фабрики игрушек Осмунд Лаердал спас тонувшего сына, сделав ему искусственное дыхание. После этого вместе с парой врачей он создал манекен, известный во всем мире под названием Resusci Anne. Это кукла с женским торсом и лицом, которая вот уже больше 60 лет используется для обучения приемам сердечно-легочной реанимации.
По словам Осмунда, работая над манекеном, он хотел придать ему естественные черты. Норвежец решил, что женский образ будет менее неприятен при обучении. В качестве же лица он использовал образ, который запомнил по фотографии на стене старенького дома бабушки и дедушки. То была «Незнакомка из Сены».
С тех пор Resusci Anne выпускается на фабрике Лаердала. Со временем манекен подвергся множеству важных усовершенствований, но его «лицо» осталось прежним. Считается, что за 60 лет с помощью Resusci Anne делать искусственное дыхание и массаж сердца научились около полумиллиарда человек. Таким образом «Незнакомка из Сены» стала еще и самой зацелованной в мире девушкой.
Скорее всего, мы никогда не узнаем правду о «Незнакомке из Сены». Но это не мешает ей пусть и опосредованно, но спасать тысячи жизней.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by