Реклама 90-х — ностальгируем вместе по мамбе, Invite+ и фирме GoldStar

27 февраля 2019 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

Реклама 90-х — ностальгируем вместе по мамбе, Invite+ и фирме GoldStar

Автор: Ян Альшевский

Когда-то реклама была злой и одновременно веселой, с минимумом ограничений. Ее постепенно доводили до состояния стерильности, и сейчас какой-нибудь смелый ролик быстро уберут из эфира. Но и теперь случаются откровенные перегибы — чего стоит «адаптированный» слоган Reebok «сесть на лицо»... Однако такая реклама работает (ведь о ней говорят все). Как же обстояли дела в 90-е годы прошлого века, что показывали по «ящику»? Мы собрали некоторые заметные образчики рекламы — как сделанной на постсоветском пространстве, так и «адаптированной» для рынка СНГ.

Сейчас, просматривая старую рекламу, удивляешься, насколько она была примитивной. Правда, не вся. Ведь некоторые виды продвижения попросту требуют специального подхода: сделать послание максимально простым, «народным», чуть глуповатым. Но мы не знаем (и вряд ли узнаем), когда режиссеры рекламы действительно руководствовались такими мыслями, а когда им просто не хватало бюджета и умений.

Часто высоким качеством или хорошим замыслом отличается реклама алкоголя, но такие примеры мы опустим, даже несмотря на то, что некоторые бренды попросту прекратили существование. Может, кто постарше, вспомнит забавного персонажа с голубого экрана, который просил «посмотреть, что у него внизу», и хвастался своим «волшебным портретом». Или товарища с почти греческим профилем да «королевскую» (или музыкальную — кому как) огненную воду.

Алкоголь смотрел на человека отовсюду. Сейчас такого на отечественном телевидении не встретишь, но запретную рекламу успешно заменяют ящики с дешевым алкоголем уже при входе в магазины.

А сколько было всевозможных «стиморолов», «фрутелл» и «пикников». Что-то исчезло с белорусского рынка, остальное все еще можно найти. Но их время прошло, настала эпоха новых героев, новых ценностей и брендов.

Лихие 90-е тогда такими не казались. Все было обыденно, хоть и очень сложно — выжить и по возможности добиться своего. Малиновые пиджаки, колоритные братки, «распальцовка», «поштучные» сигареты, каждый зарабатывает как может. В какой-то момент об этом уже можно было шутить.

И вот во второй половине 90-х компания Mars запустила забавную рекламу печенья Twix, использовав образ «бандита» (ну, или бизнесмена) на как бы дорогом американском «Линкольне». Предприниматель столкнулся с реальностью тех времен — необходимостью ремонта у гаражного мастера. Так родился мем «пальцы стучат». Чтобы не оставалось вопросов, режиссер ролика в конце произносит слово «лопата» (образно говоря, конечно).

О «пальцах» уже позабыли, а вот фразу «Коля любит „Мамбу“» все еще можно услышать в беседе в качестве покрытой плесенью веков шутки. С дополнением, правда: «А „Мамба“ всех ненавидит». Теперь «Мамба» ассоциируется с сервисом знакомств и бог весть чем еще, но когда-то немецкие конфеты с фруктовыми вкусами были желанными для многих детей. И некоторых взрослых.

Продолжим «съедобную» тематику роликом Invite+. Слоган сухого (!) напитка «Просто добавь воды!» также впору назвать «мемом 90-х» (а много позже появился сериал про русалок). Порошок заменял компоты, фанты, колы и даже воде придавал приятный вкус и аромат. Детьми он был любим за сладость, студенты и люди постарше запивали им «горькую». Вряд ли это полезная химия, но такая вкусная...

К слову, за созданием популярного напитка, который сдался под натиском всевозможных Zuko и Yupi, таких же порошковых составов из красителей и ароматизаторов, стоит выходец из СССР Сергей Выходцев (такое вот масло масляное получилось). Он не был изобретателем продукта — тот давно существовал в других странах.

А этот сюжет с фантастическим героем и невероятной компьютерной графикой впечатляет. Не то что «Черная пантера» или «Мстители: Война бесконечности». Это — «Бумер»!

Звезда «Ералаша» и рекламных роликов 90-х Саша Лойе уже забыл о прежней популярности, он давно уже не тот непоседливый школьник, в образе которого выступал. Да и бренд давно канул в Лету — Herschi Cola. Компания же, которая выпускала напиток, уже закрыта и продана. Интересно, можно ли сегодня в рекламе показывать такое неподобающее поведение, злобного учителя и суицид ученого-математика с портрета?

Теперь проверка возраста: кто помнит фразу «Глотнул фанты и тормознул автобус»? Потом смотрите ролик.

Я помню фразу «Глотнул фанты и тормознул автобус»

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Да, я стар
Нет, дедуля, не помню

Особо ностальгирующие помнят маргарин Rama с растительными жирами (в рекламе, конечно, говорили о богатом сливочном вкусе, но надписи на упаковке не врали).

Завершим «съедобную» часть подборки рекламой «МакДональдса». Она попала сюда по двум причинам. В свое время открытие первой точки этой сети фастфуда в Минске наделало шуму (даже пригласили военный оркестр), а сам ролик сняли в Беларуси. Вроде даже белорусские же рекламщики. Не исключено, что персонажи из видео вспомнят себя из прошлого.

Ох, как можно обойти тему финансовых пирамид, которые существуют столько, сколько существуют деньги. Они могут принимать разные формы, предлагая инвестировать в свое будущее и будущее близких. Недвижимость, страхование, кредитование, высокие технологии, транспорт — тематика ширится год от года.

Обычно «инвесторами» становятся люди, у которых нет времени, желания или умения найти достоверную информацию. Сегодня есть интернет, раньше же приходилось только верить. Таким достаточно красивым словам и картинкам. К сожалению, они игнорируют несбывшиеся прогнозы и забывают об озвученных полгода-год назад обещаниях. Этим пользовались и пользуются дельцы разной масти.

Легендой и классическим примером стал Леня Голубков со своей прекрасной женой, друзьями, коллегами и партнерами, шубами и дивидендами.

А еще был прекрасный «Русский дом Селенга», который играл на чувствах простых граждан, желавших почувствовать себя боярами в богатой России. Не все так однозначно с этой организацией, очень быстро превратившейся в финансовую пирамиду.

И еще был «Ну, вот я и в „Хопре“!».

Следующие ролики вспомнить будет сложнее. Все они продвигают компанию «Сэлдом», которая сделала очень крутой шаг, заявив о себе в минималистичном стиле.

«Простота» в рекламе — это, конечно, хорошо, особенно если показать, что на самом деле за ней прячется уйма высокотехнологичных товаров.

Один из роликов в свое время и вовсе восхищал медиасистемой в кадре, мощнейшим звуком и очень грамотным слоганом — «Сиди, слушай». Это игра слов, завязанная на аббревиатуре CD, ведь компакт-диски тогда считались лучшим носителем для музыки.

Кроме того, запомнился серией мини-фильмов банк «Империал», существовавший с 1990 по 1999 год. Кризис 1998 года больно ударил по нему, и вскоре учреждение признали банкротом. Теперь о банке напоминает лишь реклама: «До первой звезды нельзя», «Пора собирать камни» и целый ряд других. Тогда подобные видео воспринимались как шедевры (да и сейчас смотрятся неплохо).

А вот продвигавшие журнал «ТВ Парк» люди вовсю использовали юмор. Увидев рекламу первый раз, можно было впасть в ступор и подумать, что «КВН отдыхает». Да, это было действительно смешно (не всегда на все 100%), грамотные пародии на популярные товары того времени. Созданием самых веселых роликов занимался Юрий Грымов.

Журнал-телегид уже не выходит — последний номер появился в 2013 году, после чего печатное издание ушло на закономерный покой, обанкротившись.

Может, более раннее, а может, позднее творчество.

Подкинем чуть технологичности с рекламой LG. Многие успели позабыть, что это название образовано из двух — Lucky и GoldStar. Слоган использует те же буквы — Life’s Good. Когда-то по телевизору прошла массированная кампания, информирующая о переименовании GoldStar (продукция которой была широко представлена в странах бывшего СССР) в LG.

Выбор покупателей
32" 1366x768 (HD), частота матрицы 50 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR, Wi-Fi
Выбор покупателей
43" 3840x2160 (4K UHD), матрица IPS, частота матрицы 50 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR, Wi-Fi
Выбор покупателей
55" 3840x2160 (4K UHD), матрица IPS, частота матрицы 50 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR, Wi-Fi

Конечно, все это подавалось под соусом развития технологий — «будущее наступило». Кроме того, многие только благодаря переименованию вообще узнали об этом производителе.

Вы поверите в будущее, глянув рекламу видеокассет. Видеокассет, Карл! Сегодня для игр делают ролики проще.

А такое вряд ли показывали по центральному телевидению. Когда-то это видео разошлось по всему интернету. Квинтэссенция всего лучшего, что можно найти в народном творчестве, настоящий «вирус», превзойти который сложно. Представьте, во что превратилось бы ТВ, если бы хотя бы каждый третий предприниматель того времени заказал подобную рекламу. Теперь вы можете посмотреть ролик бесплатно и без SMS.

Следующее видео не хочется называть трэшем — уж очень прекрасно получилось. Наивно, примитивно, «конверсионно» и с участием военных (не все они реальные служащие). Продвигался таким образом салон по продаже автомобилей Lada — вершины советского и российского автопрома. Помнится, чтобы сделать эту машину идеальной, достаточно было положить на заднюю полку пару «блинов» да купить магнитолу помощнее.

Ну и завершим рекламную подборку, посвященную ностальгии, несколькими роликами из настоящего советского прошлого. По градусу сумасшествия реклама Московского вентиляторного завода (с которым нужно заключать договоры) напоминает видео о «сети ларьков». Это больше чем реклама — это мюзикл.

Но авторы не остановились на достигнутом и сняли вторую серию блокбастера. Такое точно запоминается, однако работает ли подобная реклама — большой вопрос.

Да и вообще в Советском Союзе любили снимать натуральные фильмы, а не просто ролики — эфирное время не было таким безумно дорогим, как сейчас (но это не точно), рекламодателей тоже, вероятно, насчитывалось меньше (да и не всех пускали). Вот образчик старины — видео, посвященное стереомагнитоле «Сириус» с пятиполосным эквалайзером. Снова много песен, а вот сама техника появляется в кадре совсем редко.

Телевизоры «Горизонт» — гордость белорусов — сегодня уже не те. Они стали какими-то плоскими и невзрачными. То ли дело в былые времена — тогда они «помогали раздвинуть горизонты»… Чего стоил «Горизонт 723» с тумбой, источавшей теплейший звук из программы «Время». Но реклама посвящена более совершенным моделям.

Всего, конечно, не упомнишь. Мы не забыли про «тетю Асю», которая хотела все отбеливать без кипячения, вечно вопящий «Ми-и-инто-о-он», безупречный Uncle Ben’s, разговорчивые зубные щетки Colgate, незаменимый Comet и многое другое. Эх, были же времена…

Выбор покупателей
32" 1366x768 (HD), частота матрицы 50 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR, Wi-Fi
Выбор покупателей
43" 3840x2160 (4K UHD), матрица IPS, частота матрицы 50 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR, Wi-Fi
Выбор покупателей
55" 3840x2160 (4K UHD), матрица IPS, частота матрицы 50 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR, Wi-Fi

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в Дзене

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by