Представитель высшей школы во Франции о ПВТ, БГУИР и образовании инженеров

18 011
25 сентября 2018 в 17:19
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Представитель высшей школы во Франции о ПВТ, БГУИР и образовании инженеров

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

В начале недели в Беларусь приехал Серж Бастид из французской Высшей школы Мин Алес (L'École des Mines d'Alès). Он посетил БГУИР, ПВТ и несколько IT-компаний, впечатлился «широкими улицами» Минска и заодно нашел время поговорить с Onliner.by. 

— Насколько я понял, ваша школа делает акцент на подготовке инженеров-горняков…

— Не совсем. Просто слово «mines» похоже на английское «mining». Школа появилась 175 лет назад, и сейчас мы готовим инженеров всех сфер — как для горнодобывающей отрасли, так и архитекторов, математиков, IT-специалистов, инженеров искусственного интеллекта и так далее.

— Что из перечисленного наиболее популярно? 

— Гражданское строительство и искусственный интеллект (Data Science, Big Data).

— В наших университетах обычно теории больше, чем практики. На ваш взгляд, лучше так или наоборот?

— Ни то ни другое. Во Франции инженер — это человек, который на одинаково высоком уровне обучен теории (науке и технологиям) и в то же время хорошо разбирается в бизнес-процессах, маркетинге и подобных вещах. Нельзя сказать, что что-то одно — теория либо практика — важнее другого. Главное — совместить их. Конечно, это непросто: время ограничено, и нужно всесторонне обучить студентов. Справляются только лучшие. Вот почему инженерные школы во Франции проводят очень строгий отбор.

— В вашу школу сложно поступить? 

— У нас примерно 700—800 мест, а общее число абитуриентов в школу — около семи тысяч. То есть поступает каждый десятый. Дипломированный инженер учится пять лет. Школа общественная, мы получаем деньги от государства. Но и, конечно, нужно искать средства самим. По сравнению с бизнес-школами и зарубежными университетами сумма получается невысокой.

— Белорусские студенты при возможности нередко выбирают зарубежные вузы. У вас такая тенденция есть?

— Это нормальная практика. Более того, в моей школе, да и вообще в инженерных для получения диплома нужно выполнить три условия. Первое — успешно пройти все экзамены. Второе — сдать английский минимум на 800 очков в тесте TOEIC (при максимально возможных 990 баллах). Третье требование — студент должен провести не менее четырех месяцев учебы за рубежом. Мы считаем, что по возвращении человек становится немного другим: появляются новые идеи, улучшаются профессиональные навыки.

— У вас много преподавателей-практиков?

— Профессоры, как правило, заняты исследовательской деятельностью, разработкой патентов и так далее. Если хотят, им разрешено работать на полставки или открыть собственную компанию. Также некоторые профессоры работают за границей. Кроме этого, есть курсы, которые читают эксперты в конкретных узких сферах — например, проектирование и строительство мостов.

— Часто говорят, что в Беларуси хорошие инженеры. Согласны? 

— Абсолютно. Мы уже подписали соглашение с БГУИР. В рамках договоренностей будем вместе работать над рядом проектов. Я пообщался с некоторыми студентами — они превосходны: глубокие знания в науке и IT, но также интересуются криптовалютами, финансами. Собственно, поэтому я здесь и нахожусь: мы хотим работать с хорошими университетами и учениками.

— Вы еще в Парке высоких технологий успели побывать, верно? 

— Да, только оттуда.

— Что-нибудь похожее во Франции есть?

— Похожее — да, но модель другая. Во Франции если скажете: «Хай-тек парк», всегда будет подразумеваться место, где одновременно находится образовательная платформа, исследовательская и лабораторная. Ваша модель другая, и она очень интересная, на мой взгляд.

— Сейчас в ПВТ почти четыре сотни резидентов, и у них есть налоговые льготы. Франция как-то поддерживает свои IT-компании? 

— Наша политика заключается в помощи новым компаниям. Например, если создали в инкубаторе стартап, то в течение первого года платить ничего не надо. При открытии компании первые два года освобождаетесь от налогов. Но многое зависит от размера компании — если она крупная, то, конечно, надо платить.

— И традиционный вопрос: как вам Беларусь? 

— Скажу честно: я не представлял, что Беларусь и Минск окажутся такими, какими я их увидел. Люди очень подвижны, огромные улицы, красивые дома. Мне кажется, страна растет динамичнее, чем иностранцы думают.

Редакция выражает благодарность посольству Франции в Беларуси за помощь в организации материала

Компьютеры в каталоге Onliner.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!