440
24 апреля 2019 в 9:00
Автор: Виталий Олехнович
Спецпроект
10 российских сериалов, которые не стыдно посмотреть и посоветовать другу

Пока весь мир кайфует от финального сезона «Игры престолов», мы покопались в том обилии сериалов, которые ближе нам хотя бы географически, а порой ментально и исторически. Речь про российские сериалы, которые иногда выстреливают и которые не стыдно посоветовать другу.

«Бригада» (2002)

История четырех друзей детства Саши Белого, Космоса, Пчелы и Фила и их выживания в криминальном мире знакома, наверное, каждому пацану, который нынче готовится праздновать 30-летие. Сейчас ее принято называть сериалом о бандитах, бандитской романтике и всячески ругать, но 17 лет назад она воспринималась скорее как сериал о мужской дружбе и солидарности, ассоциировалась с книжной мушкетерской серией Александра Дюма. Да, теперь это уже скорее слепок истории на руинах стран бывшего Совка. Порой некрасивый и неприятный, но такой уж была история и нечего на зеркало пенять.

Тем не менее «Бригада» — культовый сериал, и пересматривать его иногда бывает полезным. Он показывает 11 лет развития главных героев и их криминальной империи, но не проседает ни в одной серии. Снят динамично и эмоционально. Именно благодаря «Бригаде» Сергей Безруков стал по-настоящему известен и любим телезрителями. Впрочем, как и его напарники Дюжев, Майков и Вдовиченков.

«Идиот» (2003)

Перенести Достоевского на экран — та еще задача. Но режиссеру Владимиру Бортко и его команде это удалось мастерски. Не зря «Идиот» частенько попадает во всевозможные топы российских сериалов — его сценарий базируется на одном из лучших произведений Достоевского, а Миронов в роли князя Мышкина не оставляет равнодушным.

Конечно, сериал можно воспринимать как отдельное произведение и без знания первоисточника, но после прочтения оригинала ценители русской литературы проникнутся тем, какой огромный труд был проделан во время экранизации.

«Мастер и Маргарита» (2005)

Экранизировать литературные шедевры тяжко. Можно либо не угодить читателям, весьма вольно обойдясь с первоисточником, либо насолить зрителям, слишком крепко вцепившись в первоисточник и механически цитируя его на экране. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» сложен, пронизан мистицизмом, и взяться за его экранизацию решился бы далеко не каждый. Но режиссер Владимир Бортко рискнул и… сваял неоднозначный, но все-таки достойный сериал.

Надо обязательно понимать, что это именно телевизионный сериал. А потому в наличии и соответствующие пластилиновые спецэффекты, и прибитая к полу камера оператора, и порой невыразительная игра актеров второго плана. Но в этом сериале Сергею Безрукову наконец дали сыграть самого себя. На это, а также на игру Абдулова, Басилашвили и других звезд кастинга определенно стоит посмотреть.

«Громовы» (2006)

В шахтерском поселке живет обычная советская семья: мама, папа да четверо детей. Семья крепкая и со своими простыми радостями и печалями. Живет, пока не накрывает ее трагедия — глава семейства гибнет, и стройный быт разваливается на глазах. «Громовы» — это сериал о людях и их взаимоотношениях.

Конечно, это далеко не Netflix по уровню производства, и иногда сериал отдает теми мелодрамами, которые российский кинематограф штампует в Беларуси одну за другой. А это означает и ленивую работу оператора, и скованность молодых актеров, и общую сюжетную наивность. Что, впрочем, можно и простить.

«Ликвидация» (2007)

В первые послевоенные годы советской власти нужно было не только поднять страну из руин и обеспечить граждан жильем, но и зачистить улицы от расплодившихся бандитов. Собственно, о работе начальника отдела по борьбе с бандитизмом и снят этот сериал. А борется с бандитизмом Давид Гоцман в Одессе — одном из самых колоритных городов СССР. Отсюда и специфический юмор сериала, а также источники харизмы для актеров. В частности, Владимира Машкова, который исполняет главную роль.

Да, экшен в «Ликвидации» снят не по-голливудски, повествование местами проседает в сюжетных дырах, а декорации выглядят бедновато, не передавая полного ощущения живого города… Но все это перечеркивает дух Одессы и ее фирменные разговорчики.

«Обратная сторона Луны» (2012)

Старлей полиции Соловьев (Павел Деревянко) третий год выслеживает маньяка. Во время задержания тот сбивает его на автомобиле, и главный герой, придя в себя после аварии, оказывается в 1979 году. Там он пытается привыкнуть к роли советского милиционера, попутно разбираясь в том, как же вся эта чертовщина приключилась.

Сюжетной завязкой сериал обязан британскому телешоу «Жизнь на Марсе», в котором полицейский также попадает в прошлое. Правда, в оригинале путешественник во времени поражается диким нравам британской полиции. В российском же аналоге все с точностью да наоборот: пришелец удивляется, что советские милиционеры чересчур покладисты. Ах да, Соловьеву еще придется увидеть себя самого четвероклассником, да и с матерью своей пообщаться… В общем, тема путешествий во времени всегда дополнительно подогревает интерес, если правильно ее обыграть.

«Оттепель» (2013)

Молодой оператор и начинающий режиссер решают в память об ушедшем друге снять фильм по его последнему сценарию. Но оператор оказывается под подозрением у следствия относительно гибели товарища. Добавьте к этому любовный треугольник и декорации Москвы 60-х, отдающие «Стилягами», и перед вами «Оттепель».

По всем статьям сериал хорош. Главная музыкальная тема цепляет, оператор просто наслаждается своей работой, а ответственным за костюмы и декорации людям хочется высказать отдельное спасибо. Советский Союз оказался по-киношному колоритным. В общем, на техническом уровне сериал выполнен довольно хорошо, не подводит и актерская игра. Хотя тем, кто ту самую эпоху застал, ее вольная интерпретация от Валерия Тодаровского может и не прийтись по вкусу.

«Мажор» (2014)

Игорь Соколовский родился в золотой колыбели. Его родители занимают не последнее место в обществе, а сам он может ни в чем себе не отказывать. И после очередного загула половозрелого чада отец наконец берется за воспитание, отправляя сына поработать ночным полицейским. Мажоров там не ждут и откровенно презирают, приходится крутиться.

В первом сезоне создателям сериала удалось довольно удачно совместить и детективный сюжет, и человеческую историю, и любовную линию. По синопсису могло показаться, что это очередной ситком, замешанный на классовой борьбе, но сериал все-таки ближе к детективу. Благо несколько интересных сюжетных твистов у него в рукаве есть. За знак качества мог бы сойти тот факт, что права на сериал выкупил Netflix, но все мы знаем, сколько шлака там бывает.

«Метод» (2015)

Как часто случается с российскими сериалами, «Метод» сравнивают с «Настоящим детективом» и «Декстером». И судя по первым сериям, сравнивают вполне справедливо. Некоторые визуальные решения и даже сцены созданы под влиянием этих американских шоу. А завязка сериала проста: есть крутой следователь Меглин (Константин Хабенский), который привык работать в одиночку, но вынужден обучать девушку-стажера. Раскрывает маньяков Меглин так изящно, что у девушки закрадывается подозрение, а не маньяк ли он сам?

Конечно, у «Метода» уже изрядно изживший себя формат, когда в каждой серии нам демонстрируется очередное дело, которое к концу эпизода раскрывается. Тем не менее сериал получился увлекательным убивцем времени за ужином.

«Домашний арест» (2018)

На ТНТ умеют делать хорошие сериалы. Да, там бывают не только одноклеточные молодежные комедии и престарелые актеры в роли студентов. Семен Слепаков сбросил с себя ярмо «Универа» и выпустил в 2018 году проект, над которым давно работал, — сериал «Домашний арест». В нем серийный коррупционер и по совместительству глава города Синеозерска оказывается под домашним арестом за взяточничество. Но так как он до сих пор прописан в коммуналке советских времен, а не в своем загородном особняке, то и под арест его помещают к давно позабытым соседям, с которыми у него свои терки.

Сериал получился смелым настолько, насколько это возможно в современной России. Создатели «Домашнего ареста» смеются над чиновниками, их продажностью и показушностью, поголовной коррупцией, по-дружески подшучивают над эфэсбэшниками и даже проводят эксперимент: как быстро простой человек станет тем самым ненавистным барином-чиновником, если в его руках появятся хоть крохи власти.

Смотри российские и другие сериалы на VOKA. Сервис позволяет сделать выборку не только по жанру, но и по стране производства.

Спецпроект подготовлен при поддержке унитарного предприятия «Велком», УНП 101528843.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович