Небоскребы, коммунизм и технологическое чудо. Заметки с полей Шанхая
16 941
233
18 октября 2018 в 8:08
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Виталий Олехнович
Небоскребы, коммунизм и технологическое чудо. Заметки с полей Шанхая

Китай умеет поражать. Если вы зависли в нулевых и уверены, что до сих пор в Поднебесной лишь клепают подделки, то вам обязательно надо посетить Шанхай — своеобразный восточный Нью-Йорк с высотками, электромобилями и цифровизацией на каждом шагу. С населением в 24 млн человек он вполне заслуживает того, чтобы стать местом действия очередного НФ-фильма о вторжении инопланетян. А пока сам Шанхай, как и Китай в целом, для иностранца оказывается неизведанной планетой, где все сетевые сервисы, к которым мы привыкли, не работают, а английский понимает дай бог если персонал в отеле.

В Шанхай мы попали в рамках командировки на выставку Huawei Connect 2018. Времени погрузиться в город было совсем мало, однако заметок на полях собралось достаточно: об электрическом транспорте, неуважительном отношении скутеристов к ПДД, проблемах с доступом к привычным западным сервисам, нюансах подключения местной SIM-карты и небоскребах, которые за десяток лет оккупировали тихое сельскохозяйственное побережье Шанхая, превратив его в главный финансовый центр Китая.

От рисовых полей до высочайшего небоскреба Китая

В 1980-х годах на месте нынешнего делового центра в Пудуне (одном из районов Шанхая) находилась болотистая местность, отданная в мозолистые руки фермеров. С одной стороны район омывала река Хуанпу, с другой он вдавался в Восточно-Китайское море. На берегу территория медленно обрастала складами и причалами, пока не было решено отдать эти плодородные рисовые поля под новый район, в котором в том числе расположилась финансовая зона Луцзяцзуй и второй по высоте небоскреб в мире.

Такой грязноватый вид на троицу с высшей доступной точки Восточной жемчужины

Шанхайская башня высотой 632 метра изящно возвышается над своими карликовыми собратьями — Шанхайским всемирным финансовым центром (492 метра, в народе «открывашка») и башней Цзинь Мао (421 метр). На них нам удалось посмотреть с высот Восточной жемчужины — третьей по высоте телебашни Азии. Именно с ее закладки в 1991 году можно вести символический отсчет высотной застройки района Пудун.

Строительство небоскребов в этой части Шанхая сопровождалось рядом проблем. Некоторые китайские ученые опасались, что большое средоточие высоток на берегу приведет к проседанию грунта. В 2012 году на дорогах по соседству с Шанхайской башней стали появляться трещины. Расследование показало, что они, скорее всего, были вызваны чрезмерной добычей подземных вод.

С земли самая-самая вторая высотка в мире умудряется затеряться среди менее выдающихся «коллег»

Фундамент Шанхайской башни начали закладывать в 2008 году. В почву были вбиты сотни свай, а саму бетонную площадку заливали более 60 часов подряд. К работе в это время были привлечены 2000 строителей и 450 бетоновозов.

Однако даже из удаленных уголков города ее можно разглядеть в сизой дымке

Закрученная конструкция внешней оболочки Шанхайской башни гипотетически позволит ей выдерживать порывы ветра до 51 м/с. Но звания самого устойчивого небоскреба в мире она во многом удостоилась благодаря тысячетонному маятнику-демпферу в верхней части здания, который раскачивается на самых верхних этажах на стальных кабелях. Под маятником установлена пластина со 125 мощными магнитами, которые усиливают демпфирующий эффект.

На Восточной жемчужине есть площадка с прозрачным полом. Ощущения от прогулки по ней сложно описать

В 2014 году на крышу стройплощадки Шанхайской башни пробрались российский и украинский руферы. Они умудрились залезть на строительный кран, установленный на крыше небоскреба, и поднялись на высоту 650 метров, чем наделали немало шума в медиапространстве.



Рассказывать о Шанхайской башне можно еще долго: и про рекордно быстрые лифты производства Mitsubishi Electric, и про самый высотный отель или смотровую площадку, но оставим это darriuss’у.

Отметим лишь, что ночью, когда зажигается подсветка многоэтажек, на этот район с набережной Вайтань открывается удивительный вид. Именно в ночное время, вглядываясь в эту блестящую мощь Китая, ловишь себя на аналогиях с восточным Нью-Йорком.

Правила для двуногих и четырехколесных

В Шанхае довольно много автомобилей катается на электродвигателях. Видимо, в Китае всерьез ввязались в борьбу за экологичную среду обитания. По крайней мере, большинство видов общественного транспорта (в том числе такси) двигаются абсолютно бесшумно как для пассажира, так и для прохожих. Признаться честно, для меня это был первый опыт езды на электрическом транспортном средстве. Когда машина бесшумно трогается с места, чувствуешь себя не в своей тарелке, а в какой-то инопланетной.

Чаще всего это какие-то местные марки наподобие BYD. Вообще, часть таксопарка Шанхая составляют именно электромобили этой компании. Также в местных городах можно увидеть автобусы с логотипом этой марки.

Но куда больше по городу носится электроскутеров. И носятся они абсолютно бесшумно, с полным презрением к правилам дорожного движения и личному пространству пешеходов. Нередко можно услышать, как местные пацаны подкрадываются к тебе со спины на электроскутере почти вплотную. Без зазрения совести они катаются по пешеходным переходам и выруливают на дороги, объезжая запрещающие сигналы светофора, проносятся вдоль открывающихся дверей припаркованных такси.

Тем не менее движение в городе нельзя назвать хаотичным, а дороги — загруженными. Автомобилисты ведут себя на проезжей части цивилизованно, скутеристы не вынуждают поток сигналить, а пешеходы нарушают лишь убедившись в безопасности такого маневра.

Наверное, во многом это связано с обилием камер наблюдения на дорогах, которые в режиме реального времени способны не только считывать номера автомобилей, но и распознавать лица водителей. Китайское государство постоянно следит за своими гражданами. Такой разветвленной системой наблюдения многие местные объясняют и относительную безопасность города, так как скрыться с места преступления грабителю, возможно, и удастся, но убежать далеко от камер не получится.

Полагаясь на отечественный автопром, европейским китайцы тоже не брезгуют.

Приключения с SIM-картами

Любой турист, прилетая в новую страну, в первую очередь стремится обзавестись местной SIM-картой, чтобы получить постоянный доступ к интернету и не зависеть от эпизодических вылазок через ресторанные Wi-Fi-точки.

Не могу говорить за весь Китай, но в крупных городах и их окрестностях 4G ловит бесперебойно. Конечно, есть нюансы с медленным доступом к западным ресурсам, но тут уж ничего не попишешь.

Свою SIM-карту я получал в небольшом офисе China Mobile в совсем не туристическом месте. В зале было очень много местных, на билетике значился номер 3360, а на табло у сотрудников светилось только «3335». Пожилые китайцы тоже хотят выходить в интернет, но со смартфонами они дружат довольно слабо, а потому практически каждый клиент задерживался у стойки минимум минут на 10.

Для того чтобы получить SIM-карту, предварительно надо выбрать себе будущий номер у терминала самообслуживания. Свободных номеров десятки, но все их объединяет одно — цифра 4 в 11-значном номере. Цифру эту в Китае всеми силами не любят и избегают, так как она созвучна слову «смерть».

Многовековые традиции и легенды крепко осели в головах местных, а потому даже четвертых этажей в отелях вы не найдете. Изгаляются китайцы по всякому: обозначают их латинской буквой F или 3а, а могут и вовсе отказаться. Бывает, идут на подлог пространства-времени: за третьим этажом будет следовать сразу пятый.

А вот цифру 8 в Китае очень любят, она символизирует собой богатство и прочие жизненные приятности. Потому мы и выбрали номер с восьмеркой, чтобы нивелировать пагубное влияние четверки на стабильность нашего интернет-соединения.

Вручаем сотруднику China Mobile паспорт, подставляем лицо под камеру, трижды ставим электронную подпись, отдаем 100 юаней (примерно $15) и становимся обладателями тарифа с безлимитным интернетом и 80 минутами звонков внутри Китая на месяц. Правда, что делать со всем этим трафиком, непонятно, ведь большинство развлекательных сервисов (YouTube и Twitch, например), которыми мы привыкли наслаждаться с той стороны «Великого китайского файрвола», в стране не работают. И это отдельная история китайского цифрового чуда.

Google здесь не место!

Уже несколько лет компания Google и все ее продукты здесь забанены: ни карты, ни переводчик, ни почта вам тут не помогут. Даже если заранее скачать карты в офлайне, они будут крайне куцыми и неактуальными. Это одно из главных неудобств, которые будет испытывать турист в Китае. К тому же в бане находятся Facebook, Instagram и Telegram, а соцсеть «ВКонтакте» хоть кое-как и работает, но делает это крайне неохотно и со скрипом.

Поэтому необходимо заранее обзавестись VPN-сервисом и для мобильника, и для ноутбука. Для первого найти VPN-приложение с бесплатным пробным периодом не проблема. Нам как раз хватило недельного триал-периода, чтобы полностью закрыть мобильные потребности. Вот только мы понадеялись, что при раздаче интернета VPN будет активен и для подключенного ноутбука, но это уже входит в платный функционал программы, так что имейте в виду.

Большинство жителей материкового Китая не в курсе подобных проблем и искренне удивляются, когда интересуешься у них о законности использования VPN-сервисов в стране: «Что такое VPN?»

Оно и понятно: проект «Золотой щит» (который неофициально называют «Великим китайским файрволом») успешно работает с 2003 года, защищая местных жителей от тлетворной информации с Запада, а местный IT-рынок — от крупных заграничных конкурентов. Не удивительно, что в таких тепличных условиях вовсю сумели развернуться местные сервисы. Один из них — WeChat, который сконцентрировал в себе практически все активности китайцев. Это и мессенджер, и обмен голосовыми сообщениями, и звонки, и, самое главное, электронный кошелек, с помощью которого в Китае можно оплатить практически все что угодно. И это, наверное, самое удивительное для обывателя с Запада доказательство технологической продвинутости китайцев.

История мессенджера началась в 1998-м, когда выпускник Шэньчженьского университета Ма Хуатэн увидел в Штатах ICQ. В том же году он основал компанию Tencent, которая спустя некоторое время представила программу Open ICQ (ныне QQ). К концу нулевых ею пользовались сотни миллионов человек, но на горизонте уже забрезжила эра смартфонов и надо было делать что-то новое.

Этим новым оказался WeChat (ранее Weixin), которому удалось выстрелить на рынке благодаря функции обмена голосовыми сообщениями. Дело в том, что набирать иероглифы на китайских клавиатурах довольно долго и неудобно, а обмен голосовыми сообщениями упрощал и ускорял коммуникацию.

Со временем мессенджер превратился в платформу для сторонних компаний и их приложений, которые поддерживают WeChat Pay — внутреннюю платежную систему. Оплачивать товары можно не только во встроенных интернет-магазинах. Достаточно продемонстрировать QR-код своего кошелька в WeChat считывающему устройству в супермаркете, и операция пройдет автоматически. Аналогичным образом китайцы расплачиваются за услуги отелей, такси, ресторанов, государственных учреждений, заправок…

Даже аренду этих велосипедов можно менее чем за минуту оплатить в онлайне

В общем, без WeChat и карты банка материкового Китая в этой стране ощущаешь себя слегка ущербным на фоне многоуровневых развязок, разнообразия электромобилей, терминалов для обмена валюты, будок для караоке, чистых улиц, высоченных (до ломоты в шее) стекляшек, мерцающих на каждом углу светодиодов и абсолютного непонимания международного языка общения местными. Китай, плотно обнесенный «Великим китайским файрволом», напоминает другую планету, на которой ты теряешь связь с привычной реальностью, на которой многолетние стереотипы сдуваются пылью от щелчка пальцев Таноса, на которой так сложно найти общие точки пересечения с местными. Ведь частенько они даже понятия не имеют, кто такой Гарри Поттер. Где это видано?!

Беспроводные и портативные колонки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Виталий Олехнович