От Илона Маска до космотрубы. Топ футуристичных способов решить транспортную проблему

29 630
131
07 апреля 2019 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

От Илона Маска до космотрубы. Топ футуристичных способов решить транспортную проблему

В мире живет около 7,7 млрд человек, более половины из них выбрали город. Через 30 лет, если ничего не изменится, то есть на Землю не упадет метеорит или не произойдет какая-нибудь другая напасть, нас будет 9,7 млрд. Всю эту массу людей надо как-то перевозить из точки А в точку Б, желательно с наименьшими затратами. Пока личный транспорт остается наиболее интересным вариантом для многих, но в будущем все может измениться.

Содержание


Хочется верить, что города будущего будут другими. Фото: Lenar Shakirov

Как будут решать транспортную проблему в будущем? Мы составили список интересных проектов. Начнем с более «приземленных» вариантов, а затем отправимся ввысь, постепенно отдаваясь несбыточным фантазиям. Впрочем, и на Земле хватит места нереализуемым по разным (экономическим и технологическим) причинам решениям — такие существуют лишь в виде прожектов и вечных испытательных полигонов с полурабочими концептами.

Начнем с тех проектов, которые в той или иной степени достигли стадии реализации — по крайней мере, есть или были официальные лица, которые не скрывают интереса и видят перспективу. Разработка в таких случаях часто ведется за собственные средства или привлеченные инвестиции — с честными обязательствами и оформлением по закону.

Подземные тоннели, но не метро

Один из очевидных способов «сделать лучше» — убрать дороги под землю. Никто не мешает, пешеходов и перекрестков нет, можно срезать путь, не делая объезды и крутые повороты. Примерно так работает метро, так могут функционировать тоннели предприятия Boring Company Илона Маска.

В 2017 году бизнесмен показал футуристичную систему тоннелей, в которой на специальных тележках перевозятся легковые автомобили и пассажиры. В теории — езда без заторов на скорости до 200 км/ч. Все электрическое и экологичное. По крайней мере, на словах.



Вначале проект разрабатывался с прицелом на автомобилистов, однако затем приоритеты сместились в пользу пешеходов, точнее людей, передвигающихся на общественном транспорте. Для них планируется разработать «микроавтобусы» на 16 человек. Ну и для личных машин место найдется.



Маск тестирует прототипы, строит испытательные тележки и получает разрешения на рытье тоннелей (и роет их). В Лас-Вегасе система должна заработать к выставке CES 2021 года, в Boring Company обещают запустить ее до конца этого года.

Тоннель в Лас-Вегасе будет не слишком протяженным. В планах Илона — связать округ Вашингтон и Балтимор. Есть также проект Chicago Express Loop, который должен был связать деловой центр Чикаго с Международным аэропортом О’Хара, но пока не сложилось — много противников.

Идея интересная, так как затраты на ее реализацию ниже, нежели на метро, к примеру. Однако есть и минусы. В частности, более низкая пропускная способность.

Надземные тоннели, почти метро

Как-то Илон Маск задумал протянуть тоннели и над землей, откачать из них по возможности воздух, поставить внутрь поезда (точнее, капсулы) и разогнать их до скоростей побольше — ну, где-то под 1200 км/ч. С Hyperloop все не так просто, его перспективность под вопросом — подобное отдает футуризмом.



О концепте заговорили в 2012 году, в 2013-м появился Hyperloop Alpha, в рамках которого предлагалось связать Лос-Анджелес с областью залива Сан-Франциско. Поездка в капсуле в почти вакуумном тоннеле заняла бы меньше времени, чем путешествие на поезде или самолете, и, казалось бы, вот оно — решение транспортной проблемы.



То ли у Маска не было желания, то ли он не был уверен в проекте или своих силах, однако Hyperloop сделали полностью «оупенсорсным» — «бери что хочешь и делай сам». В дело включились несколько только организованных компаний да студенческие коллективы. Ну а SpaceX построила испытательный отрезок в 1,6 км для проведения конкурса базы для капсул и продвижения идеи.



Наибольших успехов добилась компания Hyperloop One, которая в 2017 году возвела полноценный тестовый тоннель с вакуумом. В том же году ее приобрела компания Virgin. Такой шаг отчасти вернул веру в проект, который вызывал мало доверия из-за обилия фирм, паразитировавших на интересной идее.

Ранее в планах звучало желание построить протяженные линии в США и ряде других стран, но к данному моменту дело продвинулось не слишком далеко. Проблема, вероятно, в том, что проект пытаются реализовать все подряд, сбор средств выглядит странно, потому и отношение к технологии соответствующее.

Кроме того, максимальная скорость передвижения тележек едва достигает примерно 320 км/ч, что далеко от ожидаемых и проектных. В 2017-м на отрезке в 300 метров базу капсулы разогнали до 309 км/ч.

Впрочем, пока это лишь концепт неплохой идеи, но с недостаточным для его уровня финансированием. Даже арабские бизнесмены не стали вкладывать в него деньги. Вернее, отказались от таких планов.

зимние, для легковых автомобилей, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, с шипами
летние, для микроавтобусов и легкогрузовых автомобилей

Автобус-монстр

Но вернемся в город, который задыхается от количества автомобилей, перевозящих одного, в лучшем случае двух человек. Многие эксперты сходятся во мнении, что в каменных джунглях с перевозкой лучше справляются транспортные средства большой вместимости. Существует множество диаграмм и наглядных изображений, когда условный автобус с 80 пассажирами занимает на дороге в десятки раз меньше места, чем легковушки, перевозящие 40 человек. Очевидные решения — длинные составы, большие автобусы/троллейбусы и выделенные полосы.

Но отказаться от четырехколесного друга сможет не каждый, что открывает дорогу разного рода концептам.

Наиболее реалистичным в свое время казался Transit Elevated Bus, который показали еще в 2010 году. За его разработкой стояли китайские инженеры, предложившие поднять машину над дорогой. Автобус представлял собой массивное транспортное средство, не мешающее движению легковых автомобилей — они, с высотой до двух метров, с легкостью проходили под ним. Идея, к слову, принадлежала американцам — ее озвучили в 1969-м.



Спустя годы, в 2016-м, проект вновь оказался на виду и грозился вот-вот оказаться на испытательной трассе. Баи Цуминь утверждал, что автобус шириной 8 метров, высотой 4,6 метра, длиной 32 метра и вместимостью от 900 до 1200 пассажиров с легкостью заменит метро. Все вело к началу полевых испытаний.



Протяженность тестовой дороги должна была составить около километра, но сократилась до 300 метров. Прототип уменьшился и должен был перевозить до 300 человек. Однако это все равно выглядело круто и, казалось, ничто не может помешать реализации проекта. Тем не менее журналисты сомневались и, к сожалению, не зря — по официальным данным, информация о проведенных испытаниях не соответствовала действительности, а на месте фабрики по выпуску TEB-1 была лишь яма.

Зимой 2016 года TEB-1 нашли пылившимся на стоянке, а инженер исчез. Остался лишь сайт, через который компания привлекала «инвесторов из народа». Все закончилось в 2017-м, когда испытательный трек был уничтожен, модель автобуса куда-то увезли, а 32 человека оказались в руках полиции. Говорят, на TEB собрали больше миллиарда долларов.



Автобус-монстр, но уже на длинных тонких ножках

Турецкая компания Dahir Insaar пошла дальше, причем в ее портфолио хватает интересных и смелых решений. Скажем так, «опережающих время». Не будем описывать все, возьмем несколько наименее фантастических (хоть это и не делает их реализуемыми).

Предлагаемое решение отчасти продолжает идею TEB — городские транспортные средства «второго уровня» хотят поднять над дорогой, не застраивая улицы столбами с рельсами и канатами. Также отсутствует необходимость полностью перекраивать городской пейзаж. Тем не менее проще концепт от этого не становится. Напротив, технологии придется подтянуть.

Вариант «попроще» от дизайнера Дахира Семенова: двухколесный мини-бус, который движется по единственной направляющей, скрытой под землей. За баланс машины отвечает сложная система гироскопов, что еще больше удорожает проект.



Система посерьезней уже оборудована шестью «столбами» с колесами. На них устанавливают аналог TEB-1 из Китая — с той лишь разницей, что концепт Семенова способен поджимать «лапки», обходя препятствия (машины), оказавшиеся над направляющими «рельсами».

Гибрид — среднеразмерный «автобус» на двух ножках, способных менять высоту, чтобы дать дорогу другим таким же машинам, но движущимся на более высокой скорости. Идея классная, но вряд ли найдется материал, способный выдержать огромные нагрузки. Да, кстати, Dahir Insaar предлагает строить длинные трассы для дальних путешествий за городом.





Есть еще и «летающий поезд», который, если судить по красивым рендерам, представляет собой самолет на привязи, где направляющей служит монорельс. Вообще-то, вариантов транспортных средств, в том числе специального назначения, множество.



Перспективно? Мы не знаем, но смотрится привлекательно. А Дахир Семенов поддерживает проект, патентует решения, рассказывает о технических вопросах. Однако, судя по официальному сайту, компанию больше интересует строительство городов «нового типа».

Очень VIP-дирижабли

Теперь немного оторвемся от Земли (в прямом и переносном смысле), ведь так можно освободить место под наши любимые автомобильчики, а общественный и не очень транспорт отправить в воздух. Два в чем-то похожих проекта — Aether: Sky Cruise и Aircruise. Это два воздушных судна, предназначенных для приятного времяпрепровождения в воздухе, — эдакие яхты будущего, достойные появления в фантастических фильмах и играх.

Проект Aether представляет собой высокотехнологичный и прокачанный дирижабль для продолжительных круизов. Только вместо моря — безбрежный воздушный океан. Обзорный зал со стеклянными стенами, комфортные номера повыше, ресторан и тишина. Машину предлагают приводить в действие электрическими двигателями, они же помогут при необходимости накачивать воздух, используемый как балласт.



Это — концепт, и его авторы лишь надеются, что когда-нибудь он может быть реализован.

Aircruise — проект постарше, но более футуристичный, с меньшими претензиями на реализацию. Разработкой концепта занималась компания Seymourpowell, предложившая свой взгляд на те же VIP-круизы. Упор делался на модную экологичность: энергию «воздушный отель» получает от солнечных батарей (есть и водородно-кислородные топливные элементы), водород удерживает конструкцию в воздухе. Скорость передвижения — до 150 км/ч. В 2010 году авторы проекта предполагали, что их идея может быть реализована через пять лет. Не сложилось. И вряд ли это произойдет в будущем.



Космотрубы, солнечные паруса и скоростной трамвай

Чем дальше в небо, тем толще фантастические проекты. В позапрошлом веке Никола Тесла, переболев малярией, предложил построить в околоземном пространстве вдоль экватора транспортное кольцо. Много позже идею космических лифтов, предложенную Циолковским в 1895 году, поддержал американский фантаст Артур Кларк.

Затем настал черед белорусского изобретателя А. Э. Юницкого, который придумал специальную трубу для размещения вокруг Земли (он также десятки лет корпит над так и не реализованным «струнным транспортом»). Труба интересна в первую очередь цифрами: 10 млн пассажиров за рейс, 10 млн тонн грузов. Цена вопроса — $2,2 трлн. Обсуждать проект можно бесконечно, так как он постоянно меняется. А автор уверен — именно его детище даст старт индустриализации космического пространства. В каком тысячелетии это произойдет, не уточняется.

Чуть более реализуемым на этом фоне выглядит создание солнечных парусов, фотонных и лазерных двигателей, движителей на антиматерии и давлении электромагнитных волн для межзвездных полетов, а также запуск скоростных трамваев в Минске.

Но в ближайшем будущем человек, вероятнее всего, просто пересядет на автомобили с автопилотом, которые позволят привести городской трафик в более-менее божеский вид. Умные дороги, умные машины, 5G, о котором все говорят, должны помочь в этом нелегком деле. Когда же в воздух поднимутся летающие автомобили, настанет время индивидуальных джет-паков. А там и до телепортации недалеко.

Android, экран 6.3" IPS (1080x2340), Qualcomm Snapdragon 665, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, карты памяти, камера 48 Мп, аккумулятор 4000 мАч, 2 SIM
Android, экран 6.3" IPS (1080x2340), Qualcomm Snapdragon 660 MSM8956 Plus, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, карты памяти, камера 48 Мп, аккумулятор 4000 мАч, 2 SIM
Android, экран 6.15" IPS (1080x2312), HiSilicon Kirin 710, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 128 ГБ, карты памяти, камера 24 Мп, аккумулятор 3340 мАч, 2 SIM

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в Дзене

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Ян Альшевский