Пока весь мир кайфует от финального сезона «Игры престолов», мы покопались в том обилии сериалов, которые ближе нам хотя бы географически, а порой ментально и исторически. Речь про российские сериалы, которые иногда выстреливают и которые не стыдно посоветовать другу.
История четырех друзей детства Саши Белого, Космоса, Пчелы и Фила и их выживания в криминальном мире знакома, наверное, каждому пацану, который нынче готовится праздновать 30-летие. Сейчас ее принято называть сериалом о бандитах, бандитской романтике и всячески ругать, но 17 лет назад она воспринималась скорее как сериал о мужской дружбе и солидарности, ассоциировалась с книжной мушкетерской серией Александра Дюма. Да, теперь это уже скорее слепок истории на руинах стран бывшего Совка. Порой некрасивый и неприятный, но такой уж была история и нечего на зеркало пенять.
Тем не менее «Бригада» — культовый сериал, и пересматривать его иногда бывает полезным. Он показывает 11 лет развития главных героев и их криминальной империи, но не проседает ни в одной серии. Снят динамично и эмоционально. Именно благодаря «Бригаде» Сергей Безруков стал по-настоящему известен и любим телезрителями. Впрочем, как и его напарники Дюжев, Майков и Вдовиченков.
Перенести Достоевского на экран — та еще задача. Но режиссеру Владимиру Бортко и его команде это удалось мастерски. Не зря «Идиот» частенько попадает во всевозможные топы российских сериалов — его сценарий базируется на одном из лучших произведений Достоевского, а Миронов в роли князя Мышкина не оставляет равнодушным.
Конечно, сериал можно воспринимать как отдельное произведение и без знания первоисточника, но после прочтения оригинала ценители русской литературы проникнутся тем, какой огромный труд был проделан во время экранизации.
Экранизировать литературные шедевры тяжко. Можно либо не угодить читателям, весьма вольно обойдясь с первоисточником, либо насолить зрителям, слишком крепко вцепившись в первоисточник и механически цитируя его на экране. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» сложен, пронизан мистицизмом, и взяться за его экранизацию решился бы далеко не каждый. Но режиссер Владимир Бортко рискнул и… сваял неоднозначный, но все-таки достойный сериал.
Надо обязательно понимать, что это именно телевизионный сериал. А потому в наличии и соответствующие пластилиновые спецэффекты, и прибитая к полу камера оператора, и порой невыразительная игра актеров второго плана. Но в этом сериале Сергею Безрукову наконец дали сыграть самого себя. На это, а также на игру Абдулова, Басилашвили и других звезд кастинга определенно стоит посмотреть.
В шахтерском поселке живет обычная советская семья: мама, папа да четверо детей. Семья крепкая и со своими простыми радостями и печалями. Живет, пока не накрывает ее трагедия — глава семейства гибнет, и стройный быт разваливается на глазах. «Громовы» — это сериал о людях и их взаимоотношениях.
Конечно, это далеко не Netflix по уровню производства, и иногда сериал отдает теми мелодрамами, которые российский кинематограф штампует в Беларуси одну за другой. А это означает и ленивую работу оператора, и скованность молодых актеров, и общую сюжетную наивность. Что, впрочем, можно и простить.
В первые послевоенные годы советской власти нужно было не только поднять страну из руин и обеспечить граждан жильем, но и зачистить улицы от расплодившихся бандитов. Собственно, о работе начальника отдела по борьбе с бандитизмом и снят этот сериал. А борется с бандитизмом Давид Гоцман в Одессе — одном из самых колоритных городов СССР. Отсюда и специфический юмор сериала, а также источники харизмы для актеров. В частности, Владимира Машкова, который исполняет главную роль.
Да, экшен в «Ликвидации» снят не по-голливудски, повествование местами проседает в сюжетных дырах, а декорации выглядят бедновато, не передавая полного ощущения живого города… Но все это перечеркивает дух Одессы и ее фирменные разговорчики.
Старлей полиции Соловьев (Павел Деревянко) третий год выслеживает маньяка. Во время задержания тот сбивает его на автомобиле, и главный герой, придя в себя после аварии, оказывается в 1979 году. Там он пытается привыкнуть к роли советского милиционера, попутно разбираясь в том, как же вся эта чертовщина приключилась.
Сюжетной завязкой сериал обязан британскому телешоу «Жизнь на Марсе», в котором полицейский также попадает в прошлое. Правда, в оригинале путешественник во времени поражается диким нравам британской полиции. В российском же аналоге все с точностью да наоборот: пришелец удивляется, что советские милиционеры чересчур покладисты. Ах да, Соловьеву еще придется увидеть себя самого четвероклассником, да и с матерью своей пообщаться… В общем, тема путешествий во времени всегда дополнительно подогревает интерес, если правильно ее обыграть.
Молодой оператор и начинающий режиссер решают в память об ушедшем друге снять фильм по его последнему сценарию. Но оператор оказывается под подозрением у следствия относительно гибели товарища. Добавьте к этому любовный треугольник и декорации Москвы 60-х, отдающие «Стилягами», и перед вами «Оттепель».
По всем статьям сериал хорош. Главная музыкальная тема цепляет, оператор просто наслаждается своей работой, а ответственным за костюмы и декорации людям хочется высказать отдельное спасибо. Советский Союз оказался по-киношному колоритным. В общем, на техническом уровне сериал выполнен довольно хорошо, не подводит и актерская игра. Хотя тем, кто ту самую эпоху застал, ее вольная интерпретация от Валерия Тодаровского может и не прийтись по вкусу.
Игорь Соколовский родился в золотой колыбели. Его родители занимают не последнее место в обществе, а сам он может ни в чем себе не отказывать. И после очередного загула половозрелого чада отец наконец берется за воспитание, отправляя сына поработать ночным полицейским. Мажоров там не ждут и откровенно презирают, приходится крутиться.
В первом сезоне создателям сериала удалось довольно удачно совместить и детективный сюжет, и человеческую историю, и любовную линию. По синопсису могло показаться, что это очередной ситком, замешанный на классовой борьбе, но сериал все-таки ближе к детективу. Благо несколько интересных сюжетных твистов у него в рукаве есть. За знак качества мог бы сойти тот факт, что права на сериал выкупил Netflix, но все мы знаем, сколько шлака там бывает.
Как часто случается с российскими сериалами, «Метод» сравнивают с «Настоящим детективом» и «Декстером». И судя по первым сериям, сравнивают вполне справедливо. Некоторые визуальные решения и даже сцены созданы под влиянием этих американских шоу. А завязка сериала проста: есть крутой следователь Меглин (Константин Хабенский), который привык работать в одиночку, но вынужден обучать девушку-стажера. Раскрывает маньяков Меглин так изящно, что у девушки закрадывается подозрение, а не маньяк ли он сам?
Конечно, у «Метода» уже изрядно изживший себя формат, когда в каждой серии нам демонстрируется очередное дело, которое к концу эпизода раскрывается. Тем не менее сериал получился увлекательным убивцем времени за ужином.
На ТНТ умеют делать хорошие сериалы. Да, там бывают не только одноклеточные молодежные комедии и престарелые актеры в роли студентов. Семен Слепаков сбросил с себя ярмо «Универа» и выпустил в 2018 году проект, над которым давно работал, — сериал «Домашний арест». В нем серийный коррупционер и по совместительству глава города Синеозерска оказывается под домашним арестом за взяточничество. Но так как он до сих пор прописан в коммуналке советских времен, а не в своем загородном особняке, то и под арест его помещают к давно позабытым соседям, с которыми у него свои терки.
Сериал получился смелым настолько, насколько это возможно в современной России. Создатели «Домашнего ареста» смеются над чиновниками, их продажностью и показушностью, поголовной коррупцией, по-дружески подшучивают над эфэсбэшниками и даже проводят эксперимент: как быстро простой человек станет тем самым ненавистным барином-чиновником, если в его руках появятся хоть крохи власти.
Смотри российские и другие сериалы на VOKA. Сервис позволяет сделать выборку не только по жанру, но и по стране производства.
Спецпроект подготовлен при поддержке унитарного предприятия «Велком», УНП 101528843.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by