Лара Крофт снова ищет сокровища. Обзор Shadow of the Tomb Raider
13 882
111
23 сентября 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко
Лара Крофт снова ищет сокровища. Обзор Shadow of the Tomb Raider

Лара в этом году пользуется особым вниманием: сначала вышла хоть и очень слабая, но все же «разок глянуть можно» экранизация с самой Алисией Викандер, а в начале осени появляется очередная игра в серии. Скоро не останется сокровищ, до которых загребущие руки дочки археологов не дотянулись, но пока что сценаристы справляются с задачей. И теперь Лару понесло в Перу за очередным артефактом. 

Если у вас в памяти свежи воспоминания от Rise of the Tomb Raider, то в первый час прохождения новой игры кажется, что это один и тот же проект. Понятно, что в рамках серии проекты бывают очень похожи, но внешне все совершенно одинаково: анимация, стилистические решения, организация интерфейса. Из-за этого экшен тяжело воспринимать как отдельную часть — скорее просто большое дополнение. К сожалению, Shadow of the Tomb Raider наверняка и войдет в историю как «еще одна игра про Лару». А заслуживает она куда большего.

Все совсем не так

Дело в том, что внешность игры очень обманчива. Eidos Montreal сделала совсем другой проект с точки зрения структуры, и замечаешь это уже часу на втором прохождения. Rise of the Tomb Raider давала максимум экшена: много перестрелок и взрывов, катапульты разбивают древние храмы, враги забрасывают пещеры гранатами. Как ни пытался проходить скрытно, рано или поздно все равно нарывался на серьезную пальбу. В новой части разработчики серьезно сбавили темп, обратившись к самой сути Tomb Raider — поиску сокровищ и разгадке тайн.

Shadow of the Tomb Raider ближе к приключенческим играм, нежели к экшену с элементами акробатики, как было раньше. Похоже, разработчики наконец-то нащупали нужный баланс и перестали догонять Uncharted (все равно вряд ли получилось бы). Основную часть времени Лара бродит по джунглям, собирает растения и всевозможное барахло, исследует сооружения и рисунки. Идиллию нарушает только «Тринити» — та самая организация, которая хочет заполучить древний артефакт и, говоря казенным языком, использовать в своих корыстных целях.

У Лары обычно предельно страдальческое выражение лица

Впрочем, история долгое время остается на втором плане: мы редко сталкиваемся с противниками что в игровых эпизодах, что в роликах. Shadow of the Tomb Raider сосредоточена на самой Ларе. Сценаристы раскрывают характер героини и объясняют, как она вообще пришла к такой жизни. Эти фрагменты были и раньше, но теперь нам открыто показывают и негативные черты героини: всюду встревает, в спешке игнорирует важные детали, не умеет вовремя остановиться — разработчики будто разрушают образ «сильной независимой», который четко прослеживался раньше.

Кстати, ради интереса можно переключиться на старые образы героини — доступны скины из прошлых игр серии. Здорово видна эволюция персонажа: с каждой новой частью внешность Лары становится все более естественной, а одежда — подходящей к обстоятельствам.

Ходим-бродим

В игре хоть и осталось собирательство, но внимания этому уделяется уже меньше. Почти не возникает ситуаций, когда не хватает ресурсов на создание лекарства или, допустим, маленькой бомбы. И для этого не надо коллекционировать все подряд, достаточно «лута», который поднимаешь, не сворачивая со своего маршрута.

Просто бродить по джунглям было бы слишком скучно, поэтому иногда нас развлекают атаками хищников. В прошлой части Лара находилась в Сибири, поэтому там «боссами» были медведи. А в перуанских лесах девушкой заинтересовались ягуары. Сцена первой встречи с большой кошкой явно создавалась Eidos Montreal под впечатлением от «Выжившего». Животное прячется за деревьями, неожиданно атакует со спины, а у Лары толком и оружия нет — хлипкий лук да острый обломок самолетного винта. Атмосфера получается напряженной.

Кстати, лук и раньше был ценной вещью в инвентаре, а теперь его можно назвать и основным оружием. Дело в том, что игра делает особый акцент на скрытном прохождении. Одно из немногих нововведений — расширенные возможности стелса. Теперь Ларе можно устроить грязевую ванну: девушка измажется с головы до ног, и противникам будет труднее заметить ее. Еще изредка можно подкараулить противника сидя на дереве и подвесить его ногами кверху, но такие ситуации возникают редко. Локации хоть и довольно линейные (в большинстве случаев путь только один), но в боевых эпизодах есть простор для тактики.

Здесь хорошо помогает особый режим зрения, который показывает статус противника: если он не в прямой видимости другого головореза, то можно устранять его. Лара наконец-то возмужала и без промедления закалывает врагов ножами — прошли времена, когда она слезы вытирала из-за убитого оленя.

На грамотный стелс уходит довольно много времени. Нужно изучить маршрут охраны, потом отлавливать противников по одному или издалека устранять луком, а промахнешься — враг в лучшем случае озадаченно почешет голову, глядя на застрявшую в стене стрелу, но, скорее всего, поднимет кипиш. Поэтому многие эпизоды можно проходить открытым боем, просто такой вариант окажется сложнее. Здесь все без изменений: прячемся, целимся в торчащие над укрытиями макушки противников, убегаем от брошенных под ноги гранат.

В моменты затишья, добравшись до очередных развалин, Ларе предстоит решать головоломки. Как и раньше, сделаны они с размахом: поднимаем мосты, активируем хлипкие сооружения, собираем пазлы. Разгадывать механику интересно — задачки довольно легкие, и принцип прохождения обычно понятен сразу, но подобрать решение не всегда просто. Лазание по локациям тоже, по сути, элемент головоломок. Путь не всегда очевиден: чтобы, например, пройти «Испытание орла», нужно повозиться с огромным механизмом, точно в нужный момент перескакивая с одной балки на другую. Только от условностей Eidos Montreal так и не избавилась. К примеру, надо повернуть колонну, а ее удерживают деревянные обломки. Почему-то просто разбить их альпинистским крюком нельзя — нужно заполнить бассейн и уже под водой выламывать доски.

Помогите кто может

По мере прохождения Лара набирает опыт, который конвертируется в очки. Их можно тратить на улучшения, хотя девушка уже по умолчанию весьма способная. Прокачка стандартная: снижение шума при ходьбе или урона во время падений с высоты, задержка дыхания под водой на долгое время и так далее. Если ставить целью максимально возможное развитие персонажа, придется выполнять второстепенные задания.

Сайд-квестов не то чтобы много, но в «мирных» эпизодах обязательно найдется человек, которому что-то нужно. Скажем, отец хочет спасти сына, которого наемники отправили на разработку участка. Напомнили воякам, что рабство давно вне закона, освободили местных жителей, те пошли домой, переступая через трупы головорезов, — в награду получите и опыт, и серьезное оружие.

Из-за уклона в исследования и решение задачек Shadow of the Tomb Raider потеряла в зрелищности. По сравнению с прошлой частью не хватает боевика — чтобы и перестрелки, и погони, и прыжки «из последних сил» по падающим платформам. С другой стороны, киношная постановка экшен-сцен — это стихия другой приключенческой серии, Uncharted. Возможно, Eidos Montreal намеренно отошла от взрывных эпизодов. Зато другие фрагменты очень уж похожи на серию от Naughty Dog: обсуждение героями легенды на террасе бара почти аналогично вступлению Uncharted 2: Among Thieves, падение самолета в джунглях тоже отсылает к приключениям Нейта, равно как и флэшбек в детские годы Лары. Хоть курящего сигары напарника нет, и на том спасибо.

Выглядит Shadow of the Tomb Raider даже на обычной PlayStation 4 очень сносно — честно говоря, при запуске ожидали картинку похуже. Такие игры здорово смотрятся в динамике: давно прошли времена, когда джунгли были словно искусственные — живности нет, листья приклеены к веткам. Теперь все движется: Лара ногами продавливает кусты, на гостью с любопытством смотрит тропическая птица, спешно покидая полянку, с деревьев плавно опадает зелень.


Eidos Montreal все же удалось сделать другую игру Tomb Raider, а не дословно повторять прошлые части. Основную массу времени Лара проведет одна, разгадывая головоломки и прыгая по руинам, — и это получается у нее лучше, чем расстреливать закованных в броню наемников.

Редакция благодарит интернет-магазин GameCity.by за предоставленную для обзора игру

8
Оценка Onliner.by
Самобытное приключение Лары Крофт, несмотря на внешнее сходство с прошлыми частями. Упор на исследования и решение головоломок, минимум перестрелок, но с сохранением драйва и напряжения — в сумме это отличное сочетание, особенно при отсутствии конкурентов.
Нравится
Уклон в исследования
Интересные головоломки
Приятная графика
Постановочные эпизоды
Не нравится
Сюжет очень уж банальный
Боевая часть почти не изменилась

Читайте также:

Игровые приставки в каталоге Onliner.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Автор: Станислав Иванейко