Стивену Сигалу скоро стукнет 67 лет. Но по сравнению с другими легендами боевиков Сигала можно назвать довольно молодым актером. У Чака Норриса, Сильвестра Сталлоне, Джеки Чана и Арнольда Шварценеггера карьера началась в 70-е годы прошлого века, а Стивен Сигал засиял на обложках VHS-кассет лишь в конце 80-х, перебиваясь до этого в роли постановщика драк и координатора трюков.
О корнях Стивена Сигала ходит противоречивая информация. Сам он однажды говорил, что его дед был родом из одной из буддистских республик России, а сам себя он называл потомком монголов. А во время визита в Беларусь актер заявлял о своих белорусских корнях.
Интернет-пользователи даже провели свое небольшое расследование и выяснили, что дед актера Натан Сигельман родился в Бобруйске, а в начале 20-го века эмигрировал в США, где и натурализовался, сменив фамилию на Сигал. В разных документах бабушка Дора Сигельман указывала Бобруйск, Брест и Минск как свое место рождения.
С японскими боевыми искусствами он познакомился благодаря японскому мастеру, который обучал его в додзё в небольшом калифорнийском городке. Он-то и вдохновил Сигала на поездку в Японию в возрасте примерно 20 лет. По возвращении будущий актер познакомился со своей первой женой — Мияко Фудзитани, которая приехала в Лос-Анджелес преподавать айкидо. С ней он снова вернулся в Японию, где в 70-х был едва ли не первым иностранцем, который открыл додзё в Стране Восходящего солнца. В 80-х додзё Сигала появилось в США.
В 1982 году Стивен Сигал был приглашен в качестве специалиста по японскому фехтованию для фильма «Вызов». Для массовки он привел несколько своих учеников. В 1983 году уже в качестве постановщика боевых сцен Сигала позвали в фильм «Никогда не говори никогда» с Шоном Коннери. Во время тренировки с исполнителем роли Бонда Сигал сломал ему запястье.
Пускай Сигал и не начинал карьеру в 70-х, но в кадр он вошел не на второстепенной роли, а открыл дверь в кинематограф с ноги. Утверждается, что идею для полноценного боевика с Сигалом в главной роли ему подкинул бывший ученик и по совместительству агент Майкл Овиц. Он был уверен, что может сделать кинозвездой любого. И, в принципе, не ошибся. «Над законом» (1988) при бюджете в $7,5 млн собрал в прокате почти $19 млн, а Сигал подписал контракт с Warner Bros.
В последующие годы Сигал продолжил эксплуатировать роль полицейского. В фильме «Смерти вопреки» (1990) он пробуждается из комы и мстит коррумпированным полицейским и политикам за убийство семьи. В «Помеченный смертью» (1990) мстит уже мафии за ранение племянницы. Оба фильма оказались успешными в прокате, хотя и были раскритикованы рецензентами.
В боевике «Во имя справедливости» (1991) мстит уже другим мафиози за убийство своего напарника. Работавшие над этим фильмом вместе с Сигалом позже рассказывали, что он часто опаздывал на съемочную площадку, заставляя всех себя ждать. Координатор трюков даже рассказывал, что Сигал во время съемок бахвалился своей невосприимчивостью к удушью. А когда Сигал подставил шею, чтобы доказать это, то все-таки был придушен и потерял сознание. Правда, сам Сигал постоянно спорит о произошедшем.
Настоящий успех и популярность Сигалу принес боевик «В осаде» (1992) про захват террористами линкора «Миссури» с ядерным оружием. Фильм даже был номинирован на «Оскар». Правда, по техническим номинациям. Приключения кока Кейси Райбека собрали $156,6 млн в мировом прокате и гарантировали выход продолжения.
Правда, выход «В осаде 2: Темная территория» (1995) задержался. Первоначально сценарий писался без привязки к Кейси Райбеку. Сценарист хотел, чтобы фильм был похож на «Крепкий орешек», где совершенно обычный полицейский сумел стать героем дня и спасти целое здание. Но Warner Bros. решила сделать из картины продолжение победного марша Кейси Райбека. Сам Сигал переписал многие сцены, в которых присутствовал, а также активно вмешивался в съемочный процесс. Но несмотря на это фильм окупился, пускай его сборы и были куда скромнее оригинального боевика.
А вот картины, режиссируемые самим Сигалом, аудитории «заходили» не так хорошо. В 1994 году в прокате провалился «В смертельной опасности» — экологический фильм про борьбу Сигала с жадными нефтяниками. За эту картину режиссер Сигал получил «Золотую малину». Через два года в минус ушел «Мерцающий», а еще спустя год скромную кассу в $16 млн при затратах в $60 млн принес «Огонь из преисподней». На этом фильме контракт с Warner Bros. был закончен.
На большие экраны Сигал вернулся в 2001 году с фильмом «Смертельные раны», который подавался как большой камбэк. Но несмотря на удивительно успешную кассу, самого актера ждала номинация на «Золотую малину» за худшую мужскую роль. После провала «Ни жив ни мертв» (2002) боевики со Стивеном стали выходить сразу на DVD, а их бюджеты начали быстро сокращаться.
Этот период в карьере актера отлично описал один из рецензентов: «Беда не в том, что Сигал делает плохие фильмы. Беда в том, что Сигал делает одни и те же плохие фильмы снова и снова».
Посудите сами. В боевике «Руслан» (2009) главный герой мстит за гибель родных, в «Хранителе» (2009) бывший полицейский спасает похищенную дочь преступного босса, в «Опасном человеке» (2009) бывший спецназовец объявляет войну гангстерам… И так далее. Декорации менялись, а главный герой оставался тем же Стивеном Сигалом.
Но судя по тому, что актер не останавливался и умудрялся в год выпускать по четыре фильма на DVD, они приносили ему какой-то стабильный, но доход. Некоторые из этих фильмов удостоились премьеры в кинотеатрах. Правда, в довольно скромных по кассовым сборам странах.
Карьера DVD-героя Стивена Сигала продолжается и поныне. Хотя актер явно желает вернуть мимолетное величие 90-х. На 2019 год запланировано возвращение Нико Тоскани и Кейси Райбека в фильмах «Над законом 2» и «В осаде 3».
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!