18 985
27 мая 2019 в 18:36
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Гейм-директор культовой Heroes of M&M 3: «Моя любимая игра всех времен — Civilization»

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

На этой неделе в Минск приехал Дэвид Мюллих. Имя может ни о чем не говорить, но вы наверняка проводили все свободное время за какой-нибудь из его игр: например, Heroes of Might & Magic 3 и Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Дэвид прилетел в Беларусь по приглашению департамента Wargaming Mobile к пятилетию World of Tanks Blitz. Продюсер и гейм-дизайнер выступит с лекцией для сотрудников компании, а перед этим нашел время пообщаться с журналистами.

Тренды игровой индустрии

— Сегодня увидел ваш пост в Facebook, где вы сравниваете Сингапур с Минском…

— О да! Оба города очень чистые.

— Может, еще что-нибудь схожее есть?

— Да: и там, и там много новых зданий соседствует со старой застройкой. Что мне нравится в Минске — это обилие зелени. Особенно в это время года. Но вообще, я сравнил Минск с Сингапуром именно из-за чистоты.

— Какие наиболее явные изменения в индустрии вы заметили за последние, скажем, пять лет? 

— Появляется много игр для виртуальной реальности. Сильные улучшения в плане повествования: к примеру, The Last of Us стала большим успехом в этом смысле. Появляется больше выдающихся разработчиков, но это происходило и раньше, не только в последние пять лет — скорее уже 15-20 лет.

— Игры в виртуальной реальности по большей части похожи на демоверсии, чем на проекты, за которыми хочется провести время после работы, вам не кажется?

— А так с любой новой технологией: какой-то контент хорош, какой-то нет. Я вот недавно играл в Beat Saber — реально крутая игра! Действительно отличный проект для виртуальной реальности. Но я согласен, что многие игры для VR не столь хороши.

— А как вам мобильная индустрия?

— Появились видные имена. Когда я рассказываю об играх, все слушатели спрашивают о мобильном рынке и том, как туда попасть.

— В Google Play или App Store тонны игр, которые просто высасывают ваши деньги. Вам не кажется, что игровая индустрия свернула куда-то не туда?

— Думаю, игровая индустрия пытается найти способ делать условно-бесплатные игры, которые также приносили бы и деньги. Идут эксперименты с системами монетизации: одни работают лучше, другие хуже. Некоторые игры вообще невозможно проходить без платежей — это просто плохой гейм-дизайн. И еще момент с Loot Crate [сервис с подпиской, который доставляет посылки с игровыми фигурками и мерчандайзом] — это своего рода азартное развлечение, и в него вовлечено много детей.

— Смогут ли выжить игры с традиционной бизнес-моделью? В которых заплатил один раз и получил полный контент.

— Думаю, да. Они и сейчас выходят, но здесь многое зависит от дальнейшей поддержки игры, уже после релиза. Речь скорее о сервисе, не продукте. Если пользователи ожидают новый контент, то за его разработку нужно платить отдельно. Здесь нужно смотреть на масштаб игры. Мне кажется, в дальнейшем будет широкий диапазон бизнес-моделей.

— Вы работали над Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Недавно анонсировали вторую часть, в то время как оригинал появился пятнадцать лет назад. Целое поколение игроков успело смениться. Они и удивиться могут: мол, что за Bloodlines 2, где первая часть? Что вы думаете о релизе сиквелов с такой задержкой?

— Так это же хорошо, что удивятся: да, кому-то будет все равно, а кто-то захочет узнать, какой была Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Я считаю, что это нормально — выпускать сиквел спустя много лет после релиза оригинала. Особенно если сможешь построить историю вокруг того, что сделало первую игру настолько успешной.

— Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 вы не занимаетесь, но наверняка же знаете об игре больше, чем публике рассказывают разработчики. Поделитесь секретами?

— Все верно, я никак не связан с игрой. И знаю о ней не больше обычных игроков.

О стриминговом будущем

— В следующем году Microsoft и Sony должны представить консоли нового поколения. Чего от них ждете?

— Интересно посмотреть, как будет работать стриминг игр. Мне кажется, это откроет потрясающие возможности. Очень любопытно, как решат проблему с лагом: если графика обрабатывается на удаленных серверах, как оно все получится? Но если к делу подключились Microsoft, они наверняка уделят этому огромное внимание.

— Google недавно анонсировала стриминговый сервис Stadia — он вообще не требует покупки «железа», подойдет любое из имеющихся: смартфон, умный телевизор, ноутбук. Время консолей уже проходит? 

— Смотря как оно все будет работать. Совершенно точно, что люди смотрят в эту сторону [стриминга]. Шаг в будущее или ничего не получится? Только время покажет.

— Знаю человека, который давно работает в игровой индустрии. По его словам, геймдев не отличается от других бизнесов: всех волнуют деньги, никакой романтики типа «мы делаем игры, потому что любим их». Это так?

— В индустрии хватает молодых и «голодных» людей, которыми движет креатив и страсть к играм. В крупных компаниях с этим немного посложнее. Да, здесь тоже есть люди, которые любят игры, но чем больше бюджет, тем выше риски и ответственность. Однако увлеченных людей предостаточно и в больших студиях.

Почему Heroes of M&M 3 настолько хороша

— Большинство игроков считает Heroes of Might & Magic 3 лучшей частью в серии. А вы?

— Думаю, да. Я ведь работал над ней (смеется).

— Почему за столько лет не удалось превзойти ее? 

— Знаете, Heroes of Might & Magic 2 была действительно потрясающей игрой — думаю, одной из лучших пошаговых стратегий вообще всех времен. И когда я приступал к третьей части, то переживал: как можно сделать ее еще лучше? У нас была потрясающая команда, все по-настоящему любили игры, и мы захотели просто развить все, что нам нравилось во второй игре. Но это действительно очень сложно — просто повторить успех.

Я знаю, что Ubisoft [Нынешний правообладатель франшизы Heroes of M&M] сильно старается это сделать, но все непросто. Ведь будь это легко, то любой давно уже сделал бы, правильно? Если бы я знал точную формулу успеха создания фантастической игры, то просто записал бы ее и раздал разработчикам.

— Есть концепт или идея игры, которую вы хотели сделать, но так и не получилось?

— Во времена работы в Edu-Ware Services мы трудились над игрой Terrorist, которая была посвящена борьбе с международным терроризмом, и я всегда хотел сделать сиквел. Ведь проблема оставалась актуальной, а технологии развивались, можно было создать более глубокий гейм-дизайн. Также я хотел бы сделать продолжение The Prisoner.

— Ваш топ-5 игр. Платформа и год выпуска любые.

— Моя любимая игра всех времен — Civilization. Всегда с удовольствием играю в нее. Дальше идет World of Warcraft. Потом XCOM, а затем — оригинальная Wizardry. О, и еще одна игра мне очень нравится — Hitchhiker’s Guide to the Galaxy. В топе в основном старые игры, но, видимо, поэтому они для меня и столь значимые. Это ведь были мои первые игры, первая увлеченность. Если из новых рассматривать, то мне очень понравилась мобильная Monument Valley.

Читайте также:

Выбор покупателей
полноразмерная игровая мышь для ПК, проводная USB, сенсор оптический 8000 dpi, 6 кнопок, колесо с нажатием, цвет черный
полноразмерная игровая мышь для ПК, проводная USB, сенсор оптический 7200 dpi, 7 кнопок, колесо с нажатием, цвет черный

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в Дзене

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by