225
03 мая 2019 в 9:00
Автор: Виталий Олехнович
Спецпроект
Рождение легенды. Как создавался «Побег из Шоушенка»

«Человек должен надеяться и верить, что все может измениться. Не ситуация владеет человеком, а наоборот — человек владеет ситуацией, — так описывал свой фильм режиссер Фрэнк Дарабонт в интервью, записанном для небольшого ролика о съемках „Побега из Шоушенка“. — Этот фильм об отчаянной попытке Энди Дюфрейна сохранить себя. О его достоинстве и силе духа. И о том, как это влияет на людей, окружающих его». Вместе с HONOR рассказываем о том, как был создан самый хитовый фильм всех времен.

А пока вы не убежали далеко по тексту, напомним о конкурсе «Повтори кинолегенду». Нужно снять ремейк знаменитой сцены любого легендарного фильма: вдохновение можно поискать и в «Побеге из Шоушенка». Стоит не забыть поставить хэштег #повторикинолегенду и опубликовать видео в Instagram или прислать по адресу lk@onliner.by. Участники получат шанс выиграть 2000 рублей от HONOR! Хронометраж видео — от 30 секунд до 1 минуты. Правила участия — по ссылке.


 

«Побег из Шоушенка» — это киноадаптация повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» о банкире, который был обвинен в двойном убийстве и приговорен к двум пожизненным срокам. И пускай в русскоязычном прокате он содержит в названии слово «побег», но на самом деле рассказывает отнюдь не о побеге из тюрьмы, а об отношениях между героями Моргана Фримена (Рэд) и Тима Роббинса (Энди Дюфрейн). Первый провел в тюрьме большую часть своей жизни, второму только предстоит привыкнуть к новой жизни по строгому расписанию изо дня в день, из года в год.

Вокруг локализации названия фильма The Shawshank Redemption ходило и ходит много споров. Во многих англо-российских словарях первым значением для слова «redemption» идет «искупление», которое куда лучше подходит для разворачивающегося в фильме действа. Тогда как для понятия «побег из тюрьмы» в английском обычно используют «jailbreak», «prison break» или «escaping from prison».

Эта история не столько о тюрьме, сколько о людях, лишенных свободы. И о том, как важно уметь сохранять способность улыбаться и надеяться даже в безвыходной ситуации, — говорили в интервью создатели фильма со съемочной площадки.

Режиссер и сценарист Фрэнк Дарабонт

Картина годами держится на первом месте в рейтингах киноагрегаторов, любима зрителем и не раз признавалась критиками в различных рейтингах как лучший фильм современности. Но 25 лет назад в кинотеатрах доминировали боевики с Арнольдом Шварценеггером и Брюсом Уиллисом. Рецензии на фильм были в большинстве своем положительными. Однако это не спасло фильм от кассового провала. В премьерные выходные он не заработал и $1 млн при бюджете в $25 млн.

Сценарий

Чтобы сделать великий фильм, вам нужны три вещи — сценарий, сценарий и сценарий, — говорил прославленный режиссер Альфред Хичкок.

Режиссеру Фрэнку Дарабонту в будущем предстояло поставить «Зеленую милю», «Мглу» и «Ходячих мертвецов», но до 1994 года он был малоизвестным подающим надежды кинематографистом, который был влюблен в творчество Стивена Кинга. В 1983 году он заплатил писателю доллар за право экранизировать рассказ «Женщина в комнате». Вышла одна из немногих любительских короткометражек, которая понравилась самому Кингу.

Но по-настоящему Дарабонт любил кинговскую тюремную повесть «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка». Правда, для ее экранизации у начинающего режиссера послужной список был недостаточно впечатляющим. Поработав в конце 80-х над сценариями фильмов «Кошмар на улице Вязов 3», «Капля», «Муха 2», Фрэнк сел в режиссерское кресло телефильма «Заживо погребенный» (1990).

Последующие годы он посвятил адаптации 96-страничной повести «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» под киносценарий. Оригинал был ни чем иным как набором воспоминаний заключенного Рэда про Энди, который преобразил тюремный быт. Даже Стивену Кингу было сложно представить, как из этого можно сделать фильм.

Чтобы максимально почтительно обойтись с исходным материалом, Дарабонт привел отдельные диалоги дословно и сохранил повествовательный стиль в фильме: рассказ как бы идет от лица Рэда. А вот личной доработкой режиссера стала более обостренная тематика насилия в тюрьме.

Была переработана и история тюремного библиотекаря Брукса. В повести Кинга он просто умирает в доме престарелых, тогда как Дарабонт сделал его судьбу куда трагичнее, сконцентрировавшись на невозможности бывшего заключенного адаптироваться к изменившемуся миру. Брукс провел в тюрьме 50 лет и попросту не может жить за ее стенами, кончая жизнь самоубийством.

Куда трагичнее в фильме оказывается и судьба Томми Уильямса — молодого вора, которому Энди помогает получить образование. Томми рассказывает Энди о бывшем сокамернике: он бахвалился двойным убийством, за которое по итогу был посажен Энди. И если по замыслу Кинга Томми продает свое молчание начальнику тюрьмы за перевод в более мягкие условия, то в фильме Дарабонта Томми расстреливают якобы при попытке бегства. Настолько сильно начальник тюрьмы не хотел отпускать Энди, который замешан в его махинациях.

Эти и другие доработки оригинальной повести во многом способствовали тому, что «Побег из Шоушенка» обрел свой драматизм и способен вышибить слезу даже из самого мужественного зрителя.

Но пока это был всего лишь сценарий, доработанный Фрэнком. Фильмы на тюремную тематику никогда особо не считались в Голливуде прибыльными, но Фрэнку повезло, что его рукопись попала на стол продюсера кинокомпании Castle Rock Entertainment, которая увлекалась тюремным чтивом. Ее эмоциональный отклик на сценарий был столь сильным, что продюсер поставила ультиматум перед боссами: либо снимаем, либо увольняюсь.

Но на крайние меры идти не пришлось: директору компании Робу Райнеру понравилось, и он, по слухам, сделал предложение Фрэнку, от которого нельзя было отказаться: $3 млн. Правда, он мог получить еще больше, если бы отказался от режиссерского кресла в пользу самого Роба Райнера. Тот также любил повести Кинга и снял по ним «Мизери» (1990) и «Останься со мной» (1986). В роли Энди Дюфрейна Райнер видел Тома Круза.

Вы можете уступать свою мечту в обмен на деньги и умереть, так и не сделав того, что хотели, — с таким философским подходом к творчеству Дарабонт настоял на том, чтобы лично снимать «Побег из Шоушенка» по своему сценарию.

Кастинг

В повести Кинга повествование ведется от лица ирландца Рэда. И Дарабонт в первую очередь рассматривал на эту роль Джина Хэкмена и Роберта Дюваля. Но по разным причинам они оказались заняты. А потому один из продюсеров попросту проигнорировал расовые условия кастинга и предложил на роль Рэда Моргана Фримена.

Сценарий «Побега из Шоушенка» был просто восхитительным. Так что я позвонил своему агенту и сказал: не важно, в какой роли, но я хочу быть там, — делился своими впечатлениями Морган Фримен.

А вот с ролью Энди Дюфрейна было куда сложнее. В качестве кандидатов на нее рассматривали Тома Хэнкса и Кевина Костнера. Но оба отказались. Тому Крузу сценарий понравился, но он не хотел работать под началом совсем зеленого режиссера, которому к тому моменту было чуть за 30 лет. Круз поставил условие: Райнер должен был присутствовать на площадке и приглядывать за съемками. Но Райнер в молодого режиссера верил и не хотел вмешиваться в его видение процесса съемок. А потому Тома Круза мы так в фильме и не увидели.

По совету Фримена режиссер обратил внимание на Тима Роббинса. К началу 90-х он мог похвастаться разве что незаметными ролями в комедиях, сериалах и фильме «Топ ган». В 1992 году он снялся в «Игроке», где его заметило жюри премии BAFTA.

В «Побеге из Шоушенка» в роли расстрелянного Томми мог сыграть и Брэд Питт, но к моменту съемок он уже обрел статус секс-символа и второстепенные роли практически не рассматривал.

Место съемок

Постановщики три месяца ездили по разным тюрьмам в Канаде и США, пока не нашли свою жемчужину — величественное и готическое место, которое передает мрачную атмосферу тюрьмы. Им стала Мэнсфилдская тюрьма в штате Огайо.

Это было довольно кинематографичное место, которое фигурировало в фильмах и клипах задолго до съемок «Побега из Шоушенка». Так, из этой тюрьмы сбегали главные герои фильма «Танго и Кэш».

Строили тюрьму в конце 19-го и начале 20-го века, а «постояльцев» она принимала вплоть до 1990 года, когда наконец была закрыта. Тем не менее, тюрьма остается и по сей день функционирующим объектом, пускай и в качестве достопримечательности. Там регулярно проводятся экскурсионные туры «История встречается с Голливудом», во время которых рассказывают и о настоящей, и о киношной судьбе тюрьмы.

Правда, в «Побеге из Шоушенка» тюрьма использовалась для натурных съемок, а вот сцены внутри тюрьмы воссоздавались в павильонах. Уж слишком плачевным было состояние тюрьмы в 1994 году: на восстановление ее внутреннего убранства ушло бы достаточно много денег. Не зря же четырьмя годами ранее ее закрывали по судебному решению, в котором были цитаты о бесчеловечных условиях содержания преступников.

Съемки

Фильм рождался в напряженной работе, и график у съемочной группы был жестким. Рабочий день длился 15—18 часов, а из выходных было только воскресенье. И так на протяжении трех месяцев в окрестностях Мэнсфилда, где дополнительно были возведены декорации для съемок в камерах.

В качестве консультантов на съемочную площадку приглашали бывших «сидельцев», которые делились своими историями. На фоне мрачного места съемок это был довольно атмосферный опыт.

Морган Фримен вспоминал, что для сцены ремонта на крыше тюремной фабрики актерам приходилось реально работать. Так как для разных ракурсов, установок камеры и света сцену переснимали снова и снова. И чтобы смола в кадре не застывала и смотрелась по-настоящему, актеры регулярно ее прогревали и размазывали по крыше.

А потому неудивительно, что к концу сцены, когда все удачные дубли были сняты, актеры наконец смогли присесть и действительно с удовольствием выпить пива.



В такой напряженной обстановке не могло обойтись без конфликтов. Они периодически возникали между Фрименом и Дарабонтом, когда последний просил снова и снова повторить сцену, в чем актер не видел никакой необходимости.

Поверьте, у вас тоже сдали бы нервы, если бы режиссер на протяжении девяти часов заставлял вас прогонять одну и ту же сцену. Например, именно столько по времени на съемочной площадке заняла встреча Рэда и Энди, во время которой тот заказал у него контрабандный молоток для камней.

Такая педантичность Дарабонта объяснялась просто: каждый художественный компромисс он ощущал как неудачный съемочный день. И только сев за монтажный стол, он смог избавиться от этого самоедства.

По задумке режиссера последним кадром фильма должен был стать удаляющийся в сторону Мексики автобус с Рэдом на борту. Но продюсеры настаивали на более сентиментальной концовке: Рэд и Энди должны были встретиться на пляже. Сцену отсняли, но включать ли ее в окончательный вариант фильма, решал уже сам режиссер. Он решил подсластить концовку после прогона на тестовой аудитории. Зрители называли эту сцену своей любимой.

Премьера

В сентябре 1994 года на премьеру «Побега из Шоушенка» пришло крайне мало зрителей. Продюсеры винили в этом плохие рецензии в газетах, Морган Фримен видел проблему в названии: «Никто не может произнести: „Побег из Шоушенка“», — актер считал, что название с трудом откладывалось в голове и люди попросту не могли толком посоветовать своим друзьям эту картину.

В какой-то мере на задворки внимания зрителей картина была задвинута двумя другими громкими релизами 1994 года — «Форрест Гамп» вышел на пару месяцев раньше, а «Криминальное чтиво» — меньше чем через месяц после «Побега из Шоушенка».

Однако благодаря вниманию критиков и номинациям на важные кинопремии фильм по итогу заметила массовая аудитория. Уже в следующем году состоялся релиз на кассетах, и «Побег из Шоушенка» возглавил рейтинги домашнего проката.

Спецпроект подготовлен при поддержке иностранного унитарного предприятия «Вондел Медиа», УНН 191112533.

Читайте также:

для домашнего кинотеатра, LCD, FullHD (1920x1080), яркость 2500 лм, контраст 60000:1, экран 30-300", Wi-Fi

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в Дзене

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович