Больше 45 изнасилований, по крайней мере 13 убийств и свыше сотни взломов. С середины 1970-х на протяжении десятка лет американскую Калифорнию терроризировал Убийца из Золотого штата. В 1986 году он в последний раз принес горе в чью-то семью, после чего исчез. Был убит, угодил за решетку, покончил жизнь самоубийством? Год назад настоящая личность насильника и убийцы с несколькими прозвищами была раскрыта — 72-летнего старика и бывшего полицейского Джозефа Джеймса Деанджело арестовали.
Белый мужчина спортивного телосложения с военным прошлым. Умен и хорошо одет, чем не привлекает внимания прохожих. Так эксперты описывали позже в 1980-х возможный психологический портрет серийного убийцы из Калифорнии, который в СМИ получил прозвище Настоящий ночной охотник. Согласно отчету он тщательно планировал преступления и адаптировался к меняющейся обстановке. Обладал гибким графиком работы и стабильным доходом, так как не забирал деньги и драгоценности с места преступления. У него явно был опыт незаконного проникновения. И он знал разницу между добром и злом, не страдал от бреда и осознавал реальность происходящего.
Эксперты отмечали его методичность. Убийца не допускал попадания крови на одежду, прикрывая тела жертв. Каждое преступление строил по схожему сценарию: прибывал с набором «инструментов», подглядывал за жертвами, насиловал женщин и забивал до смерти всех, кто был на месте. В отчете говорится, что он словно затаил злобу на женщин, использовал секс и физическую силу как средство наказания и унижения.
Серийный убийца был дотошен к деталям: прокручивал в голове сценарий преступления, выбор оружия, путей подъезда и отступления. Предпочитал только солидные дома в районах среднего класса с быстрым доступом к шоссе. И не только потому, что оттуда было проще сбежать. Он чувствовал, что жертвы в этих районах стоят его усилий.
Преступный путь будущий серийный убийца начал вламываясь в дома. «Грабитель Висейлии» с 1974 по 1975 год проникал в жилища, разбрасывал по дому женское белье, крал личные вещи, частенько игнорируя деньги и другие ценности. Как предполагается, именно этот взломщик ответственен за убийство профессора журналистики при попытке похитить его дочь.
— Я грущу, когда думаю о том, каким замечательным дедушкой он был бы для моих детей. Его не было рядом, чтобы вести меня под венец… Столь многого мы лишились.
Это слова 60-летней Элизабет Хапп. 11 сентября 1975 года в два часа ночи она проснулась в своей постели от нависшего над ней лица в лыжной маске. Шепотом и угрозами убийства незнакомец потребовал, чтобы 16-летняя девушка молча покинула дом вместе с ним. Она заплакала, не понимая, что происходит. Преступник вытолкал Элизабет на задний двор, когда из окна кухни их заметил проснувшийся от шума отец.
— Я услышала крик и увидела, как мой папа выскакивает через заднюю дверь. Преступник повалил меня и дважды выстрелил в отца. Затем направил пистолет на меня.
Грабитель ударил девушку и сбежал, оставив ее с умирающим отцом на руках. Клод Снеллинг скончался по дороге в госпиталь в возрасте 45 лет. На похороны профессора собрались 500 человек.
— Моя мама всегда говорила, что не имеет значения… Будь там даже 20 парней с пистолетами, он все равно бы бросился меня спасать.
После первого убийства, как предполагается, грабитель перебрался поближе к Сакраменто, где перепрофилировался с простых взломов на изнасилования. Сперва он отслеживал только одиноких женщин, иногда с детьми. А затем стал нападать и на парочки. По две атаки в январе, феврале, марте и апреле, пять в мае, по одной в сентябре, ноябре и декабре, три в октябре. Это статистика по изнасилованиям только в 1977 году.
Деанджело заставлял женщин связывать мужчин, а затем отводил их в отдельную комнату, где насиловал несколько раз на протяжении долгих часов. В качестве своеобразной системы сигнализации преступник использовал тарелки. Связанных мужчин он ставил на четвереньки, укладывая им на спину несколько тарелок: «Если услышу хоть звук, убью всех в этом доме».
Он мог часами находиться в доме, разгуливая по нему как хозяин. Если в холодильнике находилось пиво, преступник брал его, шел на задний двор, усаживался поудобнее в кресле и выпивал бутылочку.
Маргарет Вардлоу было 13 лет. Вечером 10 ноября 1977 года она вместе с матерью отправилась к соседям на ужин. Дома дверь не запирали, так как там оставался пес, да и район их был чрезвычайно спокойным. В два часа ночи светом фонарика в лицо ее разбудил неизвестный в маске. Он связал ее, затем — мать в соседней комнате и вернулся.
— Я просто не хотела показать ему того, что он хочет. Моего страха.
Деанджело связал ей руки и ноги так крепко, что у девочки взбухли сосуды. Завязал глаза и спросил, был ли у Маргарет секс до этого… Ее мать кричала за стенкой. Когда все кончилось, преступник вышел из комнаты. Прибывшая на место полиция по горячим следам найти его не смогла.
В 1979-м Насильник восточных районов отошел от дел. В том же году южнее мест промысла насильника в Санта-Барбаре начались убийства, которые проводились по одному сценарию и приписывались Настоящему ночному охотнику. В период с 1979 по 1986 год он напал на 12 человек в их домах и убил 10 из них: одних застрелил, других забил до смерти.
Семейной паре Голета повезло, они сумели поднять тревогу и спугнуть преступника. Соседи Роберта Оффермана слышали выстрелы, но не придали им значения. Шарлин Смит и Патрис Харрингтон перед убийством были изнасилованы, а их мужей забили до смерти. Укрытые одеялами окровавленные тела находили родственники. Иногда спустя несколько дней после убийства.
25 апреля 2018 года шериф округа Сакраменто Скотт Джонс выступил перед прессой: «В течение нескольких последних дней, когда информация начала указывать именно на этого человека, мы начали наблюдение. Нам удалось получить некоторые образцы ДНК. И мы смогли подтвердить то, что, нам казалось, мы точно знаем. Мы вышли на верный след. А вчера днем во время идеально проведенного задержания мои детективы арестовали 72-летнего Джеймса Джозефа Деанджело, проживающего в городе Ситрес Хайтс».
Прокурор округа Ориндж подчеркнул, что задержанный проходил в полиции под несколькими именами.
— Его называли Насильником восточных районов, Грабителем Висейлии, Настоящим ночным охотником и Убийцей из Золотого штата. Сегодня мы рады назвать его подсудимым.
Прокурор округа Вентура Грегори Тоттен выдвинул задержанному обвинения в убийстве Шарлин и Лаймана Смитов в марте 1980 года с отягчающими обстоятельствами: множественное убийство, убийство во время изнасилования и убийство во время совершения кражи со взломом. К обвинениям окружного прокурора добавилась еще серия убийств из других округов.
Самой трогательной частью пресс-конференции стало выступление Брюса Харрингтона, чей брат и невестка были забиты до смерти на третий месяц после свадьбы. Около 20 лет и порядка $2 млн собственных денег мужчина потратил на то, чтобы реформировать законодательство Калифорнии по использованию ДНК в судебно-медицинской экспертизе. Брюс обратился к жертвам насильника:
— Настало время залечить раны. Спите спокойнее этой ночью. Он не проникнет к вам через окно. Он в тюрьме. Он — уже история.
Полиция давно предполагала, что серийный убийца связан с армией или правоохранительными органами. На это указывали его терпение, слежка за жертвами, способность избегать розыска и замысловатые узлы на связанных жертвах.
Деанджело действительно служил на флоте в 1960-х годах во время войны во Вьетнаме. А в 1970-м получил степень бакалавра в области уголовного правосудия. Спустя три года он женился и устроился на работу в полицию.
Оттуда в 1979-м был уволен: его уличили в краже молотка и собачьего репеллента из магазина. Больше записей в его «трудовой книжке» не было вплоть до 1990 года, когда он устроился механиком, в качестве которого и проработал до ухода на пенсию в 2017-м. С женой он разошелся в 1991 году, когда три их дочери были уже достаточно взрослыми.
До женитьбы Деанджело был помолвлен с Бонни Колуэл. Вместе они учились в колледже, но свадьба якобы была отменена по инициативе девушки. Следователи считают, что это могло повлиять на мотивы преступника, так как во время одного из изнасилований в 1978 году он прокричал: «Я ненавижу тебя, Бонни!»
— Он был обычным человеком, обычным Джо, — вспоминал сослуживец Деанджело по полицейскому участку. Он мало чем отличался от других офицеров, никто не мог бы и подумать, что этот человек ответственен за изнасилования и убийства.
На момент задержания подозреваемый жил со своей дочерью и внучкой в доме, купленном еще в 1980 году неподалеку от Сакраменто. Соседи отмечали, что мужчина был весьма дотошен в уходе за своим газоном, отличался вспышками гнева и не стеснялся материться.
— Мы очень сочувствуем жертвам и их семьям, — только и смогла выдавить из себя дрожащим голосом Ребекка Томпсон — сестра обвиняемого, когда к ней на порог заявились журналисты.
Уже упомянутый брат одной из жертв Брюс Харрингтон в нулевых добивался модификации законодательства в Калифорнии. Он хотел, чтобы правоохранительные органы в принудительном порядке создали базу данных ДНК всех преступников, которые так или иначе попадали в тюрьму. Брюс был уверен, что таким образом удастся найти убийцу, который вполне мог находиться в тюрьме по обвинению в совершенно другом преступлении.
И только в апреле 2018 года, за несколько недель до задержания Деанджело, Высший суд Калифорнии постановил, что каждый взрослый, арестованный по уголовному делу, должен сдать образец ДНК для последующего хранения в базе данных. Противники этого закона утверждали, что акт о ДНК будет нарушать право людей на приватность их генетической информации.
Все эти десятки лет образцы ДНК Настоящего ночного охотника, изъятые с многочисленных мест его преступлений, хранились в полиции. В 1990-х годах Пол Хоулс, ныне детектив, начал работать криминалистом в Калифорнии. Перед ним открылось огромное поле для работы — нераскрытое дело Насильника восточных районов, о котором он до этого ничего не слышал. Больше 50 инцидентов. В половине случаев преступник целенаправленно решался нападать на своих жертв в их доме. Его наглость и в то же время безнаказанность поразили Хоулса.
ДНК-технологии в те годы все еще находились в своей зачаточной стадии. Тем не менее криминалист начал анализировать образцы Насильника восточных районов и сравнивать их с другими образцами в лаборатории. В то же время его коллеги в другой части штата, которые расследовали дело Настоящего ночного охотника, также составляли ДНК-профайл преступника.
— Понадобилось четыре года, чтобы с помощью технологий выяснить, что обе лаборатории занимаются одними и теми же образцами ДНК.
В 2001 году официально было подтверждено, что насильник и охотник — это один и тот же человек, который в разное время орудовал в различных частях Калифорнии. После этого Деанджело получил новую кличку — Голден Стейт Киллер («Убийца из Золотого штата»). Следователи объединили дела, но за последующие 15 лет так и не приблизились к разгадке.
Однако за эти годы генетические технологии заметно улучшились и упростились. В США теперь любой желающий может сдать ДНК для того, чтобы попытаться отыскать своих дальних родственников и предков, составить генеалогическое древо. Один из сервисов, который занимается подобной сверкой, называется GEDmatch. Пользователям достаточно загрузить собственную ДНК-информацию на сайт, чтобы выйти на след генетически схожих людей.
В начале 2018-го уже детектив Пол Хоулс понял, что такие сервисы, как GEDmatch, могут стать ключом к раскрытию «глухарей». Сперва он проверил, как это работает, с помощью профилей ДНК своей семьи, а затем решил отправить на сайт информацию по ДНК Убийцы из Золотого штата. Конечно, сервис не указал сразу же на подозреваемого, но помог найти его возможных дальних родственников.
— Они были лишь отдаленно связаны с Деанджело, однако это обеспечило нам стартовую площадку для дальнейших поисков, — подчеркивал детектив в интервью ABC7.
С помощью профессиональных составителей генеалогических древ следователи начали проверять некрологи, кладбища, документы по переписи населения и другие базы данных ДНК, чтобы составить фамильное древо убийцы. Затем они начали присматриваться к людям, которые подходят под критерии разыскиваемого (учитывались возраст и место жительства). По итогу список подозреваемых был сокращен до пяти человек. Среди них был и Джозеф Деанджело.
За бывшим полицейским, который проживал в Сакраменто, была установлена слежка. Детективы несколько дней наблюдали и ждали, когда же Деанджело выбросит в мусорку хоть что-нибудь, с чего можно будет взять образец его ДНК.
— Когда люди выбрасывают свое ДНК в публичном месте, у нас есть все законные права на то, чтобы подобрать его и проанализировать.
Следователи не раскрывают, как именно был получен образец ДНК подозреваемого. Но с уверенностью заявляют, что совпадение с образцами Настоящего ночного охотника и Насильника восточных районов оказалось идеальным.
Спустя несколько часов после проведения теста ДНК Деанджело был арестован у себя дома в пригороде Сакраменто. На первые судебные слушания, где ему были предъявлены официальные обвинения, 72-летнего старика прикатили в инвалидной коляске.
Прокуроры считают, что рассмотрение дела может затянуться на 10 лет. Оно будет стоить налогоплательщикам около $20 млн. К тому же подозреваемому смогли выдвинуть обвинения только в убийствах, так как у изнасилований и грабежей истек срок исковой давности. Но этого все равно может хватить и на смертную казнь, и на пожизненный срок.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by