Белорусский оператор velcom | A1 идет на ребрендинг. Во многих салонах связи уже можно заметить отсутствие привычного логотипа и желто-черного цвета. К концу 2019 года ребрендинг будет полностью завершен и белорусский оператор станет полноправной частью международного семейства A1. Что из себя сегодня представляет эта группа компаний?
Мы уже писали, почему отказываются от бренда velcom. По этому поводу оператор организовал поездку в штаб-квартиру A1 Group в Австрии, где журналистам рассказали о финансовых успехах компании и ее стратегии на ближайшее будущее, которое тесно связано с 5G-сетями и интернетом вещей.
В первую очередь перед журналистами выступил финансовый директор A1 Group Зигфрид Мэйрховер. В этот холдинг входит velcom | A1. Зигфрид рассказал, что ценные бумаги самой A1 Group разделены между двумя крупными акционерами — America Movil (51%) и OBIB (28,42%). Остальные акции торгуются на местной финансовой бирже. Если OBIB является местной компанией, то America Movil — это лидирующий провайдер телекоммуникационных сервисов в Латинской Америке, который имеет свое представительство в 25 странах Америки и Европы.
Что касается цифр об A1 Group, то этот холдинг обслуживает 25 млн абонентов. В нем работает больше 18 000 сотрудников. Около 3000 из них — в Беларуси.
В группу входят телекоммуникационные компании в семи странах мира: Австрия, Беларусь, Болгария, Словения, Хорватия, Сербия, Северная Македония. В Беларуси сосредоточено самое большое число абонентов A1. После Австрии, конечно, где их насчитывается более 5,2 млн человек, если говорить о мобильной связи, и более 2 млн, если говорить о фиксированной связи. В Беларуси — больше 4,87 млн абонентов мобильной связи и более 405 тысяч пользователей фиксированной связи от velcom | A1.
Выручка группы компаний росла на всех рынках. При этом белорусский рынок продемонстрировал один из самых приятных показателей роста — плюс 6,7% в первой половине 2019 года (199 млн евро). Выше рост был только в Болгарии — плюс 8% (134 млн евро). И, естественно, домашний австрийский рынок в абсолютных цифрах остается безусловным лидером. Там выручка в первой половине года достигла 1,3 млрд евро.
A1 Austria генерирует больше 60% выручки группы компаний — 2,66 млрд евро из 4,47 евро в 2018 году. Тут работает значительная часть сотрудников группы: 8 тысяч из почти 19 тысяч.
Высокоскоростной интернет от A1 в Австрии доступен для 98% домашних хозяйств. Откуда такой процент? Так исторически сложилось, что компания эволюционировала из оператора фиксированной связи. И каждый год она продолжает инвестировать в развитие сети. При этом скорость передачи данных для пользователей достигает 300 Мбит/с, а кабельное ТВ доступно в высоком разрешении. Развертывание LTE-сети уже почти закончено, и в сельской местности абоненты могут пользоваться скоростями до 300 Мбит/с.
На фоне таких успехов компания хочет развиваться как поставщик медиаконтента для своих абонентов, хочет создать соответствующую экосистему, опираясь на свою абонентскую базу. И шаги в этом направлении уже делаются. Например, оператор является держателем видеоплатформы (доступна на ТВ и в мобильных устройствах), а также крупнейшей киберспортивной лиги Австрии, которая включает в себя такие дисциплины, как League of Legends, Clash Royale, rFactor 2 (рейсинг) и Super Smash Bros. Ultimate.
Свое будущее компания тесно связывает с технологией связи 5G. Эти скорости и емкость сети будут критично важными для бизнеса ближайшего будущего. В Австрии начинается подготовка к коммерческому запуску, который состоится в ближайшие пару лет. Продемонстрированы возможности 5G в Хорватии и Болгарии.
А что будет с внедрением 5G в Беларуси силами A1? Сперва последовал риторический вопрос: а почему 4G-связь в Беларуси не так совершенна, как хотелось бы? Ответ нужно искать в монополии. Если бы все три белорусских мобильных оператора работали в конкурентных условиях в сфере 4G, то они бы старались изо всех сил, чтобы сделать свою сеть совершеннее и превзойти соперника. Но есть как есть. Именно поэтому сценарий развития 5G-сетей в Беларуси полностью зависит от белорусских властей, считают австрийцы. И это только принесет инвестиции в страну, так как A1 Group готова и дальше вкладываться в экономику Беларуси.
Георг Лоффельман, ответственный за планирование и развитие мобильной сети в A1 Austria, рассказал о том, зачем в принципе нужна технология 5G. И также не упустил шанса подшутить над качеством белорусской 4G-сети: мол, для чего нам 5G-сеть, если и 4G не так уж плоха везде, за исключением Беларуси.
Георг отметил, что частотные спектры в Австрии распределяются на аукционах. Регулятор выпускает бюллетень, где перечислены спектры частот, которые свободны. И если более одного соискателя заявляется на частоту, проводится аукцион.
В Беларуси с этим сложнее. Но это реальная жизнь, так что давайте возвращаться к лирике. Каждое поколение мобильной связи задавало новый виток в эволюции потребления информационного контента. С 2G мы могли общаться текстом, с 3G — потреблять визуальную информацию посредством изображений, с 4G — получили мобильный доступ к видеоконтенту в хорошем качестве. 5G в 2020 году станет предвестником нового витка благодаря интернету вещей.
Уже под конец 2016 года к интернету было подключено больше устройств, чем людей. В 2020-м число устройств может перевалить за 20 млрд.
Покрытие мобильной связью позволяет дочерней компании A1 Digital (супертехнологичное подразделение A1 Group) реализовывать масштабные проекты в сфере интернета вещей. Пример? Вместе с австрийским железнодорожным перевозчиком компания установила GPS-датчики, которые дают возможность в режиме реального времени отслеживать движение составов по ветвистой железной дороге Австрии. Диспетчер получает не только данные о местонахождении, но и о скорости, состоянии вагонов (на основе датчиков движения), температуре, влажности. Это позволяет в автоматическом режиме рассчитывать время прибытия груза и возможные задержки в пути, оптимизировать работу составов.
В A1 очень активно работают со стартапами, продукты которых могут быть полезны клиентам компании в различных странах, где она представлена.
Культура стартапостроения развита и внутри компании, где сотрудники могут создавать группы, генерировать идеи и предлагать их в компании. Когда объявили о поиске стартапов в 2017 году, то получили 65 заявок, в которые были вовлечены около 2000 сотрудников компании. Из них кристаллизовались три проекта: один про блокчейн, другой в сфере ИТ-безопасности, третий про интеграции социальных профилей со CRM-системой. В 2018 году эксперимент был повторен. Компании прислали 46 заявок, из которых родились проекты в сфере киберспорта, интернета вещей и маркетинга.
С 2015 года в Вене работает стартап-кампус. С этого момента портфолио компании разрослось: больше двух десятков новых проектов. Пока белорусские стартаперы в этом празднике жизни не участвуют, но в компании надеются в ближайшее время это исправить.
Стартапам предоставляют офисы, бизнес-продукты и инфраструктуру, дают консультации и обеспечивают продвижение в медиа на протяжении трех лет. За это получают статус стратегического партнера.
Один из подобных стартапов направлен на цифровую трансформацию школ, цифровизацию учебных материалов и школьных книг. Другой разработал приложение ShoolFox, которое помогает учителям коммуницировать с родителями учеников. Приложение предполагает уведомления, менеджер календаря, шеринг документов и фотографий. Почему это нельзя сделать в Telegram или любом другом мессенджере? Во-первых, это не отвечает стандартам GDPR — европейского закона о защите персональных данных, а во-вторых, это неудобно. Еще один сервис Parkbob направлен на поиск мест в городе, где можно припарковать свою ласточку (за деньги или бесплатно).
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!