03 февраля 2019 в 8:00
Источник: Клим Картохин

Как в СССР создали самый смертоносный в мире «поезд-призрак»

Источник: Клим Картохин

Сегодня в кино принято ностальгировать по культуре и атмосфере 1980-х. Почему-то при этом мало кто вспоминает, что это было время очередного обострения холодной войны между двумя сверхдержавами. В 1983-м СССР сбил южнокорейский самолет с 269 пассажирами на борту. В этом же году Страна Советов первой в мире приняла в опытную эксплуатацию «поезд-призрак» — состав с межконтинентальными ракетами вместо пассажирских вагонов.

Содержание

Очень холодная война

Весь период холодной войны характеризуется безумной гонкой вооружений. Именно за время противостояния СССР и США оружие стало таким, каким по сути остается и сегодня. Воистину человеческая фантазия не знает границ, когда речь касается способов уничтожения себе подобных.

Изображение: Flickr

Так, во второй половине XX века обе страны активно работали над специальными поездами, замаскированными под обычные составы, но при этом способными запускать ракеты с ядерными боеголовками. Первой вопросами создания такого поезда в самом начале 1960-х годов озаботилась Америка. В 1961-м первые испытания прошла межконтинентальная баллистическая ракета «Минитмен». В отличие от предшественников, она не боялась вибраций при перемещении и не нуждалась в заправке перед стартом — новинка как нельзя лучше подходила для базирования на какой-нибудь движущейся платформе. Например, прямо на поезде.

Почему именно железнодорожный состав? Потому что поезда, оснащенные установками для запуска ракет, можно было относительно легко и быстро рассредоточить по всей стране. Стандартные для того времени шахтные установки не могли похвастаться такими преимуществами — при обнаружении их месторасположения противник мог легко уничтожить опасное оружие еще до того, как оно придет в боевую готовность.

Уже в 1960-х годах американское командование собиралось принять на вооружение 30 поездов, каждый из которых должен был нести по пять «Минитменов». Успели даже создать прототип состава! Однако потом кому-то пришла в голову идея посчитать стоимость проекта… В итоге в 1961 году от него моментально отказались.

Фото: Flickr

Вторая попытка американцев вернуться к созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) предпринималась во второй половине 1980-х годов. Аккурат по мотивам советского состава, известного под названиями «Молодец», «Скальпель», «поезд-призрак» и «состав номер ноль». Опытный образец прошел испытания, но наступил 1991 год, и предполагаемый соперник, против которого и создавалась махина, вдруг на время исчез из списка возможных врагов. Необходимость в поезде отпала, его создание вновь признали нецелесообразным и бесперспективным.

Зато в СССР, а потом и в России, единственный в мире БЖРК действительно стоял на боевом дежурстве и кое-как протянул аж до 2007 года. Так что же из себя представлял самый смертоносный в обитаемой части Вселенной поезд?

Ядерная ракета на рельсах

Советский Союз озаботился разработкой практически сразу после того, как идея зародилась где-то в недрах американской военной машины. Вообще, начало 1960-х — это один из самых напряженных периодов в истории холодной войны. Хрущев как раз дождался своей «Царь-бомбы», повергнув в ступор США. Но толку от этой бомбы оказалось мало, ведь доставить ее на территорию «заклятого друга» было невозможно.

Иллюстрация: Pinterest

Стало ясно, что бомбардировать друг дружку придется все-таки с помощью межконтинентальных ракет, способных нести ядерный заряд. Но здесь проявилась другая проблема — все стартовые площадки на территории двух стран были известны. Значит, смысла в стационарных комплексах не было. Тогда ракеты стали прятать в шахты и устанавливать на разного рода мобильные платформы — прежде всего на бомбардировщики и подводные лодки. Как тут не вспомнить про поезда? Тем более что на шахтные установки особых надежд не возлагали. Узнав о месторасположении такого объекта, условный противник мог запустить из Европы ракету «Першинг-2», которая бы легко уничтожила шахту вместе с содержимым. Лететь такой ракете минут восемь. Примерно столько же требовалось только на открытие люка ядерной шахты.

Несмотря на то что приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса с ракетой РТ-23» был подписан еще в 1969 году, полностью идея поезда-ракетоносителя оформилась только к концу 1970-х. Заниматься решением сложнейшей задачи поручили конструкторскому бюро «Южное», возглавляемому Владимиром Уткиным.

«Задача поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем», — вспоминал позднее ученый. Нужно было придумать, как разместить тяжеленную ракету в вагоне, обеспечить безопасность, проверить, выдержат ли железнодорожные мосты и полотно.

Набросок того, как мог выглядеть БЖРК

Владимир Уткин сам возглавил работу коллектива, которому предстояло создать совершенно новую ракету, а также решить ворох проблем, которые еще вчера не были актуальными. Так, каким-то образом нужно было разместить три ракетные установки в одном поезде. Ракета при этом не должна была весить больше 105 тонн, иначе полотно просто не выдержало бы.

Делали ракету почти пять лет. Получилась трехступенчатая РТ-23УТТХ (модификация РТ-23). Сопла впервые встроили в сами двигатели, располагавшиеся на первой ступени. Это сделали для того, чтобы уместить орудие в вагоне. С этой же целью пришлось применять надувной обтекатель головной части ракеты. Ладно, кое-как уместили РТ-23УТТХ в поезде, но как ее запустить, чтобы на старте не повредить газовой струей сам вагон и пути?

Для этого использовали систему заклона. Как только ракета принимала вертикальное положение, она как бы выталкивалась в воздух за счет создаваемого пороховым аккумулятором давления в замкнутом пространстве. При этом включались вспомогательные двигатели, которые заклоняли ракету на определенный угол. Только после этого, уже в воздухе, включался основной маршевый двигатель, струя от которого благодаря заданному ранее углу не причиняла вреда железнодорожному составу.

Автор фото: Алексей Холодков

Одновременно команда Алексея Уткина, брата Владимира, трудилась над подходящим железнодорожным составом-ракетоносцем. Внешне он ничем не должен был отличаться от обычного состава с рефрижераторными и пассажирскими вагонами.

Говорят, даже опытные железнодорожники с расстояния 50 метров не могли отличить «поезд-призрак» от стандартного железнодорожного состава. Только приглядевшись можно было заметить увеличенное количество осей и дополнительные пружины для компенсации высокой нагрузки.

За передвижение «состава номер ноль» отвечали три тепловоза. В семи вагонах размещался командный состав, в одном — горючее. Еще девять замаскированных под рефрижераторы вагонов скрывали в себе три пусковые установки. Таким образом, на одну ракету приходилось три вагона: в одном размещалась сама установка, а два соседних были нужны для распределения нагрузки тяжелого оружия.

Фото: Medium 

Боевое дежурство «поезда-призрака»

Опытная эксплуатация первого БЖРК началась в 1983 году, однако полноценные полевые испытания готового изделия стартовали спустя полтора года. В начале 1985-го «поезд-призрак» в обстановке строжайшей секретности прибыл на стартовую площадку в Плесецк.

Прежде чем запустить настоящую ракету из вагона, был изготовлен макет снаряда в натуральную величину и с таким же весом. Полости заполнили песком, вместо топлива залили бетон. Потом все это добро два стотонных крана загрузили в вагон — все для того, чтобы определить, влезет ли РТ-23УТТХ. Первый пуск из поезда настоящей ракеты состоялся в феврале 1985 года.

Автор фото: Алексей Холодков

Боевой запуск должен был выглядеть примерно так. После соответствующей команды поезд останавливался в заданной точке маршрута. Особо крепкие гидравлические домкраты, опираясь на рельсы и шпалы, выравнивали положение вагона с ракетой. Специальное устройство разрывало контактную сеть, одновременно откидывалась в сторону крыша вагона, а ракета поднималась на специальной гидравлической установке. Затем осуществлялся запуск. На все про все уходило около трех минут.

При испытаниях не обошлось без курьезов. Первый запуск производился в лютый мороз, а поезд только-только выкатили из теплого ангара. В итоге примерзла откидная крыша. Пришлось загонять весь поезд обратно в ангар, отогревать, менять аккумуляторы. Кроме того, порой насыпь не выдерживала веса поезда и проседала.

Запускать можно было сразу три ракеты. Кроме того, благодаря наличию трех тепловозов состав умел разделяться на три части и при необходимости производить запуски из разных мест. Всего за почти три года испытаний поезд проехал 400 тысяч километров по всей стране в разных климатических зонах. За это время запустили 32 ракеты. Через города «состав номер ноль» проходил по ночам, под строжайшей охраной.

Фото: Medium

Помимо боевых испытаний поезд должен был пройти серию тестов на устойчивость к внешним воздействиям. На Семипалатинском полигоне состав подвергали электромагнитному излучению, испытывали молниезащиту и даже сопротивление взрывам — ударная волна с тротиловым эквивалентом в 1000 тонн не повлияла на работоспособность систем, расположенных в полукилометре от эпицентра взрыва.

В 1987 году первый «поезд-призрак» заступил на боевое дежурство. Всего же было создано 12 БЖРК и около сотни ракет РТ-23УТТХ. Создатели хвастались, что их детище невозможно обнаружить, а одной ракеты с десятком боезарядов, по мощности в 25 раз превышающих сброшенную на Хиросиму бомбу, хватит, чтобы опустошить какую-нибудь европейскую страну. А там и до Америки недалеко, ведь 23-метровые 100-тонные ракеты способны преодолевать по 10 тысяч километров!

Распилили и забыли

На протяжении нескольких лет поезда курсировали по всей стране. В каждом составе — не менее 70 военнослужащих и ни одного гражданского, даже в качестве машинистов выступали офицеры. В местах базирования поездов в радиусе полутора тысяч километров Министерство путей сообщения специально модернизировало железнодорожные пути, заменяя рельсы на более тяжелые и устанавливая железобетонные шпалы вместо деревянных.

Что ж, вот он — успех советской военной машины. Ведь больше ни у одного государства в мире не было на вооружении «ракетных поездов»! Впрочем, история БЖРК все равно закончилась бесславно.

Демонтаж «Молодца»

В начале 1990-х, еще когда с конвейера не сошли все «поезда-призраки», передвижение составов существенно ограничили, фактически привязав их к месту дислокации. Ближе к новому столетию «Скальпели» принялись демонтировать, что продолжалось до 2007 года. Чуть ранее было объявлено о снятии поездов с боевого дежурства. Осталось лишь два музейных экземпляра — в Тольятти и Санкт-Петербурге.

Недавно в России заговорили о создании нового типа БЖРК под названием «Баргузин». Успели даже испытать предназначенные для него ракеты. Но год назад Минобороны внезапно сообщило о закрытии проекта. Слишком дорого.

Думается, это и есть основная причина отказа от уже существовавшей дюжины поездов. Речь ведь не только о содержании железнодорожных составов, но и о подверженных высокому износу путях. К тому же ближе к XXI веку стало очевидно, что при современных средствах спутниковой разведки скрыть такую установку, да еще с тремя тепловозами в комплекте, невозможно.

Вооруженные ядерными ракетами поезда оказались никому не нужной роскошью, к тому же чрезвычайно дорогой в обслуживании. Что ж, может оно и к лучшему.

Снят с продажи
рекомендуемый возраст 6 лет, 526 деталей
Снят с продажи

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by